Решение по делу № 2-1843/2014 от 29.10.2014

Дело № 2-1843/2014 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Ковалевского М.В.,

с извещением: заявителя Волкова А.Н., представителя ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 17 ноября 2014 года гражданское дело по заявлению Волкова А. Н. о признании действий администрации ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми по изъятию личных вещей неправомерными, и обязании возвратить изъятые вещи согласно акта <Номер> от <Дата> г.,

УСТАНОВИЛ:

Волков А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действия администрации ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми по изъятию личных вещей неправомерными, и обязать возвратить изъятые вещи, согласно акта <Номер> от <Дата> г.

Заявитель Волков А.Н. о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам. Законом не предусмотрена обязанность суда, этапировать Волкова А.Н. для личного участия в судебном заседании по гражданскому делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Волков А.Н. находясь в местах лишения свободы, своим правом на участие в деле через представителя не воспользовался. Гражданско-процессуальный кодекс РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами гражданских дел, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса, они могут поручить защиту их интересов представителям. Суд, считает возможным рассмотреть заявление Волкова А.Н. без его участия.

Представитель ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми в судебном заседании участия не принимал. От врио начальника ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми Краснова Е.Н. поступили возражения на заявление Волкова А.Н., из которых следует, что требования заявителя не обоснованны, соответственно удовлетворению не подлежат.

Заслушав Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Ковалевского М.В., полагавшего в удовлетворении требований Волкову А.Н. отказать, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти.

В ч. 8 ст. 82 УИК РФ указано, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержден перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Пункты 154, 155 Правил и пункт 2 примечаний к приложению № 1 к этим Правилам определяют особенности условий содержания осужденных, подвергнутых мерам взыскания, в помещениях камерного типа, ЕПКТ, одиночных камерах, которые отличаются от общих условий содержания осужденных в исправительных учреждениях.

Согласно п. 154 Правил осужденным, переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, полотенца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, табачных изделий и спичек (для женщин предметов гигиены), а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.

Пункт 155 Правил, предусматривает, что осужденным, содержащимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ и одиночных камерах, разрешается иметь при себе судебные решения по их делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки, стержни, тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения, выписывать книги, журналы и газеты.

Конституцией РФ допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Ограничения основных прав и свобод обусловлены особенностями правового статуса отдельных категорий граждан, в том числе лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.


Специальный статус данной категории граждан, к которой относится и заявитель, предполагает существенное ограничение его прав, связанное с применением в отношении него карательной меры за совершенное преступление в виде назначенного судом уголовного наказания.

Заявитель Волков А.Н. в исправительной колонии находится в помещениях камерного типа, а потому в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений не вправе держать при себе вещи, согласно акта <Номер> от <Дата> г., а именно: фотоальбом, файлы, стикеры, точилку, корректор.

Между тем, в подтверждение своих доводов заявитель Волков А.Н. не представил относимые и допустимые доказательства, которые могли бы бесспорно свидетельствовать о незаконности действий администрации ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми в отношении заявителя.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Однако, Пунктом 4 примечаний приложения № 1 к Правилам, полномочия определять количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, возлагаются на начальника учреждения.

Приказ ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми <Номер> от <Дата> «Об установлении количества вещей и продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе», утративший силу в связи с изданием Приказа ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми <Номер> от <Дата> «Об установлении количества вещей и продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе» изданы начальником учреждения в рамках возложенных на него полномочий, не противоречат Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года № 205. Соответственно, прав заявителя Волкова А.Н. не нарушают.

Согласно статье 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (п. 2), выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 3).

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13), а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (п. 3 ст. 14).

В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205.

Между тем, пунктом 3 Приказа ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми <Номер> от <Дата> «Об установлении количества вещей и продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе» установлены ограничения на количество вещей, предметов и продуктов питания для осужденных, отбывающих меру взыскания в помещения камерного типа, едином помещении камерного типа и где разрешено иметь при себе в камере письменные принадлежности, а именно: тетради, авторучки, конверты.

Все ограничения в хранении при себе личных вещей, о которых указывает в своем заявлении Волков А.Н. предусмотрены действующим законодательством и связаны с его содержанием в строгих условиях отбывания наказания, а поэтому подлежат исполнению должностными лицами исправительного учреждения в пределах их полномочий.

В соответствии с частью 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что администрацией ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми права осужденного Волкова А.Н. не нарушены в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Волкову А.Н. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Волкову А. Н. о признании действий администрации ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми по изъятию личных вещей неправомерными, и обязании возвратить изъятые вещи, согласно акта <Номер> от <Дата> г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2014 года.

... судья - А.Ю. Лисиенко

...

...

2-1843/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волков А.Н.
Другие
ИК-31
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
29.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2014Передача материалов судье
31.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Судебное заседание
21.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2015Дело оформлено
09.02.2015Дело передано в архив
17.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее