к делу № 2-486/2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2018 года г.Адыгейск
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Тлецери Х.А.,
при секретаре Тхатель С.М.,
с участием помощника прокурора Крупской В.Н.,
представителя ответчика МБУК «Краеведческий музей» Гадагатель З.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Теучежского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска о возложении обязанности разместить на официальном сайте копии электронных документов о показателях бюджетной системы,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска о возложении обязанности разместить на официальном сайте копии электронных документов о показателях бюджетной системы.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в части соблюдения требований, закрепляющих принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации в МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Согласно Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 11.11.2011 № 207 (далее - Устав) МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска является муниципальным учреждением культуры.
Учредителем и собственником имущества является Управление культуры администрации муниципального образования «Город Адыгейск».
Согласно п. 3.2 Устава источниками формирования имущества МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска являются в том числе бюджетные средства.
В соответствии с ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) участниками бюджетного процесса являются получатели бюджетных средств.
Таким образом, МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейскаявляется получателем бюджетных средств, финансовое обеспечениедеятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета на основании бюджетной сметы и является участником бюджетного процесса.
В силу требований ст. 28 БК РФ участники бюджетного процесса обязаны соблюдать принципы БК РФ.
В соответствии со ст. 36 БК РФ принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах.
Согласно ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Порядок предоставления и размещения информации (сведений) о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте в сети Интернет, а также правила ведения указанного официального сайта установлены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации, государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» (далее - Приказ № 86-н).
На официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru размещается информация, в том числе и о муниципальных бюджетных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях.
Согласно п.6 Приказа № 86-н, Учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов:
решения учредителя о создании учреждения;
учредительных документов (устава) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;
свидетельства о государственной регистрации учреждения;
решения учредителя о назначении руководителя учреждения;
положений о филиалах, представительствах учреждения;
документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);
плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений);
годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;
сведений (документов) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.
Согласно п.7 Приказа № 86-н на основании документов, указанных в п.6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде, в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по следующим разделам:
общая информация об учреждении;
информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении;
информация о плане финансово-хозяйственной деятельности;
информация об операциях с целевыми средствами из бюджета;
информация о показателях бюджетной сметы;
информация о результатах деятельности и об использовании имущества;
7) сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
8) информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
Между тем, как показала настоящая проверка в нарушение указанных требований и норм бюджетного законодательства, закрепляющих принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети «Интернет» www.bus.gov.ru по состоянию на 30.03.2018 информация о показателях бюджетной сметы на 2018 год не размещена МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска.
Помощник Теучежского межрайонного прокурора Крупская В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБУК «Краеведческий музей» Гадагатель З.Ш., исковые требования признала и пояснила, что на официальном сайте в сети «Интернет» www.bus.gov.ru на сегодняшний день не размещены копии электронных документов, которые будут размещены в ближайшее время.
Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что МБУК «Краеведческий музей» является некоммерческой организацией. Согласно п.1.9 Устава МБУК «Краеведческий музей» является юридическим лицом. В соответствии со статьями 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принцип открытости деятельности публичных субъектов, предусматривающий создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов власти является одним из эффективных механизмов противодействия коррупции.
Согласно ч.3.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
В соответствии с ч. 3.4 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенные, бюджетные, автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность документов, указанных в пункте 3.3 настоящей статьи, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н (вступившего в силу с 01.01.2012), устанавливает правила предоставления и размещения информации (сведений) (далее - информация) о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях, которым утверждено государственное (муниципальное) задание (далее - обособленные структурные подразделения), на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru, а также правила ведения указанного официального сайта (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, на официальном сайте размещается информация о муниципальных казенных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях.
Пунктом 6 указанного Порядка определено, что учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов (далее - электронные копии документов):
решения учредителя о создании учреждения;
учредительных документов (устава) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;
свидетельства о государственной регистрации учреждения;
решения учредителя о назначении руководителя учреждения;
положений о филиалах, представительствах учреждения;
документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);
плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений);
годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;
сведений (документов) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика МБУК «Краеведческий музей», на Интернет сайте не размещены электронные копии документов о МБУК «Краеведческий музей», подлежащие размещению на сайте в соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта.
Принимая во внимание, что законодательством «О некоммерческих организациях», Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта установлены требования о размещении информации о муниципальных казенных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях в сети Интернет www.bus.gov.ru, при проверке МБУК «Краеведческий музей» установлено, что ответчиком по состоянию на 30.03.2018 г. необеспечено размещение на указанном сайте документов, предусмотренных ч. 3.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п.6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о его деятельности, препятствует осуществлению механизмов общественного контроля за финансовой и иной деятельностью организаций сектора государственного управления, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска о возложении обязанности разместить на официальном сайте копии электронных документов о показателях бюджетной системы удовлетворить.
Обязать МБУК «Краеведческий музей» города Адыгейска с целью обеспечения открытости и доступности документов, предоставить через официальный сайт www.bus.gov.ru копии электронных документов о показателях бюджетной сметы на 2018 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое составлено 08 мая 2018 года.
Председательствующий Х.А.Тлецери