Решение по делу № 2а-358/2021 от 27.04.2021

Дело № 2-358/2021

УИД 02RS0002-01-2021-000487-17

Категория дела 3.201

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года                         с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

Ватутиной А.А.,

при секретаре

Ногоймоновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным бездействия и об организации отлова и содержания безнадзорных животных,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным бездействия и об организации отлова и содержания безнадзорных животных, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными. В ходе проверки установлено, что в 2019 году на территории района зафиксировано 35 случаев укуса безнадзорных собак, в 2020 – 18, в текущем году 9 случаев, в прокуратуру в истекшем периоде по названному вопросу поступило 4 обращения. Кроме того, в 2020 году зафиксировано 11 дорожно-транспортных происшествий с участием животных, в истекший период 2021 года – 1. В соответствии с действующим законодательством Республики Алтай полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных переданы органам местного самоуправления. В рамках финансирования отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, администрации муниципального района в 2021 году выделено 253 600 рублей. Между тем, администрацией района до настоящего времени государственные полномочия по организации проведения на территории района мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных не осуществляются, что подтверждается отсутствием работы по отлову безнадзорных животных и большим количествам обращений граждан, а также сообщений о происшествиях с участием животных. В целях устранения нарушений законодательства, 22.03.2021 прокурором района внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения не устранены. Выявленными фактами бездействия администрации района в области охраны окружающей среды нарушаются гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Кош-Агачский район» по организации на территории Кош-Агачского района отлова и содержания безнадзорных животных; возложить на администрацию МО «Кош-Агачский район» в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Кош-Агачский район отлов и содержание безнадзорных животных.

В судебном заседании прокурор Кош-Агачского района Пиндык С.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тенгерекова Е.Е. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, представила письменное заявление о признании административных исковых требований, последствия признания иска разъяснены и понятны, о чем имеется подпись.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу с. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Исходя из положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Системный анализ указанного законодательства дает основания для вывода о том, что безнадзорные животные - это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные.

В соответствии с абз. 14 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Согласно ст. 2 указанного закона, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех видов собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Как следует из п. 14 ч. 1 ст. 14.1 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право, в том числе, на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

В соответствии с п. п. 49, 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 2 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 №91-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка; 2) содержание (в том числе осмотр, осуществление мероприятий по обязательному карантинированию в течение десяти дней со дня поступления, лечение, вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизация, учет и маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками) отловленных животных без владельцев; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи; 5) умерщвление животных без владельцев в случаях, установленных федеральным законодательством, и утилизация их трупов.

Настоящим Законом государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальное образование «Кош-Агачский район» (ст. 4 Закона №91-РЗ).

Как следует из материалов дела, возложенные указанными нормативными правовыми актами обязанности по выполнению переданного полномочия МО «Кош-Агачский район» по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, административным ответчиком не исполнено.

Так, согласно ответу Отделения МВД России по Кош-Агачскому району от 08.04.2021 №4 в журнале КУСП Отделения МВД России по Кош-Агачскому району поступают сообщения как от граждан Кош-Агачского района, так и сообщения с БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» о фактах обращения в БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» с различными видами ран («Укус собаки»). Так, за 2019 год всего зарегистрировано 35 таких фактов, за 2020 год – 18 фактов, за 3 месяца 2021 года – 9 фактов.

Из ответа начальника ОГИБДД ОМВД России по Кош-Агачскому району следует, что на территории Кош-Агачского района в 2020 году произошло 9 ДТП с участием животных, в текущий период 2021 года произошло 1 ДТП. Все ДТП произошли по вине животных, которые пересекали проезжую часть в нарушение требований ПДД.

Поскольку безнадзорные животные являются носителями и распространителями инфекционных заболеваний, мероприятия по отлову безнадзорных домашних животных относятся к санитарно-эпидемиологическим мерам в области предупреждения и ликвидации болезней.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм администрация МО «Кош-Агачский район» не организовала работу по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Кош-Агачского района, договор со специализированной организацией на отлов и содержание безнадзорных животных не заключен, какие-либо иные меры для организации указанной работы административным ответчиком не предприняты.

Непринятие действенных мер администрацией МО «Кош-Агаский район» по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, нарушает законные права населения муниципального района, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создает угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животных на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.

На момент рассмотрения настоящего административного дела, выявленные прокуратурой и указанные в представлении от 26.03.2021 нарушения действующего законодательства административным ответчиком не устранены.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией МО «Кош-Агачский район» принятых на себя государственных полномочий по исполнению требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает права неопределенного круга лиц на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также указывает на ненадлежащее исполнение администрацией МО «Кош-Агачский район» требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

При установленных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Кош-Агачского района суд полагает законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанностей по исполнению требований законодательства в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» выразившееся в не организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Возложить на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» обязанность в срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Кош-Агачского района.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья             А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 года.

2а-358/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кош-Агачского района
Ответчики
Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район"
Суд
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай
Судья
Ватутина Анастасия Анатольевна
Дело на странице суда
kosh-agachsky.ralt.sudrf.ru
27.04.2021Регистрация административного искового заявления
27.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее