Решение по делу № 2а-301/2020 от 22.09.2020

Дело № 2а-301/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при секретаре: Вагнер Н.А.,

рассмотрев «21» октября 2020 года в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области по общим правилам административного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

в Шатровский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах в сети «Интернет» с URL-адресом: <..............>», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обратился прокурор Шатровского района (л.д. 1-2).

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе. В ходе мониторинга обнаружены сайты, имеющие указанный URL-адрес, на страницах которых размещена информация о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе путем покупки справки об обучении в высшем учебном заведении на указанных сайтах для предъявления ее в военкомат. Вход на указанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Вместе с тем, лицо, разместившее вышеуказанную информацию, в ходе проверки не установлено.

Отмечает, что в силу ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В силу ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Исходя из ст. 328 УК РФ уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы влечет уголовную ответственность.

По ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

В целях ограничения доступа к указанным URL-адресам сети Интернет, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести указанные адреса в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Считает, что перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение с использованием телекоммуникационных услуг сетей, в том числе, сети Интернет, информации о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе, путем покупки справки об обучении в высшем учебном заведении на указанных сайтах для ее дальнейшего предъявления в военкомат с целью получения отсрочки от воинской службы.

Следование указанным советам может привести к уклонению от призыва на военную службу, являющемуся основанием для уголовного или административного преследования. Вместе с тем, информация находится в свободном доступе. В этой связи, с целью запрещения распространения данных материалов необходимо признать их запрещенными к распространению.

В отзыве заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (л.д. 14) указано, что Управление не является владельцем данных сайтов и не размещало на них какую-либо информацию. Считают, что необходимо привлечение к участию в деле лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты судебным решением, в частности, владельцев сайтов в сети «Интернет» в случае их выявления и установления их местонахождения.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя (л.д.14).

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что прокуратурой Шатровского района Курганской области в ходе мониторинга сети «Интернет» в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе обнаружены сайты с URL-адресом: «<..............>, на которых размещена информация о способах уклонения от службы в Вооруженных Сила Российской Федерации, в том числе, путем покупки справки об обучении в высшем учебном заведении для предъявления последней в военкомат для получения отсрочки от воинской службы.

Имеется справка о результатах проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе в деятельности Интернет-провайдеров на территории Шатровского района и фототаблица (л.д. 3-5).

На основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В связи с этим, информационно-коммуникационной сетью является и сеть «Интернет».

Распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ).

Статья 15 Федерального закона № 149-ФЗ закрепляет, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

На основании ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Статья 324 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.

Согласно ст. 328 УК РФ уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы влечет уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность.

В силу с ч. 6 ст. 10 указанного выше Федерального закона запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения об уклонение от исполнения воинской обязанности, прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, о продаже справки, подтверждающей обучение в высшем учебном заведении в целях предъявления ее в военкомат, за что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создание единой информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Основанием для включения в данную систему, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд считает, что вышеуказанными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрено, что распространение информации, указанной в заявлении прокурора, не может быть признано законным. Данная информация является информацией, распространение которой в России запрещено, следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному обращению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случаях обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Принимая во внимание, что предметом иска является признание информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Шатровского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» с URL-адресом: <..............> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области для включения названного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.


Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.

Председательствующий: судья Е.В.Мухина

2а-301/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Шатровского района
Ответчики
Управление Федеральной службы службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области
Суд
Шатровский районный суд Курганской области
Судья
Мухина Е.В.
Дело на странице суда
shatrovsky.krg.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация административного искового заявления
22.09.2020Передача материалов судье
23.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее