Дело № 2-110/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2024 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре Амбуловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО9 об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка.
Требования мотивированы тем, что границы земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является ФИО2, пересекаются с границами земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества Подольского лесничества <адрес> в площади <данные изъяты> Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд, в котором истец просил с учетом уточнений истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты>., входящую в состав земель лесного фонда (выдел 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества Подольского лесничества <адрес>), в следующих координатах поворотных точек:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
а также исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО1, Роскадастр, Комитет лесного хозяйства <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов представителю ФИО6, который возражал против исковых требований.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте (пп. 2 п. 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 2 статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, запрещается передача лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при этом право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда прямо закреплено ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным - для них целевым назначением.
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Частью 3 статьи 4.1 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельных участков в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № пересекаются с границами земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества Подольского лесничества <адрес> в площади <данные изъяты>
Границы Подольского лесничества <адрес> установлены соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ Подольского лесничества в <адрес>».
В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, является ФИО2, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет на основании решения Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Апелляционным определением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено, в удовлетворении требований о постановке на кадастровый учет земельного участка отказано (<данные изъяты>.1).
Постановлением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство лесного хозяйство поручило ФГБУ «Рослесинфорг» предоставить сведения о кадастровых номерах земельных участков, координаты которых описаны в резолютивной части решения Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Согласно письму ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером № входит в перечень номеров земельных участков, которые указаны в резолютивной части решения Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (<данные изъяты>
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральное агентство лесного хозяйства проводит государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, если эти лесные участки находятся в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно Уставу федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг», утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.06.2007 № 245, ФГУП «Рослесинфорг» находится в ведении Рослесхоза.
В соответствии с п.2.2 Устава ФГУП «Рослесинфорг» осуществляет следующие виды деятельности: проведение государственной инвентаризации и оценки состояния лесов; проведение мониторинга лесов; выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству; полевые лесоустроительные работы; сбор документированной информации государственного лесного реестра, его ведение и представление выписок из него; оказание услуг по предоставлению информации о лесах; взаимодействие с территориальными органами управления лесным хозяйством, природоохранными органами по организации контроля за качеством лесоустроительных и проектных работ; определение границ лесных участков земель лесного фонда и лесов на землях иных категорий, внутрихозяйственная организация территорий лесничеств, лесопарков, лесных участков и лесных насаждений, а также другие виды деятельности.
С учетом вышеприведенных нормативных и ненормативных актов, регулирующих правоотношения по вопросу использования земель лесного фонда, заключение ФГУП «Рослесинфорг» о вхождении спорных земельных участков в границы земель лесного фонда составлено в пределах установленных Правительством Российской Федерации полномочий.
В силу статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному экспертом ООО Строительно-Кадастровая Группа «ВЕКТОР», ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО2 В ходе обследования земельного участка с № и со слов ответчика было установлено, что фактические границы земельного участка закреплены на местности частично, по точкам: <данные изъяты> ограждением из различных материалов (деревянный штакетник, проф.лист, металлические столбы на фундаменте), по точкам: <данные изъяты> ограждение отсутствует за фактическую границу принимается условная граница земельного участка с № в соответствии со сведениями ЕГРН.
На исследуемом земельном участке расположен жилой дом с № площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> В ЕГРН содержатся сведения о местоположении контура жилого дома.
Схема расположения фактических и кадастровых границ земельного участка с № и расположенного на нем строения, а также кадастровых границ смежных земельных участков представлена в приложении на рис.1.
Каталог координат характерных поворотных фактической границы земельного участка с №, представлен в таблице 7.
Фактическая площадь земельного участка с № (с учетом его условной границы), вычисленная по результатам геодезических работ, составила <данные изъяты>
Исследуемый земельный участок площадью <данные изъяты>. приобретен ФИО2 у ФИО1 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В приложении к договору купли-продажи представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, сведения о границах и площади земельного участка с № на момент совершения сделки содержались в ЕГРН.
Для определения соответствия фактической площади земельного с № с его площадью по сведениям ЕГРН и правоустанавливающему документу, экспертом использована методика сравнения площади объектов землеустройства. В результате которого экспертом установлено, что фактическая площадь земельного участка №, в пределах допустимой погрешности соответствует площади указанного земельного участка по сведениям ЕГРН и правоустанавливающему документу.
Для ответа на вопрос суда в приложении на рис. 2, экспертом было проведено сопоставление фактических и кадастровых границ земельного участка №. В ходе данного сопоставления было установлено, что фактические границы земельного участка с № в пределах допустимой погрешности <данные изъяты> частично соответствуют (за исключением границы по точкам: <данные изъяты> местоположению границ указанного земельного участка по сведениям ЕГРН и правоустанавливающему документу.
Согласно сведением открытого информационного ресурса Геопортал Подмосковья, земельный участок с №, расположен в территориальной зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами).
Фактическое пользование земельного участка с № и его вид разрешенного использования (для индивидуального жилищного строительства) соответствуют территориальной зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами).
В результате проведенного исследования установлено, что границы земельного участка с № были внесены в ЕГРН на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ путем раздела земельного участка с №
При образовании кадастровых границ земельного с № были проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства.
Координаты земельного с № содержащиеся в ЕГРН были внесены на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ об образовании 25 земельных участков путем раздела земельного участка с №, на основании решения о разделе земельного участка с № площадью <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с № площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ В ЕГРН содержались сведения о границах и площади земельного участка с №.
Фактические границы земельного участка с № полностью расположены в пределах ранее существовавших кадастровых границ земельного участка с №, внесенных на основании решения Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу №.
В соответствии с официальным открытым геоинформационным ресурсом Росреестра — публичной кадастровой картой, в ЕГРН отсутствуют сведения о границах Видновского сельского участкового лесничества Подольского лесничества с части квартала 32 выдела 5.
Определить фактические границы земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества Подольского лесничества, в части расположения границ земельного участка с № не представляется возможным.
Вместе с тем определение границ картографическим методом должно соответствовать требованиям п.14 Приложения № к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №.
При определении координат характерных точек:
с использованием карт (планов), фотокарт, ортофотопланов, созданных в аналоговом виде, величина средней квадратической погрешности принимается равной <данные изъяты> в масштабе соответствующей карты (плана), фотокарты, ортофотоплана».
Причиной выявленного пересечение кадастровых границ земельного участка с № с границами земель лесного фонда определенных по планшету № лесоустройства от ДД.ММ.ГГГГ г. является точность определения местоположения границ земель лесного фонда в пределах <данные изъяты>
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, границы зоны или территории Подольского лесничества <адрес> (реестровый № не пересекают кадастровые границы земельного участка с №
Кадастровые границы земельного участка с № не пересекаются с границами земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского сельского участкового лесничества Подольского лесничества <адрес> (л.<данные изъяты>).
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ эксперт ФИО7 подтвердила выводы заключения, дополнительно суду пояснила, что фактически пересечения границ не установлено, но экспертами устанавливалась погрешность.
Принимая во внимание ходатайство представителя истца о назначении по делу повторной экспертизы, учитывая, что эксперт не в полной мере дал пояснения относительно установленной им погрешности, суд, определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена повторная судебная землеустроительная экспертиза по аналогичным вопросам, производство которой поручено ООО «Экспертиза и право».
Согласно заключению № № от ДД.ММ.ГГГГ экспертом определены фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с результатами геодезической съемки установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>
Для ответа на вопрос о соответствии (либо несоответствии) местоположения фактических границ и площади земельного участка с кадастровым номером № правоустанавливающим документам и сведениям, внесенным в ЕГРН, экспертом был проведен анализ результатов геодезической съемки, правоустанавливающих документов, сведений ЕГРН, а также нормативно-технических документов.
В результате проведенного исследования эксперт определил, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № соответствуют (в пределах допустимой погрешности) сведениям о границах данного участка, содержащимся в ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах территориальной зоны «Ж-2» (процент пересечения 100%).
Территориальная зона «Ж-2» является зоной застройки индивидуальными и блокированными домами.
Участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Фактическое пользование земельного участка с кадастровым номером № соответствует территориальной зоне, в которой он находится, а также виду его разрешенного использования.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из исходного земельного участка с кадастровым номером № на основании Решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, исходный земельный участок с кадастровым номером № был образован (сформирован) на основании Решения Видновского городского суда <адрес> по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактическое нахождение земельного участка с кадастровым номером № (так же как и нахождение ранее существовавшего исходного земельного участка с кадастровым номером №) соответствует координатам в судебном решении.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что исходный земельный участок был образован с нарушением законодательства относительно его местоположения, а впоследствии из исходного земельного участка было образовано множество других земельных участков, включая участок с кадастровым номером <адрес>, экспертом сделан вывод о том, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), на момент проведения данной экспертизы, воспроизведена реестровая ошибка, в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, ранее выполнившим кадастровые работы в отношении исходного участка с кадастровым номером №
Для ответа на вопрос о наличии (либо отсутствии) наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым номером № с границами земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества, входящего в состав Подольского лесничества <адрес>, проведен анализ результатов геодезической съемки, сведений ЕГРН, материалов лесоустройства, а также нормативно-технических документов.
В результате проведенного исследования определено, что кадастровые (согласно сведениям ЕГРН) границы земельного участка с кадастровым номером № частично пересекают границы земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества, входящего в состав Подольского лесничества <адрес>, согласно сведениям Лесоустроительного планшета ДД.ММ.ГГГГ.
Площадь и каталог координат контура вышеуказанного пересечения экспертом не приводятся, так как точность, с которой возможно определить границы земель лесного фонда на основании Лесоустроительного планшета <данные изъяты> г., превышает нормативную.
На Листе № (п.4. Графическая часть) экспертом приведена схема (план) местоположения кадастровых (согласно сведениям ЕГРН) границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:8127 по отношению к границам земель лесного фонда согласно сведениям Лесоустроительного планшета ДД.ММ.ГГГГ с указанием имеющегося наложения (пересечения).
Также в результате проведенного исследования экспертом определено, что кадастровые (согласно сведениям ЕГРН) границы земельного участка с кадастровым номером № частично пересекают границы земель лесного фонда выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества, входящего в состав Подольского лесничества <адрес>, согласно сведениям Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №; площадь пересечения составляет <данные изъяты>
Экспертом приведено описание местоположения контура вышеуказанного пересечения:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Причиной образования выявленного наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым номером № и границ выдела 5 квартала 32 Видновского участкового лесничества, входящего в состав Подольского лесничества <адрес>, могло являться ошибочное установление (уточнение) границ исходного земельного участка с кадастровым номером №, без учета местоположения границ земель лесного фонда.
Для устранения наложения и реестровой ошибки необходимо:
исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №; либо исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №
При этом, варианты уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №, с учетом устранения выявленного наложения и реестровой ошибки, экспертом не разрабатываются.
Кроме того, установить (уточнить) границы земельного участка с кадастровым номером №, за вычетом пересечения с землями лесного фонда, не предоставляется возможным, так как в таком случае размер данного участка не будет соответствовать предельным минимальным размерам, установленным Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа <адрес> для соответствующей территориальной зоны (<данные изъяты>. для участков с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства).
Суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства указанное заключение эксперта, поскольку отсутствуют основания не доверять данному заключению, полученному по результатам назначенной судом экспертизы, где суждения экспертов являются полными, объективными и достоверными, а также изложены в соответствии требованиями законодательства.
Выводы экспертов не имеют разночтений, противоречий и каких-либо сомнений, не требуют дополнительной проверки.
Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст. 307 УК РФ, что в совокупности с содержанием данного им заключения свидетельствует о том, что исследования были проведены объективно, на строго нормативной основе, всесторонне и в полном объеме.
Квалификация лиц, проводивших экспертизу, сомнений не вызывает, эксперты имеют специальное образование, большой опыт работы и право осуществлять экспертную деятельность.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Документов, подтверждающих выбытие спорного участка из состава земель лесного фонда, ответчиком в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств соблюдения требований закона при формировании и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Собственником спорного земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, является Российская Федерация.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что причиной образования наложения (пересечения) спорного земельного участка границ выделов 5, 11 квартала 32 Видновского участкового лесничества, входящего в состав Подольского лесничества, является ошибочное установление (уточнение) границ исходного земельного участка без учета местоположения границ земель лесного фонда, в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № имеется реестровая ошибка, суд приходит к выводу о том, что ответчик не имел законных оснований для приобретения в собственность части участка из состава земель лесного фонда.
При этом, предоставление ответчику указанной части спорного земельного участка Российской Федерацией, в лице ее уполномоченного органа, к ведению которого отнесено распоряжение землями лесного фонда, не осуществлялось, в связи с чем, суд полагает, что данное имущество выбыло из обладания собственника помимо его воли.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Пунктом 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В результате указанных нарушений норм действовавшего законодательства, допущенных при постановке на кадастровый учет земельного участка, в государственный кадастр недвижимости были внесены кадастровые сведения, не соответствующие установленным земельным законодательством требованиям по описанию местоположения границ земельных участков.
Формирование земельного участка с нарушением порядка, установленного земельным законодательством, лишает муниципальное образование осуществлять свои полномочия, предоставленные ему законом.
Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
При таких обстоятельствах требования Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Стоимость судебной землеустроительной экспертизы составила <данные изъяты>.
С учетом удовлетворенных исковых требований, расходы на проведение судебной землеустроительной экспертизы подлежат взысканию ответчика в пользу ООО «Экспертиза и право» в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ 5 ░░░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.:
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░ ░░░11 ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░