Дело № 2-908/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-000267-43
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 марта 2023 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
старшего помощника прокурора Воробьевой В.С.,
истца Левченко Л.Е.,
представителя ответчика Филоненко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах несовершеннолетней ФИО1, законным представителем которой является Левченко ФИО11, к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» (третьи лица – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости Республики Крым») о признании права на получение меры социальной поддержки и обязании назначить меру социальной поддержки,-
УСТАНОВИЛ:
В январе 2023 года Прокурор города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», в котором просит признать за Левченко ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» на несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от 03 ноября 2022 года и обязать ответчика назначить Левченко ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, меру социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» на несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от 03 ноября 2022 года.
В обоснование требований указано, что по обращению Левченко С.А., по вопросу отказа в назначении меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения», зарегистрированному 21 ноября 2022 года, Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка. В ходе проведенной проверки установлено, что 03 ноября 2022 года Левченко Л.Е. обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением о предоставлении услуги «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» на несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К заявлению Левченко Л.Е. были приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 590. Пунктом 9 Порядка выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 590, установлен исчерпывающий перечень случаев для принятия решения об отказе в назначении пособия. По результатам рассмотрения данного заявления Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» принято решение об отказе Левченко Л.Е. в назначении меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения», оформленное протоколом № от 03 ноября 2022 года, по причине того, что не выполняются дополнительные условия (отсутствие факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года). Полагает, что указанное решение об отказе Левченко Л.Е. в назначении меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения», оформленное протоколом № от 03 ноября 2022 года, принято Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» в нарушение пункта 9 Порядка выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 590, поскольку в качестве оснований для отказа в назначении указанной меры социальной поддержки не может служить невыполнение дополнительных условий, отсутствие факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года. Прокуратурой города Феодосии Республики Крым 20 декабря 2022 года на протокол об отказе в назначении «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» № от 03 ноября 2022 года, вынесенный Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», принесен протест в адрес начальника Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с требованием об отмене указанного решения. Однако по результатам рассмотрения протеста Прокуратуры города Феодосии Республики Крым Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» было отказано в удовлетворении.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 15 и 38 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», пунктов 2, 6 и 9 Порядка выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года №, указав, что настоящее заявление предъявлено на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах несовершеннолетней ФИО1, просил исковые требования удовлетворить.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика – Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» – Филоненко М.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, указав, что поскольку Левченко Л.Е. не является лицом, постоянно проживавшим на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, и, как следствие на нее не распространяется действие Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», соответственно ей не может быть назначена указанная мера социальной поддержки, предусмотренная статьей 11 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».
В возражениях на исковое заявление представитель третьего лица – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – Бортник Н.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что по информации Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» Левченко Л.Е. не является гражданином Украины или лицом без гражданства, постоянно проживавшим на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (на 18 марта 2014 года), следовательно, действие Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» на Левченко Л.Е. не распространяется, в связи с чем, ей не может быть назначена мера социальной поддержки в виде пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в период его санаторно-курортного лечения.
Старший помощник прокурора Воробьева В.С. и истец Левченко Л.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, указав при этом, что на Левченко Л.Е. распространяется действие Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», поскольку согласно части 1 статьи 2 указанного Закона он распространяется не только на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», но и на лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве вне зависимости от времени приобретения. При этом Левченко Л.Е. пояснила, что в августе 2013 года она снялась с регистрационного учета по адресу <адрес> и выехала проживать в г. Киев, где 06 ноября 2013 года родила дочь – ФИО1; в г<адрес> вместе с ребенком она возвратилась летом 2015 года; 01 июля 2015 года, ей как гражданину Украины, разрешено временное проживание, и она временно до 01 июля 2018 года была зарегистрирована по месту жительства в г<адрес>. Также указала, что решением, утвержденным Министром внутренних дел по Республике Крым 07 октября 2019 года, она (Левченко Л.Е.) принята в гражданство Российской Федерации, 11 ноября 2019 года ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, и с 20 ноября 2019 года ее место жительства, как гражданина Российской Федерации, зарегистрировано по адресу: <адрес>
Представитель ответчика – Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» – Филоненко М.С. действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указав, что действие Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» на Левченко Л.Е. не распространяется, и назначение указанной меры социальной поддержки будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
Третьи лица – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая мнение старшего помощника прокурора – Воробьевой В.С., истца – Левченко Л.Е. и представителя ответчика – Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» – Филоненко М.С., надлежащее извещение третьих лиц – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости Республики Крым», принимая во внимание предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальные сроки рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства, а также, что участники процесса имеют право на осуществление судопроизводства в разумные сроки, в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости Республики Крым».
Заслушав старшего помощника прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, а не быть декларативным.
При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских правоотношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Кроме того, эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Левченко ФИО14 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении серии №, выданным 15 ноября 2013 года Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Деснянского районного управления юстиции в г. Киеве.
На основании заявления Левченко С.А., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, 18 августа 2017 года была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решением, утвержденным Министром внутренних дел по Республике Крым 07 октября 2019 года, Левченко ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с подпунктом «А» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 года № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
11 ноября 2019 года МВД по Республике Крым, код подразделения № Левченко ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии №.
20 ноября 2019 года Левченко ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отдел регистрационного учета Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосия Республики Крым с заявлением о регистрации по месту жительства, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный МВД по Республике Крым, код подразделения №, и в этот же день – 20 ноября 2019 года была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
22 июля 2021 года Левченко ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, была впервые установлена инвалидность на срок до 07 ноября 2031 года, группа инвалидности – категория «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой серии №, выданной 03 августа 2021 года Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как следует из справки без номера и даты, выданной Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Искра» Министерства здравоохранения Крыма, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно находилась на реабилитации (восстановительном лечении) в государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Искра» в сопровождении Левченко ФИО19 с 18 мая 2022 года по 03 июня 2022 года.
03 ноября 2022 года Левченко Л.Е. обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением № о предоставлении государственной услуги «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения», приложив к заявлению документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно- курортного лечения, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года №.
По результатам рассмотрения данного заявления Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» принято решение об отказе Левченко Л.Е. в назначении меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения», оформленное протоколом № от 03 ноября 2022 года; причина отказа: не выполняются дополнительные условия (отсутствие факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года).
По вопросу отказа в назначении меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» ФИО6 обратился с заявлением в Прокуратуру города Феодосии Республики Крым (зарегистрировано за № № от 21 ноября 2022 года).
Как следует из ответа Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» в адрес Прокуратуры города Феодосии Республики Крым от 30 ноября 2022 года №, Левченко ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» 03 ноября 2022 года с заявлением о предоставлении услуги «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения». Указанная мера социальной поддержки предусмотрена статьей 11 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым». Статьей 2 указанного Закона определено, что настоящий Закон распространяется на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также на граждан Российской Федерации, проживавших на указанных территориях на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым. В связи с тем, что Левченко Л.Е. не является лицом постоянного проживавшим на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, на нее не распространяется действие настоящего Закона, и соответственно, ей не может быть назначена указанная выплата. На основании изложенного, Левченко Л.Е. отказано в назначении указанной меры социальной поддержки.
По информации Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии от 01 декабря 2022 года № в адрес Прокуратуры города Феодосии Республики Крым, Левченко Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 20 ноября 2019 года по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилье (ей принадлежит 1/4 доля); ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 18 августа 2017 года по адресу: <адрес>, на основании заявления законного представителя.
Как следует из ответа Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии от 09 декабря 2022 года №, Левченко ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. <адрес>, решением МВД по Республике Крым от 07 октября 2019 года принята в гражданство Российской Федерации на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». По состоянию на 18 марта 2014 года зарегистрированной по месту жительства на территории Республики Крым не значится.
20 декабря 2022 года Прокурором города Феодосии Республики Крым принесен протест на Протокол об отказе в назначении «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» от 03 ноября 2022 года № начальнику Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО9, с требованием об отмене протокола об отказе в назначении «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» от 03 ноября 2022 года №, вынесенного Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым».
В результате рассмотрения протеста Прокуратуры города Феодосии Республики Крым на Протокол об отказе в назначении меры социальной поддержки «Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения» Левченко Л.Е. от 03 ноября 2022 года №, начальником Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» принято решение о его отклонении.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В переходный период, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года выплата пособий и иных социальных выплат осуществлялась в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Социальная поддержка семьям с детьми с 01 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральными законами и законами Республики Крым.
С 01 января 2015 года вступил в силу Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», принятый Государственным Советом Республики Крым 10 декабря 2014 года.
Статьей 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», регламентирующей предмет регулирования настоящего Закона, установлено, что настоящий Закон Республики Крым (далее – Закон) определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в случае если такие меры социальной защиты (поддержки) отсутствовали на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов в законодательстве Российской Федерации или их величина превышала установленный в Российской Федерации уровень мер социальной защиты (поддержки).
Круг лиц, на который распространяется действие Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», определен в части 1 статьи 2 данного Закона, согласно которой, настоящий Закон распространяется на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, а также граждан Российской Федерации, проживавших на указанных территориях на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – граждане), право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года, а часть 6 статьи 3, статьи 10 и 11 настоящего Закона – на граждан независимо от даты возникновения права на меры социальной защиты (поддержки), установленные нормами указанных статей настоящего Закона.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в период его санаторно-курортного лечения выплачивается одному из родителей (усыновителей) или опекуну (попечителю) из числа работающих граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сопровождающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в период его санаторно-курортного лечения, в размере 8000 рублей. Выплата пособия по уходу за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Республики Крым.
Меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные настоящим Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», являются расходными обязательствами Республики Крым. Порядок предоставления финансового обеспечения мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных настоящим Законом, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Из системного толкования норм Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», следует, что его действие распространяется лишь на граждан, проживавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года, а статья 11 настоящего Закона – на граждан независимо от даты возникновения права на меру социальной защиты (поддержки), установленную указанной статей настоящего Закона. Целью дополнительного правового регулирования данных правоотношений явилось сохранение мер социальной защиты (поддержки) для граждан, проживавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в том объеме, который они имели до 18 марта 2014 года, а также независимо от даты возникновения права на меру социальной защиты (поддержки), установленную, в частности, статьей 11 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».
Кроме того, часть 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» содержит перечень категорий граждан, проживавших на юридически значимую дату на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, к которым относятся граждане Украины, лица без гражданства и граждане Российской Федерации с указанием оснований приобретения гражданства.
Таким образом, определяющим фактором для применения Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» является проживание лица на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – на 18 марта 2014 года.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
При рассмотрении дела судом бесспорно установлено, что по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – на 18 марта 2014 года Левченко Л.Е., как гражданин Украины, на территории Автономной Республики Крым не проживала. При этом суд учитывает, что проживание Левченко Л.Е. на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на 18 марта 2014 года предметом спора не является.
Доводы стороны истца о том, что на Левченко Л.Е. распространяется действие Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», поскольку согласно части 1 статьи 2 указанного Закона он распространяется не только на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», но и на лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве вне зависимости от времени приобретения, суд не принимает во внимание, как несостоятельные, основанные на ошибочном понимании и толковании норм настоящего Закона, поскольку разделительный союз, использованный законодателем при перечислении граждан, признанных гражданами Российской Федерации и приобретших гражданство Российской Федерации не меняет смысл и суть правоотношений, урегулированных данным законом, и не влияет на расширение действия Закона по кругу лиц.
При этом суд учитывает, что данная позиция изложена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 года по делу №.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства, и при рассмотрении дела не установлено, что ответчик каким-либо образом нарушает права Левченко Л.Е., доказательств обратного суду не представлено и по делу не добыто, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах несовершеннолетней Левченко ФИО22, законным представителем которой является Левченко ФИО23, ввиду недоказанности нарушения ответчиком прав истца.
Мотивированное решение составлено 22 марта 2023 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах несовершеннолетней ФИО25, законным представителем которой является Левченко ФИО26, к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» (третьи лица – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости Республики Крым») о признании права на получение меры социальной поддержки и обязании назначить меру социальной поддержки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.