Судья Бескровная О.А. Дело № 33-5326/2023 (2-214/2023)
УИД 25RS0002-01-2022-006471-33
А П П Е Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 июня 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шульга С.В.
судей Веригиной И.Н., Симоновой Н.П.
при секретаре Брыжеватой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсун Александры Сергеевны к Законодательному Собранию Приморского края о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным
по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 10.03.2023, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения истца Корсун А.С., представителя Законодательного Собрания Приморского края Данильченко И.В. судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Корсун А.С. обратилась в суд с названным иском, в обосновании требований указала, что с 11.10.2021 является ..., с ней заключен срочный трудовой договор.
На основании информационного письма прокуратуры Приморского края от 14.03.2022 о наличии в действиях ... Корсун А.С. нарушения требований организационно-распорядительных документов Законодательного Собрания Приморского края в отношении нее была проведена служебная проверка, по результатам которой распоряжением заместителя председателя Законодательного Собрания Приморского края от 04.04.2022 № 164-К к Корсун А.С. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
С указанным распоряжением истец не согласилась, указав на отсутствие основания для применения к ней дисциплинарного взыскания.
Все вопросы, связанные с деятельностью ... Законодательного собрания Приморского края разрешаются депутатом, который является единственным лицом, наделенным полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью ..., и имеющим право проводить служебные проверки либо инициировать проведение служебных проверок. Однако депутат ФИО3 А.А. никакой служебной проверки в отношении истца не инициировал, поскольку оснований для этого не имелось.
Ответчиком нарушен срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, так как ее непосредственному руководителю о якобы совершенном ею дисциплинарном проступке стало известно 21.02.2022, однако распоряжение о применении дисциплинарного взыскания издано ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами месячного срока применения дисциплинарного взыскания.
В ходе проведения служебной проверки факт ознакомления истца с инструкцией по работе с документами в Законодательном собрании Приморского края, утвержденной распоряжением председателя Законодательного собрания от 21.12.2018 №1666 не установлен, следовательно, вина истца в нарушении указанной инструкции не доказана. Кроме того, ответчиком не доказан сам факт совершения истцом дисциплинарного проступка. В рабочий кабинет депутата, где установлен компьютер, на котором он работал, имели доступ неустановленное количество лиц, которые в рамках проведения служебной проверки опрошены не были. Этот кабинет находится по адресу: <адрес>. Компьютер депутата ФИО3 А.А. за истцом не был закреплен, ее рабочее место определено по адресу: <адрес>, письмо с компьютера депутата ФИО3 А.А. истец не отправляла, факсимиле не проставляла, так как это не входило в ее должностные обязанности.
Выводы заключения служебной проверки о совершении истцом дисциплинарного проступка, выразившегося в подписании Корсун А.С. обращения депутата ФИО3 А.А. с использованием факсимильной подписи и направлении этого обращения в Прокуратуру Приморского края, основаны лишь на предположениях.
Истец просила признать незаконным и отменить распоряжение заместителя председателя Законодательного собрания Приморского края от 04.04.2022 №164-к о применении к Корсун А.С. дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, распоряжение заместителя председателя ...
С решением не согласился ответчик, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушение норм материального и процессуального права. Указывается на несостоятельность вывода суда. У Законодательного собрания Приморского края отсутствует обязанность знакомить ... с инструкцией по работе с документами в Законодательном собрании Приморского края. При приеме на работу ... знакомятся со всеми локальными нормативными актами регулирующими вопросы трудовой деятельности работников. При подписании срочного трудового договора истец поставила подпись, которой подтвердила согласие с содержанием и знанием локальных нормативных актов Законодательного собрания. Таким образом, истец, являясь ..., обязана была знать и исполнять инструкцию при ведении делопроизводства депутата и при работе с обращениями граждан. Также текст инструкции размещен в свободном доступе на официальном сайте Законодательного собрания Приморского края. Кроме того, неверен вывод суда о нарушении порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Работодателем истца является Законодательное собрание Приморского края, а не депутат ФИО3 А.А. Порядок и срок наложения дисциплинарного взыскания ответчиком нарушен не был. До применения дисциплинарного взыскания от истца было истребовано объяснение, факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, выразившийся в подписании Корсун А.С. обращения депутата ФИО3 А.А. с использованием факсимильной подписи и направлением этого обращения в Прокуратуру Приморского края работодателем установлен 17.03.2022, что является днем обнаружения проступка, вина истца доказана.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, истец возражала против их удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право: требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей; соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
Согласно положениям части 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2017 № 1262-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57725-2017 «Деятельность помощников депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 57725-2017).
В соответствии с пп.2.1, 2.3 ГОСТ Р 57725-2017 помощник депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - помощник депутата, помощник) - гражданин Российской Федерации, оказывающий информационную, экспертно-аналитическую, организационную и техническую помощь депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении им своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Собрание депутатов, Собрание).
Помощник депутата осуществляет свою деятельность на штатной основе - на основании срочного трудового договора, срочного служебного контракта с Собранием депутатов, либо на основании гражданско-правового договора с Собранием депутатов, либо на общественных началах.
Согласно п.2.11 ГОСТ Р 57725-2017, наделение полномочиями помощника депутата оформляется распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, издаваемым: в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях срочного трудового договора (срочного служебного контракта: прием на работу помощника депутата по срочному трудовому договору, срочному служебному контракту), - на основании заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта); в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях гражданско-правового договора, - на основании заключенного гражданско-правового договора; в отношении помощника, осуществляющего свою деятельность на общественных началах (общественного помощника), - на основании его личного заявления и представления депутата. В представлении депутата указывается срок наделения полномочиями помощника депутата, который не может превышать срок полномочий депутата.
Постоянным рабочим местом помощника депутата является помещение, оборудованное надлежащим образом, содержание которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на обеспечение деятельности ФИО2 депутатов. Правовое положение помощника, работающего на постоянной основе, определяется действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе. Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о режиме работы в помещениях, занимаемых Собранием депутатов (пп.2.12, 4.13 ГОСТ Р 57725-2017).
В своей деятельности помощник депутата руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, постановлениями и решениями ФИО2 депутатов, распоряжениями Председателя ФИО2 депутатов и указаниями депутата, помощником которого он является (п.2.8. ГОСТ Р 57725-2017).
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 26.03.2014 № 1261 утверждено «Положение о помощниках депутата Законодательного Собрания Приморского края» (далее - Положение), которым определено, что помощник депутата в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Приморского края и настоящим положением (п. 2.1 Положения).
В соответствии с п.2.3.11 Положения, помощник депутата обязан готовить проекты документов от имени депутата Законодательного Собрания, осуществлять их учет и отправку. Организационно-правовую и методическую помощь при осуществлении помощниками депутата своих прав и обязанностей оказывает аппарат Законодательного Собрания (п.2.9 Положения).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Корсун А.С. на основании срочного трудового договора от 11.10.2021 № 16 является ... Законодательного Собрания Приморского края 7 созыва ФИО3 А.А.
04.02.2022 в прокуратуру Приморского края через Единый портал прокуратуры Российской Федерации поступила отсканированная копия обращения, датированного 31.01.2022 и подписанного от имени депутата Законодательного Собрания Приморского края ФИО3 А.А., в котором депутат просил организовать проверку неудовлетворительного состояния городских пешеходных коммуникаций, в частности пешеходной лестницы в районе <адрес> в <адрес>.
Данное обращение оформлено на бланке депутата Законодательного Собрания, направлено с использованием адреса электронной почты: ... от его имени с обратным почтовым адресом: <адрес>.
Опрошенный в ходе прокурорской проверки ФИО3 А.А. пояснил, что он указанное обращение не подписывал, предположил, что на обращении от его имени ... Карсун А.С. поставлено факсимиле, после чего, данное обращение направлено помощником по электронной почте с рабочего компьютера.
14.03.2022 по результатам проверки в адрес председателя Законодательного Собрания Приморского края прокуратурой Приморского края направлено информационное письмо № 22-10-2022, в котором со ссылками на пп. 2.3.1. 2.3.4. 2.6.3 и 3.1.12 Инструкции прокурор указал на наличие в действиях ... - Корсун А.С. нарушений требований организационно-распорядительных документов Законодательного Собрания Приморского края.
На основании указанного информационного письма в отношении Корсун А.С. проведена служебная проверка, назначенная распоряжением председателя Законодательного Собрания от 22.03.2022 № 146-К, по результатам которой заключением от 31.03.2022 установлен факт нарушения Корсун А.С. своих трудовых обязанностей, выразившийся в нарушении требований к работе с документами и ведению делопроизводства в Законодательном Собрании, предусмотренных Инструкцией, так как являясь исполнителем письма депутата ФИО2 А.А. Корсун А.С. нарушила требования Инструкции в части подписания документа, в связи с чем комиссией предложено применить к Корсун А.С. дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Распоряжением заместителя председателя Законодательного Собрания Приморского края от 04.04.2022 № 164-К к Корсун А.С. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, применив к возникшим отношениям статьи 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что у работодателя отсутствовали основания для привлечении Корсун А.С. к дисциплинарной ответственности в виде выговора. При этом суд, оценив доводы истца, пришел к выводу, что в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации, законодательства, регулирующего деятельность ... Законодательного собрания, истец не была ознакомлена с инструкцией по работе с документами в Законодательном собрании. Кроме того, суд указал на пропуск ответчиком срока привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку о допущенном нарушении непосредственному руководителю истца – депутату ФИО3 А.А. стало известно 21.02.2022, с указанной даты, по мнению суда, следует исчислять месячный срок для привлечения к ответственности. В то же время суд посчитал срок для обращения Корсун А.С. с настоящим иском, о котором было заявлено ответчиком, не пропущенным.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абзац 10 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (часть 3 статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности знакомить ... с инструкцией по работе с документами в Законодательном собрании Приморского края, о соблюдении порядка и сроков привлечения истца к дисциплинарной ответственности основаны на неверном толковании норм права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, в рассматриваемом случае был признан незаконным сам факт привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Приведенные доводы выводы суда не опровергают, были предметом оценки суда.
Нарушений судом норм материального и процессуального права не подтверждают, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 10.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Приморского края – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.06.2023.
Председательствующий
Судьи