Дело № 2а-1317/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потымко Р.Р. Яковлева А.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Потымко Р.Р. и Яковлев А.В. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, в котором просят признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 12.02.2020 об отказе в определении вида разрешенного использования и категории земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: г. <данные изъяты> - «туристическое обслуживание»; обязать ответчика определить вид разрешенного использования данного земельного участка - «туристическое обслуживание (код. 5.2.1).
Исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются долевыми собственниками нежилого здания, расположенного на спорном земельном участке, который предоставлен на основании договора аренды, с целевым использованием – для обслуживания 1-ой очереди прогулочной эспланады (без права строительства и размещения дополнительных капитальных строений и сооружений, с отнесением этих земель к категории земель к жилой и общественной застройки.
При обращении к административному ответчику с заявлением об определении вида и категории земельного участка, последний, путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов земельных участков полагал возможным определить вид разрешенного использования как «благоустройство территории» (код 12.0.2), что, по мнению административных истцов, не соответствует размещенному на спорном земельном участке зданию, которое было введено в эксплуатацию в 2004 году, т.е. до заключения договора аренды земельного участка.
Определением судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
В судебном заседании административный истец Яковлев А.В. и представитель Потымко Р.Р. поддержали заявленные требования по изложенным в административном иске обстоятельствам.
Административный ответчик – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания по запросу суда представлена выкопировка из Генерального плана по спорному земельному участку, межведомственная переписка.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения административного истца, представителя Потымко Р.Р., суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения административного истца Яковлева А.В., представителя административного истца Потымко Р.Р., исследовав письменные материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, пляж Омега, 4-1.
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен на основании договора аренды от 11.05.2006 года, для обслуживания 1-ой очереди прогулочной эспланады (без права строительства и размещения дополнительных капитальных строений и сооружений, с отнесением этих земель к категории земель к жилой и общественной застройки.
Указанное нежилое здание поставлено на кадастровый учет, зарегистрировано право долевой собственности за Яковлевым А.В. и Потымко Р.Р.
07.02.2020 года административными истцами в адрес административного ответчика подано заявление об определении вида разрешенного использования и категории земли относительно вышеуказанного земельного участка площадью, как «туристическое обслуживание» (код 5.2.1).
12.02.2020 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принято решение об отказе в определении испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка, с указанием на определение вида как «благоустройство территории» (код 12.0.2); кроме того, разъяснено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка относится к компетенции Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Не согласившись с отказом, Яковлев А.В. и Потымко Р.Р. обратились в суд, указывая на нарушение административным ответчиком норм действующего законодательства.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 <данные изъяты> (далее - Порядок N 228-ПП).
В силу пункта 2 Порядка виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с:
1) правоустанавливающим документом на земельный участок;
2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
Определение вида разрешенного использования земельного участка, категории земель в соответствии с положениями Таблицы:
1) не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее;
2) учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
Как следует из Таблицы, являющейся приложением к Порядку N 228-ПП, испрашиваемый административными истцами вид разрешенного использования «туристическое обслуживание» включает в себя строительство и обслуживание объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, других аналогичных объектов).
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), которым в том числе установлены виды разрешенного использования земельного участка – «Благоустройство территории», которое включает в том числе размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов (код 12.0.2), а также «туристическое обслуживание», включающее размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей (код. 5.2.1).
Согласно карте функциональных зон генерального плана г. Севастополя, земельный участок с кадастровым номером № расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения, проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы), незастроенные территории, в том числе со сложными условиями рельефа.
Учитывая целевое назначение земельного участка – для обслуживания 1-ой очереди прогулочной эспланады, т.е. широкие пешеходные проходы вдоль магистралей, для прогулок населения, организации подходов к особо значимым объектам, а также данные выкопировки из Генерального плана города Севастополя, в данном случае у Департамента отсутствовали основания для определения испрашиваемого вида разрешенного использования спорного земельного участка как «туристическое обслуживание», поскольку определение испрашиваемого вида может привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее.
При этом Департаментом обоснованно указано на возможность определения вида разрешенного использования - «благоустройство территорий», а также разъяснено право заинтересованного лица обратиться с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя для изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).
Доводы административных истцов о возможности применения к спорному земельному участку вида разрешенного использования «туристическое обслуживание» не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Потымко Р.Р., Яковлева А.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 30.06.2020 года.
Судья Ю.С. Степанова