<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-3724/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 08.11.2021
мотивированное: 15.11.2021
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
с участием представителя истца Прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы Кадырова Н.С.,
представителя третьего лица Филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава РФ в г. Махачкале Гамала Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее – ТУ Росимущества в РД) о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по обращению защитных сооружений гражданской обороны по адресу: г. Махачкала, пр. А. Султана, 13б, расположенных на территории Филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России в г. Махачкале, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них, а также обязании совершить действия по обращению указанных защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них и включению объектов в реестр федеральной собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 <адрес> обратилась в суд в интересах РФ и неопределённого круга лиц с исковыми требованиями к ТУ Росимущества в РД о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, расположенных на территории Филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них, а также обязании совершить действия по обращению указанных защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них и включению объектов в реестр федеральной собственности.
Исковые требования мотивированы тем, что органами ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в отношении объектов, расположенных на территории ФИО2 <адрес>. В ходе проверки установлено, что защитные объекты, расположенные на территории Филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, пр. А. Султана, 13б) в установленном порядке как федеральная собственность не учтены, права на них за РФ не зарегистрированы. В силу позиции ВАС РФ (постановление от 26.10.2020 №) защитные сооружения гражданской обороны продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о передаче их в собственность субъекта РФ. Как федеральная собственность указанные объекты подлежат соответствующему учёту, право собственности на них подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, что ответчиком сделано не было. Кроме того, действующим законодательством и подзаконными актами к защитным сооружениям гражданской обороны предъявляются требования по обеспечению их надлежащего состояния и готовности к использованию по назначению. В ходе проверки защитных сооружений установлены нарушения вышеуказанных норм, объекты не готовы к использованию по назначению. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.
На рассматриваемый иск поступили письменные возражения ответчика ТУ Росимущества в РД, в которых иск полагается не подлежащим удовлетворению в силу следующего. Указывается, что защитным сооружениям гражданской обороны относятся к собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. Следовательно, ТУ Росимущества в РД не является надлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям. Кроме того, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны существуют основания для снятия объектов с соответствующего учёта в случае утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически не целесообразно, а также в случае отсутствия потребности в них. Таким образом, после принятия ответчиком исчерпывающих мер по выявлению потенциальных пользователей и получения отрицательных заключений объекты ЗС ГО, составляющие имущество государственной казны РФ, потребность в которых отсутствует, подлежат снятию с учёта. Ответчиком указывается на то, что спорные объекты СЗ ГО были приватизированы и перешли в собственность ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России, право собственности нового собственника зарегистрировано. До приватизации данное имущество находилось в собственности Российской Федерации, сведения о нежилом здании были учтены в реестре федерального имущества, объект находился в хозяйственном ведении ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России. В процессе приватизации объект выбыл из федеральной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС по РД, а также по инициативе суда - Филиал ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>.
На иск также поступили возражения третьего лица Филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, в которых иск полагается не подлежим удовлетворению, поскольку объекты ЗС ГО были приватизированы и перешли в собственность данной организации, восстановление их в федеральной собственности невозможно.
В судебном заседании представитель ФИО2 <адрес> ФИО7 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Надлежаще извещенный ответчик ТУ Росимущества в РД своего представителя в суд не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава РФ в <адрес> ФИО6 категорически возражал против удовлетворения иска, указав на то, что данное строение в порядке приватизации перешло в собственность ФГУП НПО «Микроген» Минздрава РФ, приватизация произведена в соответствии с требованиями закона, имеется нормативное решение по приватизации и решение ТУ Росимущества по <адрес>, права зарегистрированы.
Надлежаще извещенное третье лицо ГУ МЧС РФ по РД своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по РД.
Выслушав представителей ФИО2 и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО2 <адрес> на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы признания незаконным бездействия ТУ Росимущества в РД выразившегося в непринятии мер по обращению защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, расположенных на территории Филиала ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них, обязании совершить действия по обращению указанных защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них и включению объектов в реестр федеральной собственности.
Поскольку в споре затрагиваются права на имущество, данный спор подлежит рассмотрению и разрешению в гражданско-правовом порядке, а не в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов гражданского дела, органами ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в отношении объектов, расположенных на территории ФИО2 <адрес>. Список таких объектов, внесённых в соответствующий реестр, представлен ГУ МЧС по РД. В число данных объектов входят объекты с индексами 8-05 и 9-05 площадью 360 и 340 кв. м соответственно, расположенные по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б. Указанные объекты относятся к Филиалу ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>.
ТУ Росимущества в РД по запросу ФИО2 <адрес> представлен перечень защитных сооружений гражданской обороны на территории ФИО2 <адрес>, находящихся в федеральной собственности, указанный перечень содержит 8 наименований, объектов по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, в указанном перечне нет.
Оба списка с сопроводительными письмами приложены ФИО2 к исковому заявлению. Указанные списки никем не оспариваются.
Путём сопоставления списков органы ФИО2 пришли к выводу о том, что объекты по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, за которыми сохраняется статус защитных сооружений гражданской обороны, не находятся в федеральной собственности, в чём ФИО2 нашла нарушение действующего законодательства. Кроме того, в результате проведенной проверки установлено, что объекты эксплуатируются с нарушениями, в связи с чем есть сомнения в их готовности к использованию по назначению.
В силу ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановляет Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно данному Постановлению в объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, относятся, среди прочего, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Согласно п. 3 данного Постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
П. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Комментируя приведенные выше нормы законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, Президиум ВАС РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № указал на то, защитные сооружения представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, они прямо не указаны в приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
При этом делается вывод, что защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п. 3 Постановления № продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта ФИО1 в установленном порядке.
В соответствии с п. 3 разд. 2 ч. II «Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год», утвержденных Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ приватизация объектов гражданской обороны осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Доказательства того, что в отношении указанных в иске объектов Правительство РФ принималось решение об их приватизации, ответчиком и третьим лицом не представлены.
Даже факт регистрации права собственности на объекты за новым собственником сам по себе не означает, что данная перерегистрация произведена на законных основаниях. ТУ Росимущества в РД как раз и является тем самым органом, на которое возложены обязанности по контролю за сохранением и выбытием имущества из федеральной собственности.
В своих возражениях на иск и ответчик ТУ Росимущества в РД, и третье лицо Филиал ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России в <адрес> указывали на то, что указанные в иске объекты были приватизированы и находятся в собственности третьего лица. В обоснование данной позиции представлены выписки из ЕГРН, согласно которым объекты с кадастровыми номерами 05:40:91:3884 и 05:40:83:2344 находятся в собственности ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России.
Судом в данном случае не рассматривается спор о правах на недвижимое имущество, в связи с чем суд ограничен в оценке правомерности или неправомерности регистрации прав на указанные объекты за третьим лицом.
ФИО2 фактически требует от ТУ Росимущества в РД наведения порядка в статусе защитных сооружений, а именно оценки того, входят ли защитные сооружения в перечень имущества, права на которые зарегистрированы за ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России, произведена ли приватизация данных объектов, имелись ли законные основания для данной приватизации. В отсутствие таких доказательств имущество подлежит оформлению в федеральную собственность. Спор о правах может быть разрешен только в судебном порядке.
Из представленных третьим лицом документов следует, что предполагаемое разрешение на приватизацию защитных объектов гражданской обороны дало ТУ Росимущество в <адрес>, которое не является органом, уполномоченным на принятие такого рода решений. Следовательно, имеется бездействие ТУ Росимущества в РД, которое уклоняется от оценки данных документов и предпринятия мер по соблюдению норм федерального законодательства.
Как было указано выше, спорные объекты, расположенные по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны.
Ответчиком в возражениях на иск указывается на то, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответствующие органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, в силу положений ФЗ «О гражданской обороне» на субъекты РФ и муниципальные образования возложена обязанность по созданию и поддержке защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности.
Между тем, нормы закона, на которые ссылается ответчик, не являются основанием для вывода о том, что защитные сооружения гражданской обороны переданы субъектам РФ или муниципальным образованиям. В отношении данных объектов, созданных в СССР, такой вывод может быть сделан только на основании решения о передаче объекта из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципального образования.
В отношении указанных в иске объектов такое решение представлено не было.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что данные защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
На основании положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании учета федерального имущества» объекты федеральной собственности учитываются в реестре федерального имущества.
В отношении указанного имущества учёт в качестве объектов федеральной собственности не произведён, что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утверждены Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:
при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
Между тем, даже при наличии указанных обстоятельств снятие с учета производится в установленном данным подзаконным порядке (комиссионно), решение о снятии оформляется соответствующим актом.
В отношении указанных в иске объектов акт о снятии с учёта ответчиком не представлен, какие-либо доказательства прекращения такого учёта не приведены.
Более того, из представленных в ФИО2 сведений МЧС РФ по РД прямо следует, что указанные в иске объекты продолжают числиться на соответствующем учёте, что явилось основанием для заявления рассматриваемого иска.
П. 4 ст. 7 ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В силу пункта 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение, в журнале учета защитных сооружений.
Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с п. 3.6 вышеназванных Правил в защитном сооружении должна быть документация.
Бездействие ТУ Росимущества в РД повлекло фактическую бесхозяинность защитного сооружения гражданской обороны, что ставит под угрозу возможность его эксплуатации по назначению в случае возникшей необходимости.
С целью соблюдения приведённых выше норм действующего законодательства а также обеспечения требований к содержанию защитных сооружений гражданской обороны суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и признании незаконным бездействия ответчика ТУ Росимущества в РД, выразившегося в непринятии мер по обращению защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, расположенных на территории Филиала ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них, с возложением на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора ФИО2 <адрес> ФИО4 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обращению защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, расположенных на территории Филиала ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> совершить действия по обращению защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес>, пр. А. Султана, 13б, расположенных на территории Филиала ФГУП ГПО «Микроген» Минздрава России в <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации прав на них и включению объектов в реестр федеральной собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Чоракаев Т.Э.