Решение по делу № 2а-940/2021 от 02.06.2021

Административное дело № 2а-940/2021

УИД 21RS0006-01-2021-001342-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                                       <адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Васильева А.А.,

при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> Канашского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации А. сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в не размещении на официальном сайте проектов нормативных правовых актов, разработанных в 2021 году, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы для проведения такой экспертизы,

установил:

з. Канашского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации А. сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в не размещении на официальном сайте проектов нормативных правовых актов А. сельского поселения <данные изъяты>, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ году, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы для проведения такой экспертизы, обязании в трехмесячный срок после вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте МО «А. сельское поселение» <данные изъяты> всех проектов нормативных правовых актов, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ году, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Требование мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка (мониторинг) соблюдения администрацией А. сельского поселения <данные изъяты> антикоррупционного законодательства в части размещения на сайте органа местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, в ходе которого установлено, что администрация А. сельского поселения <данные изъяты> на официальном сайте не размещает проекты нормативных правовых актов, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ году. Указанное обстоятельство нарушает права неограниченного круга юридических и физических лиц на проведение независимой антикоррупционной экспертизы и является незаконным, поскольку перечень субъектов, имеющих право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы достаточно широк.

Помощник прокурора Васильев А.А. поддержал административный иск по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить, пояснив, что в настоящее время проекты нормативно-правовых актов, разработанные в ДД.ММ.ГГГГ году, размещены на официальном сайте МО «А. сельское поселение» <данные изъяты>, то есть административным ответчиком устранены выявленные нарушения.

Административный ответчик - администрация А. сельского поселения <данные изъяты>, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании своего представителя, отвечающего требованиям ч. 1 ст. 55 КАС РФ, не обеспечила. Явка представителя административного ответчика не является обязательной.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу абзаца второго статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», термин «прокурор» применительно к регламентированному вышеуказанными нормами участию прокурора в рассмотрении дел судами обозначает, в том числе, и заместителя прокурора соответствующего города (района).

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Частью 2 статьи 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно Федеральному закону от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности (ст. 1).

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ч. 1 ст. 10).

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 13).

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон № 172-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.

В силу ст. 2 Закона № 172-ФЗ одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

В соответствии с п. 4 «Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Таким образом, отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов создает препятствия для проведения независимой антикоррупционной экспертизой аккредитованными экспертами.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Чувашской Республики от 04 июня 2007 года № 14 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Согласно п. 1.6 постановления администрации А. сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов А. сельского поселения <данные изъяты> и их проектов» в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов уполномоченное лицо в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных действующих актов и проектов актов на согласование в органы прокуратуры, размещает действующие акты и проекты актов на официальном сайте органа местного самоуправления А. сельского поселения <данные изъяты> в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

По результатам мониторинга сети Интернет на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства <данные изъяты> помощником Канашского межрайпрокурора составлен акт, из которого следует, что на официальном сайте МО «А. сельское поселение <данные изъяты>» создана вкладка для размещения проектов нормативных правовых актов, однако проекты нормативно-правовых актов, разработанные в ДД.ММ.ГГГГ году, на сайте отсутствуют (л.д. ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении прокурора, являются обоснованными, законными, и подлежат удовлетворению.

Административным ответчиком суду не представлены доказательства того, что указанные нарушения были устранены до обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.

Вместе с тем, как установлено судом, на дату рассмотрения настоящего дела административным ответчиком на своем официальном сайте проекты нормативных правовых актов, разработанные в 2021 году, размещены.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора в указанной части являются исполненными.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 КАС РФ,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации А. сельского поселения <данные изъяты>, выразившееся в не размещении на своем официальном сайте проектов нормативных правовых актов А. сельского поселения <данные изъяты>, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ году, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы для проведения такой экспертизы.

Возложить на администрацию А. сельского поселения <данные изъяты> обязанность по размещению на официальном сайте МО «А. сельское поселение» <данные изъяты> проектов нормативных правовых актов, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ году, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Решение суда в части возложения обязанности по размещению на официальном сайте МО А. сельское поселение» <данные изъяты> проектов нормативных правовых актов, разработанных в ДД.ММ.ГГГГ году, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы считать исполненным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-940/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Валерьянов С.В.
Ответчики
администрация Ачакасинского сельского поселения Канашского района
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Ефимова Алина Михайловна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
02.06.2021Регистрация административного искового заявления
02.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее