Решение по делу № 33-660/2022 от 27.01.2022

УИД 58RS0005-01-2021-000918-75

Судья- Торгашин И.М. дело № 33-660/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 февраля 2022 г. г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Терехиной Л.В.

судей Копыловой Н.В., Усановой Л.В.

при ведении протокола помощником судьи Бариновой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-563/2021 по исковому заявлению Самойловой О.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, досрочном назначении пенсии

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области на решение Бессоновского районного суда Пензенской области от 25.10.2021, которым постановлено:

Иск Самойловой О.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о включении в специальный стаж периодов работы, установлении факта проживания, о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, назначении досрочной пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области включить в специальный стаж Самойловой О.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в Производственном объединении «Завод имени Фрунзе» в должности заготовщицы химических полуфабрикатов в сборочно-монтажном цехе с 16.01.1995 года по 23.01.2001 года за исключением: в 1995 году - 9 дней (отпуск без содержания), в 1996 году - 220 дней (вынужденный отпуск), в 1997 году - 72 дня (простой), в 1998 году - 75 дней (простой), в 1999 году - 125 дней (простой) + 26 дней (отпуск без содержания), в 2000 году - 70 дней (вынужденный отпуск).

Установить факт проживания Самойловой О.В. в период с 26.04.1986 по 26.06.1987 в с.Синодское Шемышейского района Пензенской области.

Отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) от 11.05.2021 №186647/21 об отказе Самойловой О.В. в установлении пенсии.

Признать за Самойловой О.В. право на получение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на пять лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с пп. 2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12. 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области назначить Самойловой О.В. досрочную пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, начиная с 26.04.2021.

Заслушав доклад судьи Копыловой Н.В., объяснения истца Самойловой О.В. и ее представителя Беляевой И.А., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Решением УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) от 11.05.2021 № 186647/21 Самойловой О.В. отказано в назначении страховой пенсии со снижением возраста за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст.34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Не соглашаясь с указанным решением, Самойлова О.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ требований, просила обязать УПФР в Бессоновском районе (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в производственном объединении «ЗИФ» в должности заготовщицы химических полуфабрикатов в сборочно-монтажном цехе с 16.01.1995 по 23.01.2001, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, простоев в 1995г. - 9дн., в 1996г. – 220 дн., в 1997г. - 72 дн., в 1998г. -75 дн., в 1999г. – 125 дн. (простои) и 26 дн. (б/с), в 2000г.- 70 дн.; установить факт ее постоянного проживания в с.Синодское Шемышейского района Пензенской области с 26.04.1986 по 26.06.1987; признать решение УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) от 11.05.2021 №186647/21 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии незаконным; обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 26.04.2021.

Требования мотивированы тем, что при оценке ее пенсионных прав пенсионным органом в льготный стаж не засчитан период работы в производственном объединении «ЗИФ» с 16.01.1995 по 02.11.2003 в должности заготовщицы химических полуфабрикатов в сборочно-монтажном цехе, предусмотренной Списком №2 раздел 16 подраздел «а» позиция 2170100а-12064, с чем она не согласна, поскольку льготный характер работы подтверждается справкой работодателя, выданной на основании карточки по учету личного состава, технологического процесса, расчетных ведомостей. Ее работа состояла в приготовлении химических растворов и смесей заданного состава и концентрации, перемешивании и фильтрации полученной смеси, проверки вязкости. При приготовлении химических полуфабрикатов ею использовались: виксинт, полиуретан, кварц, отвердитель №1, ацетон, бензин и др.

При включении периода работы с 16.01.1995 по 23.01.2001, за исключением периодов отпусков без содержания и простоев, продолжительность специального стажа составит более 9 лет, что дает право выхода на страховую пенсию по старости в возрасте 51 года.

Кроме того, в период с 26.04.1986 по 06.10.1988 она проживала в с.Синодское Шемышейского района Пензенской области, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Определением Бессоновского районного суда Пензенской области от 20.10.2021 произведена замена ответчика УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее по тексту- ОПФР по Пензенской области.

Бессоновский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

ОПФР по Пензенской области в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении иска, полагая необоснованным включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истицы с 16.01.1995 по 23.01.2001, поскольку в выписке из ИЛС застрахованного лица за указанный период код льготной работы отсутствует, показания свидетелей в силу ст.60 ГПК РФ являются недопустимым доказательством. Судом при оценке данного периода приняты во внимание трудовая книжка, справки ОАО «ЗИФ», приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, личная карточка работника, архивные справки. При этом, в наблюдательном деле организации содержится справка по проверке перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в которой сведения о должности заготовщика химических полуфабрикатов в сборочно-монтажном цехе отсутствуют. Перечнем профессий и должностей на льготное пенсионное обеспечение на 1998 г., представленным работодателем в территориальный орган ПФР, указанная должность также не предусмотрена. Наличие указанной льготной профессии на предприятии в спорный период не подтверждено. По мнению апеллянта отсутствуют также основания для снижения пенсионного возраста Самойловой О.В. за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку справкой администрации Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области от 21.08.2020 подтверждается лишь факт проживания истицы в с. Синодское с 19.11.1986, в похозяйственной книге дата выбытия истицы не указана, а обучение в Синодской средней школе с 01.09.1977 по 26.06.1987 не свидетельствует о постоянном ее проживании в данном населенном пункте. Показания свидетелей не могли быть положены в основу решения.

В возражениях на апелляционную жалобу Самойлова О.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители ОПФР по Пензенской области, конкурсный управляющий третьего лица ОАО «ЗИФ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

От представителя ОПФР по Пензенской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.06.2020 Самойлова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) от 11.06.2020 №253124/20 в установлении пенсии отказано по причине отсутствия необходимого льготного страхового стажа 10 лет.

26.04.2021 Самойлова О.В. вновь обратилась в УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) от 11.05.2021 №186647/14 в досрочном назначении пенсии отказано по причине отсутствия льготного страхового стажа и недостаточности периода проживания на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По мнению пенсионного органа, общий стаж Самойловой О.В. составил 25 лет, льготный стаж - 5 лет 7 месяцев 22 дня, период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом - менее 4 лет, абсолютная величина не подтверждена.

При оценке пенсионных прав Самойловой О.В. в льготный стаж по Списку №2 не засчитаны периоды работы в производственном объединении «ЗиФ»:

- с 16.01.1995 по 02.11.2003 - в том числе отпуска без сохранения заработной платы, простои в 1995г. – 9 дн., в 1996 г. - 220 дн., в 1997 г. - 72 дн., в 1998 г. - 75 дн., в 1999 г. - 125 дн. + 26 дней (б/с), в 2000 г. - 70 дн., в 2003 г. (03.11.2003 по 31.12.2003) - 19 дн. (б/с) + 19 дн. (не льготная работа); с 24.01.2001 по 01.11.2003 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет. Также отпуска б/с за период с 01.07.2004 по 20.11.2009; в 2004г. – 40 дн. (б/с) + 2 мес. 5 дн. (не льготная работа), в 2006г. -1 дн., в 2009г. – 2 дн.

Разрешая спор, суд исходил из доказанности факта работы истицы в период с 16.01.1995 по 23.01.2001 в особых условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 26.06.1987, что дает право на назначение пенсии с 50 лет, которое возникло у истицы 11.06.2020, в связи с чем признал за ней право пенсию со снижением пенсионного возраста и возложил на ответчика обязанность назначить пенсию Самойловой О.В. с 26.04.2021 (дата обращения с заявлением о назначении пенсии).

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам, подтвержденным совокупностью имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана по правилам ст.67 ГПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.

Ст. 8 указанного федерального закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Ч.3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «б» п. 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»,- для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Право на досрочное назначение пенсии по старости согласно разделу XVI «Производство изделий электронной техники и радиоаппаратуры» Списка №2 от 26.01.1991 № 10 имеют «заготовщики химических полуфабрикатов» (код позиции-2170100а-12064).

Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке Самойловой (добрачная фамилия Максимычева) О.В., с 16.01.1995 по 30.06.2004 она работала заготовщиком химических полуфабрикатов в сборочно-монтажном цехе производственного объединения «ЗиФ», которое решением администрации Октябрьского района г.Пензы от 01.02.1995 №38 преобразовано в АООТ «ЗиФ», решением администрации Октябрьского района г.Пензы от 23.07.1996 №196 – в ОАО «ЗиФ».

В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.11).

Оценивая период работы истицы в должности заготовщицы химических полуфабрикатов сборочно-монтажного цеха, суд обоснованно принял во внимание первичные приказы, личную карточку формы Т-2а, справку, уточняющую особый характер работ, выданную работодателем, подтверждающую полную постоянную занятость истицы на льготной работе в период с 16.01.1995 по 31.12.2001, за исключением имевших дней простоя и отпусков без сохранения заработной платы: в 1995 г.- 9 дн., в 1996 г. - 220 дн., в 1997 г. - 72 дн., в 1998 г. - 75 дн., в 1999 г. - 125 дн. + 26 дней (б/с), в 2000 г. - 70 дн., показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, совокупность которых позволяет прийти к выводу о соответствии работы истицы в спорный период той, с которой закон связывает право на досрочное назначение пенсии.

Вопреки доводам жалобы относительно недопустимости свидетельских показаний в качестве доказательств, подтверждающих факт льготной работы, показания свидетелей оценивались судом в совокупности с имеющимися в деле письменными доказательствами, сведения в которых являются достаточными для вывода о работе истицы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Давая оценку справке пенсионного органа по проверке рабочих мест работников ОАО «ЗиФ», занятых в профессиях и должностях, дающих право на пенсию с особыми условиями труда, по состоянию на 21.07.2000, суд обоснованно исходил из того, что в указанной справке отражались профессии и должности, которые необоснованно включены в указанный перечень, и отсутствие в справке должности заготовщика химических полуфабрикатов сборочно-монтажного цеха свидетельствует о соответствии характера работы истицы и условий ее труда тем, с которыми законодатель связывает право на досрочное назначение пенсии.

Оценивая данные индивидуального лицевого счета Самойловой О.В., в которых спорные периоды работы в ОАО «ЗиФ» после регистрации истицы в системе обязательного пенсионного страхования (27.11.1997) отражены без кода особых условий труда, суд исходил из того, что ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по представлению соответствующих сведений не может ограничивать право истца на досрочное пенсионное обеспечение при реальном выполнении работы, поименованной Списком № 2.

Оснований не согласиться с указанным выводом у суда апелляционной инстанции не имеется.

В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений ст.28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абз. 4 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абз.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.

Поскольку факт работы истицы в должности соответствующей указанной в Списке №2 от 26.01.1991 № 10 (код позиции-2170100а-12064) подтверждается трудовой книжкой и первичными приказами, а факт постоянной и полной занятости справкой работодателя, которые являются допустимыми доказательствами, и корректировка сведений индивидуального лицевого счета не представляется возможной ввиду того, что ОАО «ЗиФ» находится в стадии банкротства с 2006 г., суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения стаж льготной работы спорного периода работы, за исключением периодов простоев, отпусков без сохранения заработной платы.

Соглашается суд апелляционной инстанции также с выводом суда относительно обоснованности требований истца об установлении факта проживания в с. Синодское Шемышейского района Пензенской области в период с 26.04.1986 по 26.06.1987.

В силу ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в ст. 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ч. 2 указанной статьи, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 данного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 - 10, 16 - 18 ч. 1 ст. 30 и п.1 - 6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных данным Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных указанным Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31.12.2014 в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

Согласно ст. 34 приведенного Закона гражданам, указанным в п. 8 ч.1 ст. 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч.2 ст. 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст.ст.32-35 вышеуказанного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст.32 - 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12. 1991 № 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» в период с 26.04.1986 по 01.02.1998 с.Синодское Шемышеского района Пензенской области входило в перечень населенных пунктов с радиоактивным загрязнением, расположенных в зоне с льготным социально – экономическим статусом.

Исследованными в судебном заседании письменными доказательствами установлено, что Самойлова О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с.Синодское Шемышейского района Пензенской области, с 01.09.1977 по 26.06.1987 обучалась в Синодской средней школе, которая зарегистрирована и осуществляет деятельность в с.Синодское Шемышейского района Пензенской области.

В похозяйственных книгах №4 Синодского сельского Совета народных депутатов за 1980-1982гг., 1983-1985гг., 1986-1990 гг. с. Синодское лицевой счет №288 истица значится в списке членов семьи М.В.М. (отца истицы), имеется отметка об обучении в школе и выбытии в Пензу.

Согласно аттестату о среднем образовании Самойлова О.В. окончила Синодскую среднюю школу 26.06.1987.

Согласно справке, выданной главой администрации Синодского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, Максимычева (Самойлова) О.В. с 19.11.1986 по 06.10.1988 работала и проживала в населенном пункте с. Синодское Шемышейского района Пензенской области, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Допрошенный в судебном заседании свидетель подтвердил факт проживания истицы с родителями в указанном населенном пункте.

Совокупность указанных доказательств подтверждает факт проживания истицы в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) стаж работы ФИО3 с тяжелыми условиями труда составил 10 л. 3 дн., что дает ей право на пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях с 50 лет (указанного возраста она достигла 11.06.2020), и при наличии у нее права на снижение пенсионного возраста в соответствии Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания за ней права на досрочное назначение пенсии с даты обращения за ней и возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с 26.04.2021.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.

Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.12,56 и 57 ГПК РФ, не влияют на правильность принятого судом решения и не могут являться основанием к его отмене.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Бессоновского районного суда Пензенской области от 25.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОПФР по Пензенской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.02.2022.

Председательствующий

Судья

33-660/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Самойлова Ольга Васильевна
Ответчики
ГУ УПФР РФ в Бессоновском районе
ОПФР по Пензенской области
Другие
конкурсный управляющий Каменский А.С.
Суд
Пензенский областной суд
Судья
Копылова Наталия Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
27.01.2022Передача дела судье
15.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2022Передано в экспедицию
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее