УИД 72RS0025-01-2021-002886-36
Дело №88-18977/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 15 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Гречкань Н.И., Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи гражданское дело №2-3144/2021 по иску Жилиной Любови Михайловны к Главному управлению строительства Тюменской области, администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, заключить договор найма,
по кассационной жалобе Жилиной Любови Михайловны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года,
Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Жилиной Л.М.- адвоката Минаевой Л.С., по доводам кассационной жалобы, представителя администрации г.Тюмени - Красновой Е.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Жилина Л.М. обратилась в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации города Тюмени, Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 2-х человек, пригодное для проживания инвалида, передаче жилого помещения, находящегося в собственности инвалида в государственную или муниципальную собственность, возложении обязанности заключить договор найма.
В обоснование требований указала, что является инвалидом 2 группы, относится к группе маломобильных инвалидов, для передвижения использует кресло-коляску, проживает в одной комнате, площадью 17,4 кв.м на 5 этаже многоквартирного жилого дома, без лифта, по адресу: <данные изъяты>, с 10.03.2016 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года» с составом семьи 2 человека, в том числе дочери <данные изъяты>, многоквартирный дом, в котором проживает истец, не оборудован для проживания инвалида, а кроме того, в 2016 году признан непригодным для проживания инвалида. Иного жилья истец не имеет, считает, что в порядке ст. 57 ЖК РФ подлежит обеспечению вне очереди иным соответствующим жилым помещением.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 11 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Жилина Л.М. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права. В доводах кассационной жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что судом было отказано в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилья инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вместе с тем, таких требований ею не заявлялось. Настаивает на обеспечении её жильем, поскольку многоквартирный дом не оборудован для проживания в нем инвалида-колясочника.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции иные участники судебного разбирательства не явились.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Жилина Л.М. является инвалидом 2 группы бессрочно, с 10.03.2016 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года» с составом семьи 2 человека, в том числе <данные изъяты>, проживает в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, принадлежащем ей на праве собственности.
Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, на 5 этаже, в отсутствии лифта, комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, установлено, что возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует.
Распоряжением администрации г. Тюмени от 25.09.2019, жилое помещение по адресу: <данные изъяты> признано непригодным для проживания инвалидов.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, исходил из того, что Жилина Л.М. не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, который, руководствуясь положениями ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда у истца не возникло, поскольку Жилина Л.М. в установленном законом порядке малоимущей не признана, принята на учет по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года», установленной пунктом «г» части 2 статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137, в соответствии с которым имеет право на обеспечении ее жильем в порядке очередности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для отмены, изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний указанными в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства следует, что порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Жилые же помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
7 октября 1999 года Тюменской областной Думой принят Закон № 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области № 137).
Статьей 7 Закона Тюменской области № 137 установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа следующих категорий: инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Таким образом, Законом Тюменской области установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области независимо от их имущественного положения.
Согласно ч.1 ст. 22 Закона Тюменской области № 137 жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Доводы кассационной жалобы о том, что занимаемое заявителем жилое помещение является непригодным для её проживания как инвалида-колясочника, что подтверждается распоряжением администрации города Тюмени от 25 сентября 2019 г., в связи с чем, она имеет право в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди, основанием для отмены судебных актов не являются, основаны на ошибочном толковании норм права.
Учитывая, что Жилина Л.М. в установленном законом порядке малоимущей не признана, оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, у судов обоснованно не имелось. А поскольку возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области во внеочередном порядке не предусмотрена законом Тюменской области № 137, истец первой в списке не состоит, то истец не имеет права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области, и у судов отсутствовали основания удовлетворения ее требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом были разрешены иные требования, указана ссылка на внеочередное предоставление жилья инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания выводов нижестоящих инстанций не опровергают, основаниями к отмене оспариваемых актов не являются.
Как было указано судом апелляционной инстанции, ссылки суда первой инстанции на положения п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении вне очереди граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, являются опиской, по существу спор разрешен по иным основаниям, в силу которых в удовлетворении требований истца было отказано.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов (суда) соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами(судом) при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жилиной Любови Михайловны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи