Дело № 2а-6968/27-2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2018 года г.Курск
Судья Ленинского районный суд г. Курска Токмакова Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Золотухинского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя тем, что проведенным ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района анализом установлено, что на электронной странице сайта по адресу <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о продаже различных лекарственных препаратов, подлежащих выписыванию по рецепту, в частности информация о возможности приобретения дистанционным способом лекарственных препаратов: трамадол 100 таб. 50 мг. По цене 2 900 руб., клофелин 50 таб. 0,15 мг. По цене 1 380 руб. Представлена информация об указанных лекарственных препаратах, их описание, показания к применению, побочных действиях, а также оплате и способах доставки. Заказы принимаются 24 часа, минимальная сумма заказа составляет 2000 рублей. Сведения о контактных телефонах предоставляются после оформления заказа на указанную сумму. Вместе с тем, имеется электронный адрес: <данные изъяты> Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Сайт на момент проведения проверки не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Установить собственника (владельца) указанной страницы в ходе проверки не представилось возможным, на странице сайта данных о собственнике (владельце) сайта не имеется. Возможность идентификации собственника сайта исключена.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 291 КАС РФ определены основания рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, к которым в силу п. 2, в том числе относятся случаи, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон №149-ФЗ) информационно телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
информацию, свободно распространяемую;
информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (и. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
При этом, согласно ст. 55 Закона N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Как следует из п. 1 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. №612 (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 №179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" определен перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
В соответствии с указанным перечнем лекарственные средства не подлежат свободной реализации.
В силу п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах - не допускается продажа лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 76 Правил продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий. Таким образом, при продаже препаратов, отпускаемых по рецепту, необходимо установить, имеется ли соответствующий рецепт у покупателя, что не предполагается при продаже дистанционным способом.
В соответствии с п.4 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. №403н, отпуск лекарственных препаратов алпразолам, дормикум, азалептин осуществляется по рецептам, выписанным на рецептурных бланках установленного образца.
Кроме того, дистанционная продажа лекарственных препаратов не обеспечивает также реализацию прав потребителя на получение информации об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, предусмотренных ст.ст. 10. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 №553н "Об утверждении видов аптечных организаций" содержит закрытый перечень видов аптечных организаций: аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов; аптечный пункт; аптечный киоск. Интернет-аптеки в данном перечне не указаны.
Статья 234 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами,
Статьей 238.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.
В соответствии со ст.238 УК РФ, уголовно-наказуемыми также являются производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
Статьей ст. 14.4.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение правил, регламентирующих оборот лекарственных средств и препаратов.
Размещение на сайте <данные изъяты> информации о возможности приобретения лекарственных препаратов является противоправным деянием, поскольку побуждает пользователей сайта приобретать указанный товар в нарушение установленного законом порядка его оборота, то есть побуждает потенциальных пользователей сайта к совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.4.2 КоАП РФ, а также к совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 234, 238, 238.1 УК РФ.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, поскольку информация, размещенная на сайте <данные изъяты>, создает у неопределенного круга лиц мнение о наличии возможности свободного и неограниченного приобретения лекарственных средств и препаратов.
Граждане вводятся в заблуждение относительно допустимости и правомерности приобретения дистанционным способом лекарственных средств и препаратов. Распространение указанной информации противоречит требованиям законодательства и способствует совершению административных правонарушений и преступлений.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (ред. от 12.10.2015) "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (вместе с "Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", "Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено") (далее по тексту - Правила) создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п. 3 Правил формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (в ред. от 04.06.2018), Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 29.2018), Указа Президента Российской Федерации от 22.02.1992 №179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (в ред. от 30.12.2000), Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (в ред. от 04.10.2012), Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в ред. от 30.05.2018), Приказа Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. №403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 №553н "Об утверждении видов аптечных организаций" информация, размещенная на сайте <данные изъяты>, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Таким образом, размещение информации, содержащей публичную оферту о продаже дистанционным способом лекарственных препаратов: алпразолам, дормикум, азалептин в информационно-телекоммуникационных сетях создает угрозу нарушения прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и способствует совершению административных правонарушений и уголовнонаказуемых деяний, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
С учетом вышеприведенных положений федерального законодательства информация, размещенная на сайте <данные изъяты> подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
В связи с изложенным требования прокурора Золотухинского района Курской области о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: