Административное дело <№*****>
Решение изготовлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кулебаки <ДД.ММ.ГГГГ>
Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фигина А.Е., с участием административного истца Саленковой В.В.., представителя административного ответчика Администрации г.о.г.Кулебаки – Коноваловой А.А., действующая на основании доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> и представившая диплом о высшем юридическом образовании серии <№*****> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., при секретаре судебного заседания Вдовиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саленковой В. В. к Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области, главе Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области Узяковой Л.А. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство и перевод в нежилое помещение квартиры, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам Администрации городской округ город Кулебаки Н. области, Главе Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской Узяковой Л.А., указав в обоснование исковых требований, что ей на основании договора от <ДД.ММ.ГГГГ>. на праве собственности принадлежит четырехкомнатная <адрес> пятиэтажном панельном многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по <адрес>, г.Кулебаки, Н. <адрес>. <ДД.ММ.ГГГГ>. обратилась в администрацию городского округа город Кулебаки Нижегородской области с заявлениями о переводе квартиры в нежилое помещение и о даче согласия на переустройство и перепланировку <адрес> г.<адрес>. При обращении в администрацию г.о.г.Кулебаки, как указывает административный истец, она предоставила все необходимые документы, установленные законом и необходимые для принятия решения поставленных в заявлении вопросов, а именно: свидетельства о госрегистрации права собственности на данную квартиру; свидетельство о внесение о внесении изменений в ЕГРИП; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физлица; технический паспорт на жилое помещение; протокол <№*****> подведения итогов заочного голосования общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; акт освидетельствования скрытых работ от <ДД.ММ.ГГГГ>.; проектную документацию на перепланировку <адрес> г.<адрес> в нежилое помещение шифр <данные изъяты> разработанная ООО «Проектная организация Перспектива» (свидетельство <№*****>.<№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» <№*****>).
Так же указывала, на то, что проектом перепланировки переводимого жилого помещения в нежилое предусматривается выполнение следующих видов работ: демонтаж существующих перегородок, окна, бытового оборудования, углубление оконного проема в наружной панели до уровня пола без изменения его ширины, пробивка проемов во внутренних несущих панелях, возведение новых перегородок из ГВЛ по металлическому каркасу, закладка существующих дверного проема кирпичом, установка новых дверей, устройство входной группы.
Кроме этого, указывает, что по результатам рассмотрения её заявлений ей <ДД.ММ.ГГГГ>. Администрацией г.о.г.Кулебаки были получены следующие документы: Постановления Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в г.<адрес> из жилого в нежилое»; в уведомлении от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в переводе <адрес> в г.<адрес> <адрес> в нежилое помещение, письмо от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры» за подписью главы администрации г.о.г.Кулебаки Узяковой Л.А.и выписка из протокола <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. заседания межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилых помещений в жилые, по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах на территории г.о.г.Кулебаки.
Считает, что указанные уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от <ДД.ММ.ГГГГ>. и Постановление администрации г.о.г.Кулебаки от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****>, являются не законными и нарушают её права и законные интересы и подлежат отмене. Так же указывает, что из уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от <ДД.ММ.ГГГГ>., следует, что основанием для отказа явилось установление несоответствия проекта перепланировки, представленного ей, требованиям постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г.№ 170 изложенных в п. 4.2.4.9. Кроме этого, административный истец, указывает, что кроме ссылки на п. 4.2.4.9 Постановления Госстроя от 27.09.2003г. № 170 иных оснований для отказа ей в переводе жилого помещения в нежилое уведомление об отказе от <ДД.ММ.ГГГГ>. и Постановление администрации г.о.г.Кулебаки от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****>, не содержат. Таким образом, по мнению административного истца, указанные документы (уведомления и Постановление) не мотивированы, в них не указано каким конкретным нормам законодательства не соответствует проект перепланировки и (или) переустройства, представленной ей, а именно каким нормам градостроительного, земельного законодательства или каким требованиям пожарной, технической безопасности, какими санитарным правилам и правил. Отказ в разрешении ей перепланировке квартиры и переводе её в нежилое помещение является, по мнению административного истца, формальным и не мотивированным, препятствует в устранении нарушений и повторном обращении за разрешением на перепланировку и переустройство. Считает, что администрация г.о.г.Кулебаки проектной документации не исследовала и не указала на конкретные нарушения, установленные ей в этой документации в своих решениях об отказе в удовлетворении её заявлений.
В связи с чем просит признать незаконным отказ Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство и перевод в нежилое помещение <адрес> в <адрес> <адрес>, выраженный в следующих документах: в уведомлении от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в переводе квартиры в нежилое помещение; Постановлении Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в г.<адрес> из жилого в нежилое»; в письме от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> за подписью главы администрации г.о.г.Кулебаки Нижегородской области «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры».А так же просит обязать административных ответчиков устранить нарушение её прав путем повторного рассмотрения вопроса выдаче разрешения на перепланировку и (или) переустройство и перевод жилого помещения <адрес>, расположенной на первом этаже многоквартирного жилого <адрес> в г.<адрес> <адрес>, в нежилое, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме этого просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании административный истец поддержал свои заявление требования по основаниям указанных в её административном иске и просила его удовлетворить.
Административный ответчик глава администрации г.о.г.Кулебаки Узякова Л.А. в судебное заседание не явился извещен надлежаще. Ранее в адрес суда предоставила отзыв на иск в соответствии с которым просила рассмотреть дело в её отсутствие. Кроме этого, указывала на то что с требованиями административного истца изложенных в её иске не согласна и считала их незаконные, необоснованные. Так по её мнению, при обращении с заявлением в администрацию г.о.гКулебаки заявитель представил пакет документов, в том числе проектную документацию, разработанную ООО «Проектная организация «Перспектива» перепланировки <адрес>, г.Кулебаки в нежилое помещение. Администрацией г.о.г.Кулебаки было отказано в выдачи разрешения на перепланировку жилого помещения в виде <адрес> расположенной на первом этаже многоквартирного жилого <адрес> в г.Кулебаки, о чем заявитель был извещен письмом от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры». Уведомлением об отказе в переводе жилого помещения в нежилое явилось несоответствие проекта переустройства (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п.п.4 п.1 ст. 24 ЖК РФ), о чем указано в уведомлении об отказе перевода жилого помещения в нежилое. Так же указывала на то, что в письме об отказе в выдаче разрешения на переустройство и перепланировку жилого помещения имеется ссылка на абз. 6 п. 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. <№*****> «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в котором говориться, что «не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы», а так же на пп. 3 п.1 ст. 27 ЖК РФ (несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства). Кроме этого указывала, что согласно представленной заявителем проектной документации жилой квартиры в жилом пятиэтажном панельном доме предполагалось демонтирование существующих перегородок, окна, пола, углубление оконного проема в наружной панели до уровня пола, что невозможно произвести без дополнительных воздействий на внешнюю панель здания, которая, в том числе является общим имуществом многоквартирного дома. В связи с чем, по её мнению, обустройство проемов нарушаются действующие нормы законодательства (т.1 л.д.101-105,105-оборот).
Представитель административного ответчика Администрации г.о.г. Кулебаки – Коновалова А.А. требования административного истца не признала. По мотивам указанных в ранее приобщенном к материалам дела письменного отзыва на иск (т.1 л.д.75-78, 78-оборот). Кроме этого указывала, что проведенная по делу судебная экспертиза так же указывала на несоответствие проектной документации требованиям законодательства.
Представители заинтересованных лиц ООО «Проектная организация «Перспектива»,ООО «ДомоУправляющаяКомпания» в судебное заседание не явился извещены.
Представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в судебное заседание не явились извещены, в адрес суда направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ ( далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положению ч. 8 ст. 226 КАС РФ, следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Так судом установлено, и не отрицается сторонами, что Саленкова В. В., <ДД.ММ.ГГГГ>. обратилась в Администрацию городского округа город Кулебаки Н. области с двумя заявлениями: о переустройстве и перепланировке квартиры по <адрес> переводе квартиры из жилого помещения в нежилое по указанному адресу (т.1л.д.130-134). Приложив к своим заявлениям: свидетельства о госрегистрации права собственности на данную квартиру; технический паспорт на жилое помещение; проектную документацию на перепланировку квартиры(<данные изъяты>» (свидетельство <№*****>.<№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «Объединение нижегородских проектировщиков» <№*****>)); копию паспорта, ИНН, ОГРН, протокол <№*****> подведения итогов заочного голосования общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <ДД.ММ.ГГГГ>. (согласно которому за разрешение на перевод жилого помещения в нежилое с проведением переустройства и перепланировки проголосовало 65 собственников квартир, против – 13 собственников квартир, воздержались -12 собственников квартир), акт освидетельствования скрытых работ (т.1 л.д.134-151, 167-205, 205-оборот, 207-208, 217-221, 224-225).
Кроме этого судом установлено и не отрицается сторонами, что <адрес> по адресу: Н. <адрес> г.Кулебаки, <адрес>, принадлежит по праву собственности Саленковой В. В. с <ДД.ММ.ГГГГ>. (т.1 л.д.148), и находится на первом этаже пятиэтажного панельного многоквартирного дома (т.1 л.д. 217-221).
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 2 ст. 22 ЖК РФ).
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч. 3 ст. 22 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Частью 4 статьи 23 ЖК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и представленных документов принимается решение о переводе или об отказе в переводе помещения.
Аналогичный порядок принятия документов и рассмотрения заявления на территории городского округа - город Кулебаки регламентирован Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, расположенного на территории г.о.г. Кулебаки", утвержденным Постановлением Администрации г.о.г. Кулебаки от 04.10.2016г. № 2123 с учетом изменений в него внесенных Постановлением Администрации г.о.гКулебаки от 16.03.2017г. № 477 (т.2 л.д.24-41)
В силу ч. 2 ст.24 ЖК РФ, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое предусмотрены частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу пункта 7 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с ч.2 ст. 26 ЖК РФ, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу ч. 2.1. ст. 26 ЖК РФ, заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа (ч.3 ст. 26 ЖК РФ).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование (ч.4 ст. 26 ЖК РФ).
Аналогичный порядок принятия документов и рассмотрения заявления на территории городского округа - город Кулебаки регламентирован Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного на территории г.о.г. Кулебаки", утвержденным Постановлением Администрации г.о.г. Кулебаки от 18.08.2016г. № 1711 с учетом изменений в него внесенных Постановлениями Администрации г.о.г. Кулебаки от 13.09.2016г. № 1938, от 29.03.2017г. № 566, и от 18.09.2017г. № 2203 (т.2 л.д.1-23, 23-оборот).
В силу ч. 2 ст.27 ЖК РФ, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Судом установлено и не отрицается сторонами, что <ДД.ММ.ГГГГ>. письмом Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области <№*****> Саленковой В. В. были направлены ряд документов, а именно: Постановление Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в г.Кулебаки из жилого в нежилое»; Уведомление от <ДД.ММ.ГГГГ> (без номера) об отказе в переводе <адрес> в г.Кулебаки Нижегородской области в нежилое помещение; выписки из протокола <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. заседания межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в нежилых помещений в жилых домах на территории городского округа город Кулебаки; письмо Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры» (т.1 л.д.209-216, 222-223, 226-231).
Так согласно Постановления Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в г.<адрес> из жилого в нежилое», следует, что на основании заявления Саленковой В. В. от <ДД.ММ.ГГГГ>., согласно протокола <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. заседания межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в нежилых помещений в жилых домах на территории городского округа город Кулебаки, учитывая, что комиссией установлено несоответствии проектной документации, представленной заявителем постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно которой не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, учитывая основания для отказа указанные в пп. 4 п.1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь ст. 39 Устава городского округа город Кулебаки, было постановлено в отказе в переводе жилого помещения <адрес> жилом <адрес> в городе Кулебаки, принадлежащей Саленковой В. В. в нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> (т.1 л.д. 222, 222-оборот).
Согласно уведомления адресованного Саленковой В. В. от <ДД.ММ.ГГГГ> (без номера) об отказе в переводе <адрес> в г.Кулебаки Нижегородской области в нежилое помещение, вынесенного Администрацией городского округа город Кулебаки Нижегородской области, при рассмотрении представленных в соответствии с ч.2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ документов о переводе помещения общей площадью <данные изъяты>. находящегося по адресу: Н. <адрес>, г.Кулебаки, <адрес>, из жилого в нежилое, было принято решение, на основании протокола <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. заседания межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в нежилых помещений в жилых домах на территории городского округа город Кулебаки, об отказе в переводе указанного помещения из жилого в нежилое на основании пп.4 п.1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ (несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства) – установлено несоответствие проекта перепланировки, представленного заявителем требованиям постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (п.4.2.4.9.) (т.1 л.д.223).
Так же судом установлено и не отрицается сторонами, что письмом Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры» адресованного Саленковой В. В., последней было отказано в выдаче разрешения на перепланировку квартиры находящейся по адресу: Н. <адрес>, г.Кулебаки, <адрес>, по её заявлению от <ДД.ММ.ГГГГ>., по основанию пп.3 п. 1ст. 27 ЖК РФ как несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства по мотивам того, что представленная проектная документация не соответствует требованиям п.4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (т.1 л.д.226-227, 227-оборот).
Административный истец обратился с настоящим административным иском <ДД.ММ.ГГГГ>., то есть в предусмотренных законом трех месячный срок обращения с защитой возможного нарушения своего права.
Согласно п.п. 26, 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.п.32, 33 ст. 36 Устава городского округа город Кулебаки (т.1 л.д.156-166) и силу п.п. 6, 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 23, 26 ЖК РФ к вопросам местного значения городского округа отнесены в том числе: принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а так же согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 34 Устава городского округа город Кулебаки (л.д.149) Администрация городского округа -исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и обладает правами юридического лица.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования.
К полномочиям администрации городского округа относятся в том числе и принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п.32 ст. 36 Устава городского округа) и согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (п.33 ст. 36 Устава городского округа) (т.1 л.д. 156-166).
Статьей 39 Устава городского округа (т.1 л.д. 156-166) глава администрации городского округа не наделена самостоятельными полномочиями по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений.
Вследствие чего, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца к главе администрации городского округа город Кулебаки У. Л.А., так как она является лишь руководителем юридического лица органа местного самоуправления -Администрации городского округа город Кулебаки и не обладает специальными полномочиями на принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а так же по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений, как орган местного самоуправления.
Кроме этого в силу абз. 6 п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Действительность данного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2013 N АКПИ13-873, в котором, в частности, указано, что повреждения и деформация в целом представляют собой отдельное несоответствие конструкций требованию, установленному проектом, оспариваемое правовое регулирование обеспечивает соответствие параметров и других характеристик указанных строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние и поэтому полностью согласуется с нормами Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме этого суд учитывает, то обстоятельство, что административным истцом в качестве обоснования административных исковых требований административный истец ссылается на то что представленная им административному ответчику проектная документация на перепланировку квартиры по адресу: г.Кулебаки, <адрес>, в нежилое помещение, шифр <№*****>, разработанная ООО «Проектная организация Перспектива» (свидетельство <№*****>.<№*****> <ДД.ММ.ГГГГ>. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» <№*****>), соответствует требованиям законодательства, и органом местного самоуправления она не исследовалась, и Определением Кулебакского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ>. по ходатайству административного истца была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Центр независимых экспертиз», на разрешение экспертов судом был поставлен вопрос: соответствует ли с технической точки зрения проектная документация на перепланировку квартиры по адресу: г.Кулебаки, <адрес>, в нежилое помещение, шифр <№*****>, разработанная ООО «Проектная организация Перспектива» (свидетельство <№*****>.<№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» <№*****>), строительным и градостроительным нормам и правилам, в том числе Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170) ?
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Центр независимых экспертиз» <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., последний пришел к однозначному выводу о том, что с технической точки зрения проектная документация на перепланировку квартиры по адресу: г.Кулебаки, <адрес>, в нежилое помещение, шифр <№*****> разработанная ООО «Проектная организация Перспектива» (свидетельство <№*****>.<№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» <№*****>), не соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам, в том числе Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170) (т.2 л.д.61-80).
Так же в своем заключении судебный эксперт ООО «Центр независимых экспертиз» при исследовании им проектной документации на перепланировку квартиры по адресу: г.Кулебаки, <адрес>, в нежилое помещение, шифр <№*****>, разработанная ООО «Проектная организация Перспектива» (свидетельство <№*****>.<№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» <№*****>), с технической точки зрения, усмотрел, что согласно предоставляемого проекта в ходе перепланировки планируется произвести следующие виды работ: демонтаж существующих перегородок, оконного блока, пола, бытового оборудования, увеличение оконного проема в высоту, пробивка проемов во внутренних стенах, возведение каркасных перегородок, закладка существующего дверного проема кирпичом, установка дверных блоков, устройство входной группы. В представленном на экспертизу проектной документации отсутствуют расчеты нагрузок в принципе, есть лишь ложное утверждение проектировщиков о том, что проектом предусмотрен демонтаж ненесущих стен, отсутствуют материалы обследования жилого дома, то есть, по мнению эксперта, отсутствует картина технического состояния несущих конструкций, отсутствует детальное описание конструктивных элементов и общий план дома. Так же эксперт указывает, что проектная документация выполнена с отступлением от требований ГОСТ Р 21.11.01-2013 СПДС(т.2 л.д.61-80).
В связи с чем, суд, учитывает технические выводы судебного эксперта ООО «Центр независимых экспертиз», <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>, которое выполнено компетентным экспертом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» содержит подробное описание произведенных исследований, сделанный в результате их вывод на поставленный вопрос, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, указывают на применение методов исследований, основываются на исходных объективных данных, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе. Более того, суду не представлено доказательств того, что эксперт ООО «Центр независимых экспертиз», предупрежденный об ответственности за дачу ложного заключения и несущий ответственность за вынесенное экспертное заключение в соответствии со ст.307 УК РФ дано ложное заключение.
При данных установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при принятии соответствующих решений, а именно выраженных: в уведомлении от <ДД.ММ.ГГГГ> (без номера) об отказе в переводе <адрес> в г<адрес> <адрес> в нежилое помещение; в Постановлении Администрации городского округа город Кулебаки Н. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в г.<адрес> из жилого в нежилое»; в письме Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры»- Администрация городского округа город Кулебаки, как на орган местного самоуправления уполномоченный на их рассмотрение и принятие соответствующих решений, было вынесено в соответствии с представленными данному органу полномочиями и в соответствии с нормами права регулирующие спорные правоотношения.
В следствии чего суд приходит к выводу о том, что принятые Администрацией г.о.г.Кулебаки решения, выраженный: в уведомлении от <ДД.ММ.ГГГГ> (без номера) об отказе в переводе <адрес> в г.<адрес> в нежилое помещение; Постановлении Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в <адрес> из жилого в нежилое»; в письме Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры», по заявлениям Саленковой В.В. от <ДД.ММ.ГГГГ>., по мотивам не соответствия, представленной заявителем (Саленковой В.В.), проекта требованиям законодательства со ссылкой на п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда со являются законными, а довод административного истца технической возможности устройства дверного проема в наружной стене панельного многоквартирного дома на месте существующего оконного проема за счет демонтажа части стены под подоконником с целью организации входа, является не обоснованным.
А следовательно, вытекающее и первого требование административного истца об обязании Администрации городского округа город Кулебаки и главы Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области Узяковой Л.А устранить нарушение прав Саленковой В. В. путем повторного рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на перепланировку и (или) переустройство и перевод жилого помещения - <адрес> в г.Кулебаки Н. <адрес> в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает, необоснованным.
Кроме этого суд считает необходимым отметить, что в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года приведено разъяснение о том, что при проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч. 1 ст. 103 КАС РФ).
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ).
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В виду отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, то и требования о взыскании с административных ответчиков судебных расходов по настоящему делу связанных с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты> (т.1 л.д. 10) и оплате помощи услуг представителя в размере <данные изъяты> (т.1 л.д.15), так же суд считает их не обоснованными и не подлежащие удовлетворению.
На основании изложенного выше и руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного иска Саленковой В. В. к Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области, главе Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области Узяковой Л.А. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство и перевод в нежилое помещение <адрес> в г.<адрес> <адрес>, выраженный: в уведомлении от <ДД.ММ.ГГГГ> (без номера) об отказе в переводе <адрес> в г.Кулебаки Н. <адрес> в нежилое помещение; Постановлении Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в переводе помещения <адрес> жилом <адрес> в г.Кулебаки из жилого в нежилое»; в письме Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> «Об отказе в выдаче разрешения на перепланировку квартиры», а так же об обязании Администрации городского округа город Кулебаки и главы Администрации городского округа город Кулебаки Н. области У. Л.А устранить нарушение прав Саленковой В. В. путем повторного рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на перепланировку и (или) переустройство и перевод жилого помещения - <адрес> в г.Кулебаки Н. <адрес> в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.
Отказать в удовлетворении требований Саленковой В. В. о взыскании с Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области и главы Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области Узяковой Л. А. судебных расходов связанных с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты> и оплате помощи услуг представителя в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд Нижегородской области.
Судья А.Е. Фигин