Решение по делу № 2-85/2020 от 10.06.2020

Дело № 2 –85/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

р.п. Белый Яр 17 июля 2020 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Хаматнуровой О.В.,

при секретаре Липиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Клюквинского сельского поселения к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6, признании границ указанного земельного участка неустановленными, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении указного земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Клюквинского сельского поселения (далее – Администрация поселения, истец) обратилась в суд с иском к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области ( далее - УРМИЗ) о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: , по адресу: п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области, пер. Октябрьская, 6, признании границ указанного земельного участка неустановленными, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении участка.

В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Верхнекетского районного суда Томской области от 29.02.2016 года административный иск прокурора Верхнекетского района Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации Клюквинского сельского поселения по непредставлению сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе, сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства. На Администрацию поселения возложена обязанность в срок до 01.07.2017 г. разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Томской области документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен Генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенного пункта, границ территориальных зон внутри населенного пункта. В рамках исполнения указанного решения суда Администрацией Клюквинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение работ по установлению границ населенного пункта п. Клюквинка, расположенного на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, с ООО «<данные изъяты>». Из сообщения ООО «<данные изъяты>» от 21.01.2020 года следует, что организация не может выполнить работы в соответствии с вышеуказанным договором из-за пересечения границ территориальных зон с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Томская область, Верхнекетский район, п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6; в сведениях о границах указанного земельного участка допущена реестровая ошибка. В нарушение п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, п. 4 ст. 30 ГрК РФ указанный земельный участок сформирован 29.06.2018 года по согласованию с Управлением по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района (далее – УРМИЗ Верхнекетского района) на основании постановления Администрации Верхнекетского района Томской области от 14.06.2018 №642 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее – постановление) без учета границ территориальных зон, одновременно расположен в границах территориальных зон: Ж-3, ОС-1, ОС-2, ОД-1, зоны которых не относятся к землям сельскохозяйственного назначения. При межевании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый инженер ЛАВ и УРМИЗ Верхнекетского района не учли Генеральный план муниципального образования «Клюквинское сельское поселение», утвержденный решением Совета Клюквинского сельского поселения от 12.11.2013 года № 45 и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Клюквинское сельское поселение», утвержденные решением Совета Клюквинского сельского поселения от 12.11.2013 № 46. Из заключения кадастрового инженера ЛАВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное несоответствие выражается общим допущенным смещением учтенных границ по отношению к градостроительному зонированию территории по всему периметру земельного участка, что является реестровой ошибкой при определении координат поворотных точек границ этого участка и принять решение об исправлении реестровой ошибки возможно исключительно в судебном порядке. В сведениях о местоположении земельного участка выявленная реестровая ошибка является препятствием в осуществлении работ по установлению границ населенного пункта п. Клюквинка, расположенного на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, а также оформлении документов в установленном порядке.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Представитель истца- и.о. Главы Клюквинского сельского поселения Шмакова А.В. направила в суд заявление с просьбой рассмотреть иск без ее участия.

Представитель ответчика – юрисконсульт УРМИЗ НАЕ (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия и отзыв на иск Администрации Клюквинского сельского поселения, против которого не возражала.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра по Томской области), извещенный о времени и месте судебного заседания, мнения относительно заявленных требований не выразил.

Руководствуясь ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд решил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 г.) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда внутреннего плавания и космические объекты.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости и представляет собой действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 и часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 г.).

Схожие положения содержат статьи 1, 3 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017г.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

На основании ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающие, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Аналогичные положения содержались в ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в ст. 1, 7 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (утратившего силу с 1 января 2017 года).

Таким образом, границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях ЕГРН (кадастре недвижимости).

С 01.01.2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, согласно положениям которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).

Судом установлено, что на территории Клюквинского сельского поселения в п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области расположен земельный участок по пер. Октябрьский, 6 с кадастровым номером , площадью 10000 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановлением Администрации Клюквинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку площадью 10000 кв.м. присвоен адрес: п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6.

Указанный земельный участок образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, находится на территории Клюквинского сельского поселения, таким образом полномочия по распоряжению такими участками осуществляется органом местного самоуправления сельского поселения (ч.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), то есть Администрацией Клюквинского сельского поселения. На момент рассмотрения настоящего дела сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют.

При этом схема расположения указанного земельного участка была утверждена постановлением Администрации Верхнекетского района Томской области от 14.06.2018 года , контроль за исполнением постановления возложен на УРМИЗ, с ним же согласован межевой план участка. Учитывая, что УРМИЗ в соответствии с установленными полномочиями ведает вопросами земли и муниципального имущества в Верхнекетском районе, иск подан к надлежащему ответчику.

Как следует из представленных документов, межевание земельного участка по пер. Октябрьскому, 6 проводилось в 2018 году, межевой план составлен кадастровым инженером ЛАВ 26.06.2018 года.

Решением Верхнекетского районного суда Томской области от 29.02.2016 года административный иск прокурора Верхнекетского района Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации Клюквинского сельского поселения по непредставлению сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе, сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства. На Администрацию поселения возложена обязанность в срок до 01.07.2017 г. разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Томской области документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен Генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенного пункта, границ территориальных зон внутри населенного пункта. Решение суда вступило в законную силу 02.04.2016 года.

10.02.2017 года между Администрацией Клюквинского сельского поселения и ООО «<данные изъяты>» заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ по установлению границ населенного пункта и территориальных зон п. Клюквинка. Изготовленные подрядчиком документы неоднократно возвращались на доработку. 19.11.2019 года заключено дополнительное соглашение к указанному договору, срок выполнения работ по договору продлен до 01.04.2020 г.

Согласно информации ООО «<данные изъяты>» (от 21.01.2020 № 009) в ходе работ выявлено, что земельный участок с кадастровым номером по адресу п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6, сформирован без учета границ территориальных зон, одновременно расположен в границах четырех территориальных зон Ж-3, ОС-1, ОС-2, ОД-1. Данные обстоятельства ООО «<данные изъяты>» характеризует, как независящие от подрядчика, они не устранены и препятствуют выполнению работ.

Как следует из материалов дела, кадастровым инженером ЛАВ (квалификационный аттестат ) подготовлено заключение от 05.04.2020 года по запросу Администрации Клюквинского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в п. Клюквинка, пер. Октябрьский, 6. Весь комплекс кадастровых работ по формированию земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, выполнен по заявлению АСВ с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанный земельный участок был сформирован 29.06.2018 года на основании постановления Администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ. При отсутствии утвержденного проекта межевания территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была подготовлена кадастровым инженером ЛАВ ДД.ММ.ГГГГ. Размеры, площадь, местоположение земельного участка были предварительно согласованы с действующим Главой Клюквинского сельского поселения. На момент проведения кадастровых работ в июне 2018 года и до настоящего времени границы населенного пункта, территориальных зон не установлены, сведения о них в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют, а имеющийся картографический материал в составе Генерального плана сельского поселения не дает четкого и однозначного определения данных о границах и носит демонстрационный характер. При проведении кадастровых работ по установлению указанных границ в 2019 году было выявлено, что рассматриваемый земельный участок расположен в разных территориальных зонах. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Указанное несоответствие выражается общим, невольно допущенным смещением учтенных границ по отношению к градостроительному зонированию территории по всему периметру земельного участка, что является признаком наличия реестровой ошибки при определении координат поворотных точек границ этого участка, а также категории земель при формировании земельного участка. Указанная реестровая ошибка является препятствием в осуществлении кадастровых работ по внесению сведений о границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости. Порядок исправления реестровой ошибки предусмотрен ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ. Проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка нецелесообразно, так как внесение в ЕГРН других сведений о координатах границ земельного участка будет являться заведомо ложным. Снятие с государственного кадастрового учета земельного участка по заявлению правообладателя является невозможным на основании п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, так как рассматриваемый земельный участок не является преобразуемым. По мнению кадастрового инженера, принять решение об исправлении реестровой ошибки возможно только в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 3 ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

На основании части 4 статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Учитывая, что по заключению кадастрового инженера спорный земельный участок расположен в разных территориальных зонах, что противоречит действующему законодательству, суд приходит к выводу о наличии реестровой ошибки. Указанное несоответствие выражается общим смещением учтенных границ по отношению к градостроительному зонированию территории по всему периметру земельного участка, что является реестровой ошибкой при определении координат поворотных точек границ этого участка. В сведениях о местоположении земельного участка выявленная реестровая ошибка является препятствием в осуществлении работ по установлению границ населенного пункта п. Клюквинка, расположенного на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области.

Управление по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области протии заявленного иска не возражает.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" суд, при удовлетворении иска, разрешая вопрос о наличии или отсутствии того или иного права участвующих в деле лиц, обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.

С учетом изложенного, суд считает, что требование о признании границ земельного участка с кадастровым номером неустановленными также подлежит удовлетворению с указанием в решении суда об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ указанного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Клюквинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: , площадью 10000 кв.м., по адресу: п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области, пер. Октябрьский, 6, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в описании земельного участка, выполненном кадастровым инженером ЛАВ в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка с кадастровым номером: считать неустановленными.

Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером: площадью 10000 кв.м. по адресу: п. Клюквинка Верхнекетского района Томской области, пер. Октябрьский, 6.

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия.

Судья (подпись) О.В. Хаматнурова

На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу.

2-85/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Клюквинского сельского поселения
Ответчики
Управление по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района Томской области
Суд
Верхнекетский районный суд Томской области
Судья
Хаматнурова О.В.
Дело на сайте суда
verhneketsky.tms.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Подготовка дела (собеседование)
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее