Решение по делу № 2-251/2022 от 24.12.2021

Дело                                              26RS0-65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         <адрес>                                                                             07 июня 2022 года

Ессентукский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Федоров К.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителей истца - прокуроров прокуратуры <адрес> ФИО4, ФИО5, представителя третьего лица ФИО10    по доверенности ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, указав в обоснование требований, что прокуратурой города в рамках осуществления прокурорского надзора установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:0020, площадью 1 783,8 кв.м., по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования городского округа город–курорт Ессентуки, независимо от государственной регистрации права в силу прямого указания п.11 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных    территориях», ст. 19 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3

Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ. Границы вышеуказанного земельного участка утверждены ДД.ММ.ГГГГ руководителем Комитета    по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ФИО6, о чем свидетельствует акт согласования границ и карта (план) границ земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1 783,8 кв.м. Кадастровый номер присвоен земельному участку ДД.ММ.ГГГГ. Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:0020, следует, что в пределах данного участка расположены следующие объекты недвижимого имущества: тепловая сеть от котельной по <адрес>, с кадастровым номером 26:30:000000:2731; киоск-павильон каз-вода, с кадасровым номером 26:30:010105:261. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города с привлечением специалистов проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:0020, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке, площадью 1 783, 8 кв.м., с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом, расположенным по адресу: <адрес>, находятся    также следующие объекты: распределительный надземный газопровод, диаметр 114 с инв. ; выход кабельной линии 0,4 кВ на опору воздушной линии 0,4 кВ фидер Гоголя Фрунзе, инвентарный ; воздушная линия 0,4 кВ фидер Гоголя, инвентарный ; воздушная линия 0,4 кВ фидер Гоголя 8, инвентарный ; воздушная линия 0,4 кВ фидер Интернациональная 32,инвентарный ; кабельная линия 0,4 кВ ТП-61 к-р Россия АСБ-1, 3х35, 3936; кабельная линия 0,4 кВ ТП-3 -ТП-61 АСБ 6, 3х75, 2959; кабельная линия 0,4 кВ ТП-61 выход на ВЛ <адрес>; канализационные сети ф=150мм столовой по <адрес>. Кроме того, установлено, что в нарушение требований ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на земельном участке с кадастровым номером 26:30:010105:0020, размещена ограда, препятствующая подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>.В силу п.2, пп. «а» п.14 Правил охраны газораспределительных сетей, настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность. На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий нормальной эксплуатации, налагаются ограничения (обременения), которые запрещают лицам, указанным в пункте 2 Правил строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения. Таким образом, в результате расположения существующих границ земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:0020 явилось то, что по данному земельному участку проходят: распределительный надземный газопровод, выход кабельной линии, воздушные линии, канализационные сети, а также входит территория общего пользования. Вместе с тем, ст.3,15,17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О землеустройстве» (в редакции, действовавшей на дату согласования границ земельного участка) предусмотрено, что в случае изменения границ объекта землеустройства, обязательно проведение работ по межеванию границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Статьями 19, 22 указанного Закона определено формирование землеустроительного дела, включающего в себя наличие землеустроительной документации в отношении каждого объекта. Так п.4 ст.69 Земельного кодекса РФ ( в редакции, действовавшей на дату согласования границ земельного участка) предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями. Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, в содержание работ по межеванию земельного участка кроме прочего входит согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков. Собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ (п.81. Инструкции). Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело. Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке ( п.п.8.2, 9.1 Инструкции). Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (п.9.2 Инструкции). Согласно подпунктам 14.1, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. В то же время процедура уведомления лиц, права которых затрагиваются при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:0020, предусмотренная Методическими рекомендациями, не соблюдена, границы определялись в отсутствие собственников земельных участков, без их уведомления. В межевом деле на акте согласования границ земельного участка отсутствуют подписи собственников смежных земельных участков. Следовательно, факт отсутствия надлежащим образом извещенных правообладателей смежных земельных участков для подписания акта согласования границ земельного участка, а также правообладателей коммуникаций, проходящих по спорному участку, является основанием для отказа в утверждении результатов межевания и проведения кадастрового учета земельного участка. Несмотря на это, руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ФИО7 утвердил границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно ч.3 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Из изложенного следует, что земельный участок    с кадастровым номером 26:30:010105:0020, подлежит снятию с государственного кадастрового учета. В то же время, в рассматриваемых правоотношениях особого внимания заслуживают положения ч.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, согласно которого земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Аналогичная норма содержится в пп. 18 п.18 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: земельный участок является участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. В соответствии с п.71 Правил противопожарного режима РФ, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения. В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20 подлежит освобождению от ограждения, препятствующего подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>, путем демонтажа. На основании изложенного просит:      признать акт согласования границ и карту (план) границ земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 1783, 8 кв.м., утвержденные ДД.ММ.ГГГГ руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> недействительными; признать границы земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783,8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь земельного участка неуточненной (декларированной); снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783, 8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783, 8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>; возложить обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> осуществить межевание земельного участка с почтовым адресом ориентира: <адрес>, с учетом исключения из границ земельного участка территории общего пользования: возложить обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>     освободить земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20, от ограждения, препятствующего подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>, путем демонтажа.

Представители ответчиков администрации <адрес>, Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, надлежащим образом уведомленные о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, возражения по доводам искового заявления суду не представили.

Представители третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, АО «Ессентукская сетевая компания», АО «Ессентукигоргаз»    в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении    дела в отсутствие их представителей.

Представители третьих лиц АО «Энергоресурсы», филиал ГУП СК «<адрес>водоканал», ЗАО «Универмаг», ЗАО «Универмаг», ПАО «Магнит», АО «Тандер» надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, возражения по доводам искового заявления суду не представили.

          Представитель третьего лица ФИО10 по доверенности ФИО8 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, поясняя, что на основании п.14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром. На ДД.ММ.ГГГГ – дату согласования границ спорного земельного участка 26:30:010105:20, в государственном земельном кадастре находились сведения, позволяющие установить границы смежных участков: а) границы спорного участка от точки 1 до точки 3 согласованы с правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:24, сведения об этой границе внесены в сведения ЕГРН, что подтверждается Планом участка, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; б) граница спорного участка от точки 3 до точки 4 граничит с землями населенного пункта (отсутствует смежный земельный участок), в связи с чем, согласование этой границы не требуется; в) границы спорного участка от точки 4 до точки 8 согласованы с правообладателем земельного участка 26:30:010105:1117, сведения об этой границе внесены в сведения ЕГРН, что подтверждается Планом участка, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; г) граница спорного участка от точки 8 до точки 12 граничит с землями населенного пункта (отсутствует смежный земельный участок), в связи с чем, согласование этой границы не требуется. При уточнении границ земельного участка 26:30:010105:1116 эти земли вошли в состав, что подтверждается схемой расположения границ земельного участка 26:30:010105:1116; д) граница спорного участка от точки 12 до точки 14 граничит с землями населенного пункта (отсутствует смежный земельный участок), в связи с чем, согласование этой границы не требуется; е) границы спорного участка от точки 14 до точки 16 согласованы с правообладателем земельного участка 26:30:010105:46, сведения об этой границе внесены в сведения ЕГРН, что подтверждается Планом участка, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ж) граница спорного участка от точки 16 до точки 1 граничит с землями населенного пункта (отсутствует смежный земельный участок), в связи с чем, согласование этой границы не требуется, что подтверждается Планом участка, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии эти земли, граничащие со спорным участком вошли в состав земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:126, что подтверждается Проектом границ земельного участка, утвержденного председателем Комитета по муниципальной собственности <адрес> руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, план границ спорного земельного участка, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства действовавшего в период его утверждения, не нарушает права правообладателей иных земельных участков. Действующее законодательство предусматривало (и предусматривает в настоящее время) согласование границ земельного участка со смежными землепользователями, то есть с собственниками, владельцами и пользователями уже существующих земельных участков. На дату согласования границ спорного участка – ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки под инженерными коммуникациями образованы не были. Поскольку собственники инженерных коммуникаций не образовывали земельные участки под своими сетями, то отсутствовала необходимость согласовывать с ними границы спорного участка. Из 9 инженерных коммуникаций, заявленных истцом, 5 являются подземными ( 4 кабельные линии электропередачи и одна канализационная сеть); 4 являются надземными ( 3 воздушных линии электропередачи и один газопровод). Из семи электрических сетей 6 напряжением 0,4 кВ, одна напряжением 6 кВ. Разграничение инженерных сетей по месту расположения (надземные, подземные и классу напряжения влияет на необходимость и процедуру оформления прав на земельные участки, занятые инженерными сетями. Для семи линий электропередачи напряжением 0,4 кВ не требуется оформления прав на земельные участки. Для линии 6 кВ и канализационной сети не требуется оформление прав на земельные участки, поскольку они являются подземными сооружениями. Надземный газопровод и канализационная сеть являются подводящими сетями к зданию кинотеатра принадлежащего на праве собственности ФИО10 Действующее законодательство не устанавливает порядок оформления прав на земельные участки под сетями, которые снабжают объекты, расположенные на этом участке. Прокурор не указал, какое именно нарушение конкретного, а не абстрактного права неопределенного круга лиц будет восстановлено при удовлетворении исковых требований судом. В то же время, лица права и законные интересы которых могли быть нарушены проведением межевания в 2004 году являются дееспособными и правоспособными, имели возможность лично обратиться в суд с исковым заявлением. Прокурор не имел полномочий на обращение в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ. Просит применить к заявленным требованиям срок исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.4 ст.69 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату согласования границ земельного участка) предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями. \

Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, в содержание работ по межеванию земельного участка кроме прочего входит согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков. Собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ (п.81. Инструкции). Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело. Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке ( п.п.8.2, 9.1 Инструкции).

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (п.9.2 Инструкции).

Согласно подпунктам 14.1, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

         В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:0020, площадью 1 783,8 кв.м., по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования городского округа город–курорт Ессентуки.

         Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:0020, следует, что в пределах данного участка расположены следующие объекты недвижимого имущества: тепловая сеть от котельной по <адрес>, с кадастровым номером 26:30:000000:2731; киоск-павильон газ-вода, с кадастровым номером 26:30:010105:261.

        Кроме того, на данном земельном участке также находятся    также следующие объекты: распределительный надземный газопровод, диаметр 114 с инв. ; выход кабельной линии 0,4 кВ на опору воздушной линии 0,4 кВ фидер Гоголя Фрунзе, инвентарный ; воздушная линия 0,4 кВ фидер Гоголя, инвентарный ; воздушная линия 0,4 кВ фидер Гоголя 8, инвентарный ; воздушная линия 0,4 кВ фидер Интернациональная 32,инвентарный ; кабельная линия 0,4 кВ ТП-61 к-р Россия АСБ-1, 3х35, 3936; кабельная линия 0,4 кВ ТП-3 -ТП-61 АСБ 6, 3х75, 2959; кабельная линия 0,4 кВ ТП-61 выход на ВЛ <адрес>; канализационные сети ф=150мм столовой по <адрес>.

Границы вышеуказанного земельного участка утверждены ДД.ММ.ГГГГ руководителем Комитета    по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ФИО6, о чем свидетельствует акт согласования границ и карта (план) границ земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1 783,8 кв.м. Кадастровый номер присвоен земельному участку ДД.ММ.ГГГГ.

            Между тем, в нарушение вышеприведенных норм, собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, о времени проведения межевых работ не извещались и не присутствовали при установлении границ земельного участка.

             Акт согласования границ земельного участка не содержит подписей правообладателей смежных земельных участков, а также подписей пользователей размежевываемого земельного участка.

            При этом довод    представителя    третьего лица ФИО10 о том, что согласовывать границы земельного участка по адресу: <адрес>, с правообладателями смежных участков с кадастровыми номерами 26:30:010105:24, 26:30:010105:46, 26:30:010105:1116 26:30:010105:1117, не требовалось, так как уже имелись планы указанных участков, составленные в 2001 году, суд признает несостоятельным.

            В соответствии с пунктом 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

          Однако достоверных доказательств наличия в государственном земельном кадастре сведений о земельных участках 26:30:010105:24, 26:30:010105:46, 26:30:010105:1116 26:30:010105:1117, позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром, на момент подписания ДД.ММ.ГГГГ акта согласования границ земельного участка по адресу: <адрес>, представителем третьего лица не представлено.

           Поскольку границы земельного участка по адресу: <адрес>, утверждены ДД.ММ.ГГГГ руководителем Комитета    по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с нарушением земельного законодательства, площадь указанного земельного участка является неуточненной.

          Без надлежащего установления границ спорного земельного участка, он не может рассматриваться как объект гражданского оборота.

          Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:0020, согласно действующему генеральному плану и правилам землепользования и застройки части территории городского округа города-курорта Ессентуки отнесен к зоне О-1 (зона общественно-делового и коммерческого назначения), вид разрешенного использования земельного участка - под индивидуальный жилой дом, не соответствует градостроительному регламенту данной зоны.

          В соответствии ст. 54 Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Ессентуки, О-1 - Зона общественно-делового и коммерческого назначения, выделяется с целью развития существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения административных учреждений, объектов делового, финансового назначения объектов торговли и общественного питания, объектов гостиничного обслуживания, зрелищных, объектов для проведения научных исследований и изысканий, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

           Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что на земельном участке кадастровым номером 26:30:010105:0020, индивидуальный жилой дом отсутствует. Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, так как участок используется под иные цели.

            Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:0020,     по адресу: <адрес>,    был сформирован без согласия правообладателей смежных земельных участков, а также пользователей размежевываемого земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка в настоящее время    не соответствует градостроительному регламенту данной зоны, а также его фактическому использованию,      в границах земельного участка пролегают инженерные и коммунальные сети.

            Рассматривая вопрос о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу, что поскольку о пропуске срока исковой давности заявил не ответчик, а третье лицо, оснований для применения сроков давности нет. Исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ). Третье лицо в данном случае ограничено в праве заявлять такой довод, так как удовлетворение настоящего иска не является основанием для предъявления ответчиком требований к третьему лицу регрессного требования (абзац 5 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

           С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований: о признании акта согласования границ и карту (план) границ земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 1783, 8 кв.м., утвержденные ДД.ММ.ГГГГ руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> недействительным; признании границ земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783,8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь земельного участка неуточненной (декларированной); снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783, 8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783, 8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>; возложении обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> осуществить межевание земельного участка с почтовым адресом ориентира: <адрес>.

           Рассматривая требования истца о возложении обязанности на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>     освободить земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20, от ограждения, препятствующего подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>, путем демонтажа, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ при осмотре земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, было установлено, что в нарушение п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на указанном земельном участке установлено ограждения, препятствующее подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>.

Из пояснений привлеченного судом специалиста - начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО9, следует, что он участвовал в ДД.ММ.ГГГГ в осмотре земельного участка    с кадастровым номером 26:30:010105:20, по адресу: <адрес>. Установленная на участке ограда препятствует проезду пожарной техники, для обеспечения пожарной безопасности, влияет на время прибытия и время ликвидации пожара, а соответственно создает угрозу для жизни и здоровья граждан. Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки. Однако в данном случае установленное ограждение имеет лишь калитку.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрация <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, как правообладатели земельного участка по адресу: <адрес>, обязаны соблюдать нормы и правила пожарной безопасности, поскольку выявленные надзорным органом нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей.

Установление на земельном участке ограждения с нарушением требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья граждан при возможном возникновении пожара, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на ответчиков обязанности демонтировать ограждение, препятствующее подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>.

Доводы представителя третьего лица ФИО10 л том, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, суд находит несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Сам факт формирования земельного участка с нарушением земельного законодательства, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту данной зоны, а также его фактическому использованию, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов, свидетельствует, что иск предъявлен прокурором в интересах муниципального образования, собственников смежных земельных участков, а также землепользователей спорного земельного участка.

Заявление в части возложения на ответчиков обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                   Р Е Ш И Л:

          Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц    к администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>,    удовлетворить.

           Признать акт согласования границ и карту (план) границ земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 1783, 8 кв.м., утвержденные ДД.ММ.ГГГГ руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> недействительными.

          Признать границы земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783,8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь земельного участка неуточненной (декларированной).

           Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783, 8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 26:30:010105:20, площадью 1783, 8 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>.

           Возложить обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> осуществить межевание земельного участка с почтовым адресом ориентира: <адрес>, с учетом исключения из границ земельного участка территории общего пользования.

           Возложить обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>     освободить земельный участок с кадастровым номером 26:30:010105:20, от ограждения, препятствующего подъезду к зданию универмага по адресу: <адрес>, путем демонтажа.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

          Мотивированное решение изготовлено 15 июня    2022 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья         К.А. Федоров

2-251/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
Ответчики
Администрация г. Ессентуки
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки
Другие
АО "Тандер"
АО "Энергоресурсы"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК
АО "Ессентукигоргаз"
ПАО "Магнит"
Дъяков Роман Николаевич
филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"
Попов Сантро Димитриевич
АО "Ессентукская сетевая компания"
ЗАО "УНИВЕРМАГ"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Фёдоров Константин Александрович
Дело на странице суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
24.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Подготовка дела (собеседование)
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Подготовка дела (собеседование)
01.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Подготовка дела (собеседование)
25.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее