Дело № 2 –85/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
р.п. Белый Яр 17 июля 2020 года
Верхнекетский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Хаматнуровой О.В.,
при секретаре Липиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Клюквинского сельского поселения к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6, признании границ указанного земельного участка неустановленными, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении указного земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Клюквинского сельского поселения (далее – Администрация поселения, истец) обратилась в суд с иском к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области ( далее - УРМИЗ) о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: №, по адресу: п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области, пер. Октябрьская, 6, признании границ указанного земельного участка неустановленными, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Верхнекетского районного суда Томской области от 29.02.2016 года административный иск прокурора Верхнекетского района Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации Клюквинского сельского поселения по непредставлению сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе, сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства. На Администрацию поселения возложена обязанность в срок до 01.07.2017 г. разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Томской области документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен Генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенного пункта, границ территориальных зон внутри населенного пункта. В рамках исполнения указанного решения суда Администрацией Клюквинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на выполнение работ по установлению границ населенного пункта п. Клюквинка, расположенного на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, с ООО «<данные изъяты>». Из сообщения ООО «<данные изъяты>» от 21.01.2020 года следует, что организация не может выполнить работы в соответствии с вышеуказанным договором из-за пересечения границ территориальных зон с границами земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Томская область, Верхнекетский район, п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6; в сведениях о границах указанного земельного участка допущена реестровая ошибка. В нарушение п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, п. 4 ст. 30 ГрК РФ указанный земельный участок сформирован 29.06.2018 года по согласованию с Управлением по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района (далее – УРМИЗ Верхнекетского района) на основании постановления Администрации Верхнекетского района Томской области от 14.06.2018 №642 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее – постановление) без учета границ территориальных зон, одновременно расположен в границах территориальных зон: Ж-3, ОС-1, ОС-2, ОД-1, зоны которых не относятся к землям сельскохозяйственного назначения. При межевании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый инженер ЛАВ и УРМИЗ Верхнекетского района не учли Генеральный план муниципального образования «Клюквинское сельское поселение», утвержденный решением Совета Клюквинского сельского поселения от 12.11.2013 года № 45 и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Клюквинское сельское поселение», утвержденные решением Совета Клюквинского сельского поселения от 12.11.2013 № 46. Из заключения кадастрового инженера ЛАВ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанное несоответствие выражается общим допущенным смещением учтенных границ по отношению к градостроительному зонированию территории по всему периметру земельного участка, что является реестровой ошибкой при определении координат поворотных точек границ этого участка и принять решение об исправлении реестровой ошибки возможно исключительно в судебном порядке. В сведениях о местоположении земельного участка выявленная реестровая ошибка является препятствием в осуществлении работ по установлению границ населенного пункта п. Клюквинка, расположенного на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, а также оформлении документов в установленном порядке.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представитель истца- и.о. Главы Клюквинского сельского поселения Шмакова А.В. направила в суд заявление с просьбой рассмотреть иск без ее участия.
Представитель ответчика – юрисконсульт УРМИЗ НАЕ (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия и отзыв на иск Администрации Клюквинского сельского поселения, против которого не возражала.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра по Томской области), извещенный о времени и месте судебного заседания, мнения относительно заявленных требований не выразил.
Руководствуясь ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд решил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 г.) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда внутреннего плавания и космические объекты.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости и представляет собой действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 и часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 г.).
Схожие положения содержат статьи 1, 3 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017г.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающие, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Аналогичные положения содержались в ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в ст. 1, 7 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (утратившего силу с 1 января 2017 года).
Таким образом, границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях ЕГРН (кадастре недвижимости).
С 01.01.2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, согласно положениям которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
Судом установлено, что на территории Клюквинского сельского поселения в п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области расположен земельный участок по пер. Октябрьский, 6 с кадастровым номером №, площадью 10000 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением Администрации Клюквинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку площадью 10000 кв.м. присвоен адрес: п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6.
Указанный земельный участок образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, находится на территории Клюквинского сельского поселения, таким образом полномочия по распоряжению такими участками осуществляется органом местного самоуправления сельского поселения (ч.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), то есть Администрацией Клюквинского сельского поселения. На момент рассмотрения настоящего дела сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
При этом схема расположения указанного земельного участка была утверждена постановлением Администрации Верхнекетского района Томской области от 14.06.2018 года №, контроль за исполнением постановления возложен на УРМИЗ, с ним же согласован межевой план участка. Учитывая, что УРМИЗ в соответствии с установленными полномочиями ведает вопросами земли и муниципального имущества в Верхнекетском районе, иск подан к надлежащему ответчику.
Как следует из представленных документов, межевание земельного участка по пер. Октябрьскому, 6 проводилось в 2018 году, межевой план составлен кадастровым инженером ЛАВ 26.06.2018 года.
Решением Верхнекетского районного суда Томской области от 29.02.2016 года административный иск прокурора Верхнекетского района Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации Клюквинского сельского поселения по непредставлению сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе, сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства. На Администрацию поселения возложена обязанность в срок до 01.07.2017 г. разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Томской области документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен Генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенного пункта, границ территориальных зон внутри населенного пункта. Решение суда вступило в законную силу 02.04.2016 года.
10.02.2017 года между Администрацией Клюквинского сельского поселения и ООО «<данные изъяты>» заключен гражданско-правовой договор № на выполнение работ по установлению границ населенного пункта и территориальных зон п. Клюквинка. Изготовленные подрядчиком документы неоднократно возвращались на доработку. 19.11.2019 года заключено дополнительное соглашение к указанному договору, срок выполнения работ по договору продлен до 01.04.2020 г.
Согласно информации ООО «<данные изъяты>» (от 21.01.2020 № 009) в ходе работ выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6, сформирован без учета границ территориальных зон, одновременно расположен в границах четырех территориальных зон Ж-3, ОС-1, ОС-2, ОД-1. Данные обстоятельства ООО «<данные изъяты>» характеризует, как независящие от подрядчика, они не устранены и препятствуют выполнению работ.
Как следует из материалов дела, кадастровым инженером ЛАВ (квалификационный аттестат №) подготовлено заключение от 05.04.2020 года по запросу Администрации Клюквинского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6. Весь комплекс кадастровых работ по формированию земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, выполнен по заявлению АСВ с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанный земельный участок был сформирован 29.06.2018 года на основании постановления Администрации Верхнекетского района № от ДД.ММ.ГГГГ. При отсутствии утвержденного проекта межевания территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была подготовлена кадастровым инженером ЛАВ ДД.ММ.ГГГГ. Размеры, площадь, местоположение земельного участка были предварительно согласованы с действующим Главой Клюквинского сельского поселения. На момент проведения кадастровых работ в июне 2018 года и до настоящего времени границы населенного пункта, территориальных зон не установлены, сведения о них в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют, а имеющийся картографический материал в составе Генерального плана сельского поселения не дает четкого и однозначного определения данных о границах и носит демонстрационный характер. При проведении кадастровых работ по установлению указанных границ в 2019 году было выявлено, что рассматриваемый земельный участок расположен в разных территориальных зонах. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Указанное несоответствие выражается общим, невольно допущенным смещением учтенных границ по отношению к градостроительному зонированию территории по всему периметру земельного участка, что является признаком наличия реестровой ошибки при определении координат поворотных точек границ этого участка, а также категории земель при формировании земельного участка. Указанная реестровая ошибка является препятствием в осуществлении кадастровых работ по внесению сведений о границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости. Порядок исправления реестровой ошибки предусмотрен ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ. Проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка нецелесообразно, так как внесение в ЕГРН других сведений о координатах границ земельного участка будет являться заведомо ложным. Снятие с государственного кадастрового учета земельного участка по заявлению правообладателя является невозможным на основании п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, так как рассматриваемый земельный участок не является преобразуемым. По мнению кадастрового инженера, принять решение об исправлении реестровой ошибки возможно только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 3 ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
На основании части 4 статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Учитывая, что по заключению кадастрового инженера спорный земельный участок расположен в разных территориальных зонах, что противоречит действующему законодательству, суд приходит к выводу о наличии реестровой ошибки. Указанное несоответствие выражается общим смещением учтенных границ по отношению к градостроительному зонированию территории по всему периметру земельного участка, что является реестровой ошибкой при определении координат поворотных точек границ этого участка. В сведениях о местоположении земельного участка выявленная реестровая ошибка является препятствием в осуществлении работ по установлению границ населенного пункта п. Клюквинка, расположенного на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области.
Управление по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области протии заявленного иска не возражает.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" суд, при удовлетворении иска, разрешая вопрос о наличии или отсутствии того или иного права участвующих в деле лиц, обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.
С учетом изложенного, суд считает, что требование о признании границ земельного участка с кадастровым номером № неустановленными также подлежит удовлетворению с указанием в решении суда об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ указанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Клюквинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 10000 кв.м., по адресу: п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области, пер. Октябрьский, 6, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в описании земельного участка, выполненном кадастровым инженером ЛАВ в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка с кадастровым номером: № считать неустановленными.
Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером: № площадью 10000 кв.м. по адресу: п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области, пер. Октябрьский, 6.
Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия.
Судья (подпись) О.В. Хаматнурова
На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу.