Дело № 12-24/2024
59RS0028-01-2023-002331-56
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лысьва 01 февраля 2024 года
Судья Лысьвенского городского суда Пермского края Ведерникова Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по Приволжскому Федеральному округу от 10 ноября 2023 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по Приволжскому Федеральному округу от 10 ноября 2023 года № УАВР № 2 Филиал общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» (далее УАВР № 2 Филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в том, что 20 октября 2023 года в 11:22:04 на 106 км 910 м автодороги «Кунгур-Соликамск» Пермского края тяжеловесное трехосное транспортное средство <данные изъяты>, собственником которого является УАВР № 2 Филиал ООО «Газпром тансгаз Чайковский», в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, двигалось с превышением предельно допустимой нагрузки на вторую и третью ось транспортного средства на 15,92% и 14,24% соответственно (8,964 т на вторую ось и 8,568 т на третью ось при предельно допустимой нагрузке 7,50 т на каждую ось) без специального разрешения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Зебзеев А.В. обратился в Лысьвенский суд с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава правонарушения либо заменить наказание предупреждением. В обоснование заявленных требований в жалобе указал, что транспортное средствщ принадлежащее заявителю в силу своего специального назначения является тяжеловесным, однако в соответствии с техническими характеристиками транспортного средства, указанными заводом изготовителем в руководстве по эксплуатации, нагрузки на оси шасси транспортного средства при его технически допустимой максимальной массе, то есть с максимальной массой перевозимого груза, соответствуют допустимым параметрам, указанным в п.4,5 акта № 921 от 23.10.2023, и оформления специального разрешения на перевозку грузов не требуют. Конструктивное состояние транспортного средства не изменялось и соответствует техническим характеристикам, указанным заводом-изготовителем. В день совершения правонарушения, 20.10.2023, транспортное средство двигалось без какого-либо груза, при движении в одну сторону никакое нарушение весовых параметров не зафиксировано, а при движении обратно, но уже по другой полосе дороги, зафиксировано нарушение. Полагает возможным превышение допустимых параметров в связи с моментным перераспределением нагрузок на оси шасси транспортного средства, так как в данный момент транспортное средство могло набирать скорость либо совершать торможение. Полагает, что превышение допустимых параметров возможно в связи с нарушениями в работе технического устройства, с помощью которого осуществлялась фиксация.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Зебзеев А.В. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что акт взвешивания № 921 от 23.10.2023 не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку в нарушение постановления Правительства Пермского края от 23.12.2021, ст. 87 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2021 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", составлен спустя длительное время, в то время как указанными нормативными актами предусмотрено, что в случае выявления правонарушения в порядке контрольного (надзорного) мероприятия, оформление акта производится в этот же день. Весовой и габаритный контроль представляет собой контрольное (надзорное) мероприятие, которое осуществляется по временной протяженности в течение нескольких секунд(минут), соответственно акт должен быть составлен в этот же день.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном этим законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 2 статьи 31 указанного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
Частью 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и районного наземного электрического транспорта" предусмотрено, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из содержания части 3 статьи 28.6 КоАП РФ следует, что выявление правонарушения возможно как с применением специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, при этом определяющим для вынесения постановления в порядке статьи 29.10 КоАП РФ является то обстоятельство, чтобы указанные средства работали в автоматическом режиме.
Частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2023 года в 11:22:04 на 106 км 910 м автодороги «<адрес> тяжеловесное трехосное транспортное средство 658901<данные изъяты> собственником которого является УАВР № 2 Филиал ООО «Газпром тансгаз Чайковский», в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, двигалось с превышением предельно допустимой нагрузки на вторую и третью ось транспортного средства на 15,92% и 14,24% соответственно (8,964 т на вторую ось и 8,568 т на третью ось при предельно допустимой нагрузке 7,50 т на каждую ось) без специального разрешения.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, "СВК-2-Р(М)ВС", свидетельство о поверке № от 21 сентября 2023 года, поверка действительна до 20 сентября 2024 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения УАВР № 2 Филиал ООО «Газпром тансгаз Чайковский» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно копии паспорта транспортного средства (л.д.16), собственником транспортного средства марки <данные изъяты> является ООО «Газпром трансгаз Чайковский».
Как следует из содержания постановления, вынесенного государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по приволжскому Федеральному округу от 10.11.2023, собственником транспортного средства <данные изъяты>, является УАВР № 2 Филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский». Оно же привлечено к административной ответственности и определено в постановлении должностного лица как плательщик административного штрафа.
Таким образом, дело об административном правонарушении с очевидностью рассмотрено должностным лицом в отношении филиала юридического лица.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к административной ответственности филиала юридического лица положениями КоАП РФ не предусмотрено, поскольку в силу норм гражданского законодательства они не имеют статуса юридического лица и не являются самостоятельными субъектами ответственности, административную ответственность за правонарушение, совершенное в процессе их деятельности, несет создавшее его юридическое лицо.
Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 КоАП РФ субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица. Филиал юридического лица субъектом административной ответственности не является. Санкция части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ также не предусматривает в качестве субъекта административной ответственности филиал юридического лица.
Поскольку к административной ответственности должностным лицом в нарушение требований положений статей 2.1, 2.4, 2.10, части 2 статьи 12.21.1. КоАП РФ привлечено УАВР № 2 Филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский», не имеющее статуса юридического лица, и не являющееся самостоятельным субъектом ответственности, вынесенное государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по приволжскому Федеральному округу постановление, нельзя признать законными и обоснованными.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по Приволжскому Федеральному округу от 10 ноября 2023 года № в отношении УАВР № 2 Филиал общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении УАВР № 2 Филиал общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд Пермского края в течение 10 дней.
Судья (подпись).
Верно.Судья