УИД:RS0048-01-2022-000003-02
Дело №2а-20/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Солтон 27 января 2022 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Илларионова С.А.,
при секретаре Оторове Д.С.,
помощника прокурора Солтонского района Дорожинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Солтонского района Алтайского края в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО28 Артёма ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к администрации Солтонского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солтонского района обратился в суд с административным иском в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к администрации Солтонского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению граждан с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края по поводу нарушения прав и законных интересов вышеуказанных несовершеннолетних детей, обучающихся в МБОУ «Карабинская СОШ», на перевозку до образовательной организации и обратно автобусным транспортом.
Организованные перевозки детей автобусами осуществляются в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 года №1527.
Перевозка детей школьным автобусом имеет следующие цели: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий) (п. 1.3 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, утвержденных Письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 №08-988 (далее - Методические рекомендации)).
Согласно п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.
Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Поскольку несовершеннолетние проживают в с. Карабинска на удалении от образовательного учреждения более чем на 1 км., то прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Солтонского района, выразившееся в отсутствии организации перевозок обучающихся в МБОУ «Карабинская СОШ» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, автобусным транспортом по территории <адрес>.
Возложить на администрацию Солтонского района Алтайского края в срок до 01 сентября 2022 года обязанность:
- организовать перевозку обучающихся ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, автобусным транспортом до образовательной организации муниципального бюджетного образовательного учреждения Карабинская средняя общеобразовательная школа Солтонского района Алтайского края и обратно по территории с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края;
- провести комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций;
- определить остановочный пункт для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус;
- установить на маршруте специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Помощник прокурора Солтонского района Алтайского края Дорожинская А.С. поддержала заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.
Законные представители несовершеннолетних: ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания. Согласно имеющихся в деле телефонограмм, заявленные прокурором требования поддерживают в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. До рассмотрения дела по существу административным ответчиком подано заявление о признании административного искового заявления.
Представители заинтересованных лиц - МБОУ «Карабинская СОШ» и Комитета по образованию Солтонского района в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания. Возражений относительно заявленных прокурором района требований не представили.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации.
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16) относит к вопросам местного значения муниципального района и городского округа организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Конкретизируя названные законоположения, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» называет в числе полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункты 1, 4 и 5).
Гарантии доступности права каждого на образование, признаваемого международным сообществом в качестве одного из основных и неотъемлемых прав человека (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 28 Конвенции о правах ребенка), закреплены также в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, понимающих под доступностью образования равные для всех права и возможности его получения, что предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении.
Приведенные положения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов развиваются в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», согласно статье 5 которого право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (часть 2); общедоступность и бесплатность образования гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (часть 3); реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4).
Существенным элементом создания таких социально-экономических условий является обеспечение территориальной доступности образовательных организаций, предоставляющих общее (начальное, основное, среднее) образование. Территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.
В качестве критерия применения этой формы обеспечения территориальной доступности образовательной организации часть 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывает на перевозку обучающихся между поселениями, которые могут находиться в границах либо одного муниципального района, либо соседних муниципальных районов.
Предусмотренная частью 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, будучи направленной на обеспечение общедоступности и бесплатности образования, относится, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к таким вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (пункты 6 и 11 части 1 статьи 15, пункты 7 и 13 части 1 статьи 16).
Таким образом, муниципальное образование - учредитель образовательной организации, несет не только расходы на организацию его предоставления по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), в том числе на содержание зданий и сооружений, но и расходы на организацию бесплатной перевозки обучающихся до общеобразовательной организации и обратно.
Организованные перевозки детей автобусами осуществляются в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 №1527.
Перевозка школьным автобусом предполагает перевозку детей специализированным транспортным средством (автобусом), принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации (абзац «Школьный автобус» п. 1.2 Правил дорожного движения).
Перевозка детей школьным автобусом имеет следующие цели: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий) (п. 1.3 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, утвержденных Письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 №08-988 (далее - Методические рекомендации)).
Согласно п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м., в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м., для сельских поселений - до 1 км.
Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Пунктом 2.3 Методических рекомендаций установлено, что оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации соответствующей территории в составе работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), Управления государственного автодорожного надзора.
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводится не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы (п. 2.4 Методических рекомендаций).
Согласно п. 2.5 Методических рекомендаций при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега.
Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Солтонского района по коллективному обращению граждан с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края по поводу нарушения прав и законных интересов вышеуказанных несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, обучающихся в МБОУ «Карабинская СОШ», на перевозку до образовательной организации и обратно автобусным транспортом
В силу положений п. 1.2 Устава образовательной организации МБОУ «Карабинская средняя общеобразовательная школа Солтонского района Алтайского края» (сокращенно МБОУ Карабиснкая СОШ) учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование Солотонский район Алтайского края.
Таким образом, администрация Солтонского района Алтайского края является надлежащим административным ответчиком в раках настоящего дела.
Вышеуказанные несовершеннолетние дети проходят обучение по основным образовательным программам в МБОУ Карабинская СОШ, проживая на территории <адрес>. Указанные жилые помещения расположены на расстоянии, превышающем один километр от общеобразовательного учреждения, что подтверждается информацией по запросу суда, поступившей из администрации Карабинского сельсовета Солтонского района Алтайского края (л.д. 82-94).
С учетом вышеизложенного, несовершеннолетние ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7, ФИО8, ФИО18, ФИО14 М.Г., ФИО11, ФИО12, ФИО13, являющиеся обучающимися общеобразовательной организации МБОУ Карабинская СОШ имеют право на транспортное обслуживание транспортом, предназначенным для перевозки детей до образовательного учреждения и обратно от остановочного пункта, определенного для их посадки и высадки на территории с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
Реализация данного права несовершеннолетних ставится в прямую зависимость от выполнения административным ответчиком требований действующего законодательства в части проведения последним:
- комиссионного обследования состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса, пункта посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций;
- определения остановочного пункт для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус;
- установки на маршруте специального остановочного знака с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Между тем административным ответчиком в период с момента внесения представления об устранении нарушений от 05.05.2021 года и по настоящее время не исполнены требования вышеуказанного законодательства в сфере безопасности дорожного движения и обеспечения прав и законных интересов обучающихся и их родителей при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций санитарно-эпидемиологического законодательства. Доказательств устранения в полном объеме на момент рассмотрения дела выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений, суду также не представлено.
Данное бездействие органа местного самоуправления в лице администрации Солтонского района Алтайского края является незаконным, поскольку несоблюдение названных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц в области требований действующего законодательства при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора Солтонского района в интересах несовершеннолетнихФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по организации перевозки указанных детей автобусным транспортом до образовательной организации МБОУ Карабинская СОШ и обратно в с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края в соответствии с вышеуказанными требованиями, содержащимися в Методических рекомендациях об организации перевозок обучающихся в образовательные организации от 29.07.2014 года № 08-988.
Также судом принимается во внимание заявление административного ответчика о признании заявленных процессуальным истцом требований, которое не нарушает прав и законных интересов заинтересованных лиц и соответствует требованиям ст. 157 КАС РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом конкретных обстоятельств по делу, объему работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, начала текущего учебного года в 2022 году, суд полагает возможным установить административному ответчику срок для исполнения судебного решения до 01.09.2022 года.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с администрации Солтонского района Алтайского края взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Солтонского района, выразившееся в отсутствии организации перевозок обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Карабинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО28 Артёма ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, автобусным транспортом по территории с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края.
Возложить на Администрацию Солтонского района Алтайского края в срок до 01 сентября 2022 года обязанность:
- организовать перевозку обучающихся ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО28 Артёма ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, автобусным транспортом до образовательной организации муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карабинская средняя общеобразовательная школа» Солтонского района Алтайского края и обратно по территории с. Карабинка, Солтонского района Алтайского края;
- провести комиссионное обследование состояния автомобильных дорог по маршруту движения школьного автобуса, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций;
- определить остановочный пункт для посадки (высадки) детей, ожидающих школьный автобус;
- установить на маршруте специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения школьного автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Солтонский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 января 2022 года.
Судья: С.А. Илларионов