Дело № 2-908/2024
УИД 04RS0007-01-2023-004149-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2024 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Дабаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ» к Петренко Ю.Н., Петренко А.А. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить снос самовольной постройки, приведении в соответствие с установленными требованиями,
у с т а н о в и л:
Обращаясь с иском к вышеуказанным ответчикам, истец МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ» просит признать самовольной постройкой объект капитального строительства – фундамент из бетонных блоков, возведённый на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположение которого <адрес>; обязать ответчиков осуществить снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора была проведена проверка 24.07.2023 в отношении объекта капитального строительства в виде фундамента из бетонных блоков для строительства дома, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .... В ходе проведения проверки установлено, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлялось в отсутствие разрешения на строительство в нарушение п.1 ч.1 ст. 54 ГрК РФ.
Согласно Генеральному плану городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского депутатов от 25.03.2018 № 816-82, земельный участок с кадастровым номером 03:24:021931:36 расположены в жилой зоне.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского депутатов от 25.03.2008 №817-82, земельный участок с кадастровым номером ... в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Согласно проекту планировки г. Улан-Удэ, утвержденного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 22.12.2016 № 992-р, земельный участок с кадастровым номерам ... в жилой зоне.
Определениями суда от 28.11.2023, от 04.03.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора, МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ.
Представитель истца по доверенности Буш М.П. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что при возведении объекта капитального строительства – фундамента из бетонных блоков ответчиками не соблюдены параметры строительства, а именно минимальные отступы от границ смежного земельного участка, составляющие 3 метра, что создает опасность, угрозу для окружающих.
Ответчики Петренко Ю.Н., Петренко А.А. исковые требования не признали. В обоснование пояснили, что рельеф местности не позволяет по иному расположить строение. В настоящий момент ими возведен лишь фундамент, в дальнейшем они намерены возвести дом с отдельно стоящим гаражом, нарушений закона ими не допущено. Уведомление о строительстве ими направлено в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ
В судебном заседании представитель МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» по доверенности Буянтуева А.Б. поддержала требования истца.
Представитель третьего лица Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в судебное заседание не явился, поступило заявление представителя по доверенности Жамсарановой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Госстройжилнадзора.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав, в том числе права собственности, осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ). Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Пунктом 2 ст. 263 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются ст. 222 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Как указано в п. 2 ст. 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно положениям п. 3.1 ст. 222 ГК РФ судом принимается решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Снос недвижимого имущества является крайней мерой, когда устранение последствий нарушения невозможно иным способом, сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан и эти нарушения являются неустранимыми.
Для определения последствий возведения самовольной постройки юридически значимым обстоятельством является установление факта неустранимости допущенных при ее возведении нарушений либо возможности приведения постройки в соответствие с установленными требованиями.
Из п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» (далее - постановление Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 № 44) следует, что правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута при осуществлении строительства обязаны соблюдать правовой режим земельного участка, а также ограничения, установленные законом или договором, на основании которого используется земельный участок (п. 2 ст. 264 ГК РФ, ст. 41 ЗК РФ). При разрешении споров, связанных с самовольными постройками, судам следует учитывать, что правовой режим земельного участка определяется исходя из принадлежности этого участка к определенной категории земель и его разрешенного использования, а также специальных требований законодательства, которыми могут быть установлены ограничения в использовании участка (подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок, видов разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ, ст. 30, ч. 1 ст. 36, ст. 37 ГрК РФ, п. 12 ч. 1 ст. 10 Закона о государственной регистрации недвижимости), за исключением случаев, если на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется (ч. 4 ст. 36 ГрК РФ). Возведение (создание) постройки с нарушением вида разрешенного использования земельного участка является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки, если не будет доказана возможность приведения ее в соответствие с установленными требованиями. Использование не по целевому назначению объекта, возведенного в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, не является основанием для признания его самовольной постройкой (п. 19 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 № 44).
Как указано в п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 № 44, исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Как следует из пояснений и подтверждено представленными в материалы дела документами, ответчики Петренко Ю.Н., Петренко А.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: <адрес>, площадью 496 +-7.79 кв. м., в настоящее время имеющего вид разрешенного использования «участок, занимаемый существующим жилым домом».
Государственный кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен 05.12.2005, площадь земельного участка составляет 496+-7.79 кв.м., на момент постановки на государственный кадастровый учет он был отнесен к землям населенных пунктов.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером ...
Актом проверки № 29 от 24.07.2023 Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером ... находится фундамент из бетонных блоков, присутствует сборная опалубка. В ходе проведения проверки установлено, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в отсутствие разрешения на строительство в нарушение п.1 ч.1 ст. 54 ГрК РФ.
Согласно письму от 22.05.2019 Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, разрешение на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером ... не выдавалось.
Как отмечено выше, в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о том, что на земельном участке с кадастровым номером ... расположен жилой дом с кадастровым номером ..., шлакобетонный, площадью 32,5 кв.м. Вместе с тем, в настоящее время на данном земельном участке шлакобетонный дом отсутствует, на его месте возведен фундамент из бетонных блоков площадью, превышающей данные указанные в выписке из ЕГРН от 03.08.2023, также отсутствуют отступы от границ земельного участка в отношении объекта ИЖС в зоне Ж-1 согласно ПЗЗ г. Улан-Удэ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «г. Улан-Удэ», утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта составляют 3 м., чего в рассматриваемом случае стороной ответчиков не соблюдено.
Из Акта проверки № 29 от 24.07.2023 Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора следует, что присутствуют нарушения отступов характерных для возведения объекта ИЖС Ж-1 согласно ППЗ г. Улан-Удэ.
Протоколом осмотра Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 24.07.2023 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ... имеется фундамент из бетонных блоков, возведен цокольный этаж (присутствует старая собранная опалубка для проведения бетонных работ), присутствуют бетонные плиты. До стены гаража соседнего участка расстояние 1, 2 м., что недопустимо по противопожарным отступам.
Данное обстоятельство стороной ответчиков не оспаривалось, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств соблюдения минимального отступа от границ смежного земельного участка ответчиками не представлено.
При таком положении, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. С учетом вышеприведенных положений закона ответчики должны осуществить снос самовольно возведенного строения, к каковым относится возведенный на земельном участке фундамент, или привести строение в соответствии с приведенными требованиями.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 № 44 положения ст. 222 ГК РФ регулируют отношения, связанные с самовольным возведением (созданием) зданий, сооружений, отвечающих критериям недвижимого имущества вследствие прочной связи с землей, исключающей их перемещение без несоразмерного ущерба назначению этих объектов (абз. 1, 3 п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 141. 3 ГК РФ).
Постройка может быть признана самовольной на любом этапе ее строительства, начиная с возведения фундамента.
В соответствии с п. 29 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 № 44, по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной.
Определяя последствия такого нарушения, суду следует оценить его существенность. В частности, возведение объекта с нарушением нормативно установленного предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные п. 39 ст. 1 ГрК РФ), с нарушением строительных норм и правил, повлиявшим или способным повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным.
В рассматриваемом случае, возведение объекта капитального строительства без соблюдения минимальных отступов от границ смежного земельного участка является существенным нарушением, поскольку влияет на безопасность объекта, ее сохранение создает угрозу нарушения прав и законных интересов третьих лиц, смежных землепользователей.
С учетом изложенного, спорный объект капитального строительства – фундамент из бетонных блоков является самовольной постройкой, которая в силу ст. 222 ГК РФ подлежит сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ» удовлетворить.
Признать объект, возведённый на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать Петренко Ю.Н. (паспорт ...), Петренко А.А. (паспорт ...) осуществить снос самовольной постройки или ее приведение в соответствии с установленными требованиями в течении 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Петренко Ю.Н. (паспорт ... Петренко А.А. (паспорт ...) в доход муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» государственную пошлину в размере 300 руб. в долевом порядке, то есть по 150 руб. с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Л. Доржиева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.04.2024.