№77-987/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 27 ноября 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малышевой Н.В.
судей Гаврилова Е.В., Горенко В.А.,
с участием: прокурора Науменковой М.С., адвоката Сиротина К.С., осужденного Короткого С.В., при ведении протокола помощником судьи Мартыновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Короткого Сергея Витальевича на приговор Находкинского городского суда Приморского края от 6 августа 2019 года, апелляционное определение Приморского краевого суда от 18 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
по приговору Находкинского городского суда Приморского края от 6 августа 2019 года
Короткий Сергей Витальевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, несудимый,
оправдан в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 2281 УК РФ (по факту незаконного сбыта наркотических средств 26 марта 2018 года), ч. 1 ст. 2281 УК РФ (по факту незаконного сбыта наркотических средств 17 апреля 2018 года), на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений, признано право на реабилитацию,
осужден по п. «б» ч. 3 ст. 2281 УК РФ к лишению свободы на срок 9 лет, по ч. 1 ст. 228 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год,
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено лишение свободы на срок 9 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима;
срок наказания постановлено исчислять с 6 августа 2019 года,
в соответствии с п. «а» ч. 31 ст. 72 УК РФ в срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с 21 августа 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Короткий С.В. осужден за незаконный сбыт наркотического средства, совершенный 12 февраля 2018 года, в значительном размере, а также за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенное 21 августа 2018 года, в значительном размере.
Преступления совершены в г. Находке Приморского края при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Апелляционным определением Приморского краевого суда от 18 февраля 2020 года приговор суда первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе с дополнениями, осужденный Короткий С.В. оспаривает законность осуждения, юридическую оценку его действий по преступлению, предусмотренному п. «б» ч. 3 ст. 2281 УК РФ, ссылаясь на то, что сбыл наркотическое средство в количестве 0,24 грамма, что не составляет значительного размера, и приводит собственные суждения в указанной части. Действия сотрудников полиции являлись провокацией, в чем им оказывала содействие Артемова. Указывает, что судом вещественные доказательства не исследованы в полном объеме, не допрошены свидетели ФИО6, а также ФИО7 и ФИО8, принимавшие участие при проведении оперативно-розыскного мероприятия и обыска, их показания в обвинительном заключении не приведены; в ходе обыска сотрудниками полиции незаконно изъяты принадлежащие ему денежные средства и мобильный телефон, что не зафиксировано в протоколе. Утверждает, что протокол судебного заседания не соответствует требованиям ст. 259 УПК РФ, поскольку его содержание объективно не отражает фактический ход судебного разбирательства, его выступление в последнем слове искажено, незаконно отказано в принесении замечании на протокол судебного заседания, ему не была предоставлена для прослушивания аудиозапись протокола судебного заседания. Просит переквалифицировать содеянное с п. «б» ч. 3 ст. 2281 УК РФ на ч. 1 ст. 2281 УК РФ, назначить наказание в соответствии с требованиями закона, либо отменить обжалуемые судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение, либо возвратить дело прокурору.
Заслушав доклад судьи Малышевой Н.В., выступления осужденного Короткого С.В. и адвоката Сиротина К.С., мнение прокурора Науменковой М.С., полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы осужденного, судебная коллегия находит, что нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела и влекущих в соответствии с ч.1 ст. 40115 УПК РФ отмену или изменение судебных решений в кассационном порядке, не допущено.
В силу ст. 4011 УПК РФ при рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке, круг оснований для отмены или изменения судебного решения ввиду неправильного применения уголовного закона и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, в частности на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного.
Таких нарушений закона не установлено.
Судом уголовное дело рассмотрено с соблюдением принципа состязательности сторон, предусмотренного ст. 15 УПК РФ, с учетом требований ст. 252 УПК РФ.
Из протокола судебного заседания следует, что суд обеспечил сторонам равные права в предоставлении и исследовании доказательств, сторона защиты не была ограничена в возможности допрашивать свидетелей обвинения и представлять доказательства защиты. Ходатайства участников процесса и, в частности, заявленные Коротким С.В., рассмотрены судом в порядке, предусмотренном ст. 271 УПК РФ, по ним приняты мотивированные решения, в том числе об удовлетворении ходатайств в случае их обоснованности. Отказ суда в удовлетворении ряда ходатайств при соблюдении процедуры их рассмотрения не свидетельствует о необъективности суда.
В протоколе судебного заседания отражены все данные, предусмотренные ст. 259 УПК РФ, сведений о ведении аудиозаписи судебного заседания протокол не содержит, и на момент рассмотрения дела уголовно-процессуальный закон не обязывал суд вести аудиозапись хода судебного заседания. С аудиозаписью судебного заседания суда апелляционной инстанции осужденный ознакомлен (л.д.44 т.4).
Выводы суда о виновности Короткого С.В. в совершении сбыта наркотического средства в значительном размере 12 февраля 2018 года и в незаконном хранении без цели сбыта наркотических средств в значительном размере, подтверждаются исследованными и приведенными в приговоре доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.т. 17, 88 УПК РФ, при этом чьей-либо заинтересованности в искусственном создании доказательств обвинения, оснований для оговора Короткого С.В., суд не установил.
При исследовании и оценке доказательств судом не допущено каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, ставящих под сомнение правильность установления фактических обстоятельств дела. При этом несогласие осужденного с данной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона и не является основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных решений.
Утверждение осужденного о провокации сбыта наркотического средства 12 февраля 2018 года сотрудниками правоохранительных органов не основаны на материалах дела.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскного мероприятия являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка» 12 февраля 2018 года проведено в отношении Короткого С.В. на основании постановления, вынесенного в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в связи с информацией о возможном сбыте Коротким С.В. наркотических средств, т.е. при наличии законных оснований.
Результаты оперативно-розыскной деятельности в установленном порядке предоставлены следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и в дальнейшем обоснованно использованы в процессе доказывания в ходе производства по делу. Оснований для признания доказательств, полученных на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, недопустимыми, не имеется.
Как следует из материалов уголовного дела, обыск в жилище произведен с соблюдением требований ст.ст. 165, 166, 182 УПК РФ, с участием понятых и Короткого С.В., на основании постановления суда.
Совокупность исследованных доказательств, суд обоснованно признал достаточной для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, поскольку в них имеются необходимые данные о событии и обстоятельствах совершенных преступлений, а также причастности Короткого С.В. к их совершению.
Юридическая оценка действиям Короткого С.В. дана правильная.
При определении размеров наркотических средств суд обоснованно в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года №1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 2281, 229 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 октября 2012 года №1002, производное N-метилэфедрона относится к наркотическим средствам и включено в список I, наименьший значительный размер установлен для N-метилэфедрона и его производных (от 0,2 г).
Масса наркотического вещества, сбытого Коротким С.В. 12 февраля 2018 года составила 0,24 грамма, что соответствует значительному размеру.
Назначенное Короткому С.В. наказание соответствует требованиям ст. 6 УК РФ. При назначении наказания судом учтены указанные в ст. 60 УК РФ обстоятельства, наказание назначено в допустимых пределах, установленных ч.1 ст. 62 УК РФ.
Вопросы о возможности применения положений ч. 6 ст. 15, ст. ст. 64, 73 УК РФ в приговоре получили надлежащее разрешение с приведением соответствующих мотивов.
Вид исправительного учреждения назначен согласно п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Апелляционное определение отвечает требованиям ст. 38928 УПК РФ. В нем содержатся мотивированные решения по доводам апелляционных жалоб осужденного, им дана должная оценка.
При таких данных, в соответствии с положениями ст. 40114 УПК РФ, судебная коллегия полагает оставить кассационную жалобу осужденного Короткого С.В. без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 40114 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Короткого Сергея Витальевича на приговор Находкинского городского суда Приморского края от 6 августа 2019 года, апелляционное определение Приморского краевого суда от 18 февраля 2020 года – оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Малышева
Судьи: Е.В. Гаврилов
В.А. Горенко