Дело № 2-2587/2023 20 сентября 2023 года
УИД 78RS0020-01-2023-000593-78 г.Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ
Именем российской федерации
Пушкинский районный суд СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.С.
при секретаре Щевелёвой К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт СПб» к Васильеву В.Ю. о взыскании задолженности,
с участием представителя истца Дмитриевой Н.В. (по доверенности от 21.03.2023), ответчика Васильева В.Ю., третьего лица Шарковой В.В.,
Установил:
Васильев В.Ю. является собственником №53-Н, расположенного по адресу: ....
Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт СПб» (далее ООО «ТЭС СПБ» обратилось в суд с иском к Васильеву В.Ю. о взыскании задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.11.2019 по 01.06.2022 в размере 44 304 рубля 81 копейка, пени за период с 01.01.2021 по 21.05.2022 в размере 7 177 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 744 рубля.
Представитель истца иск поддержала.
Ответчик просил в иске отказать, представил письменный отзыв.
Третье лицо Шаркова В.В. просила в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Положениями части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) определяются случаи предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор), считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно и не требует письменной формы.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
ООО «ТЭС СПБ» оказывает услуги теплоснабжения и поставки ГВС на основании лицензии № ВХ-19-006413 от 22 июля 2019 г.
ООО «ТЭС СПБ» является исполнителем коммунальных услуг в МКД по адресу: ... 01.11.2019.
В соответствии со ст.157.2 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО «ТЭС СПБ» перешло на прямые договоры, так как задолженность Управляющей компании перед РСО составила более чем два месяца.
В силу ст.155 ч.7.5 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО «ТЭС СПБ» надлежащим образом оказаны коммунальные услуги ответчику по адресу: ....
Согласно пункту 1 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Васильев В.Ю. в период с 01.11.2019 по 01.06.2022 несвоевременно и не в полном объеме производил оплату за предоставленные коммунальные услуги, в результате чего образовался долг в размере 44 304 рубля 81 копейка, из расчета:
Месяц | Начислено | Поступило | В т.ч. пени | Дата оплаты |
Сальдо начальное без учета пени | 6 012.41 | |||
Ноябрь 2019 | 4 405.45 | 2 649.92 | 11.11.2019 | |
Декабрь 2019 | 3 190.60 | 4 405.45 | 23.12.2019 | |
Январь 2020 | 3 305.91 | 3 190.60 | 15.01.2020 | |
Февраль 2020 | 6 063.74 | 3 305.91 | 06.02.2020 | |
Март 2020 | 4 031.92 | |||
Апрель 2020 | 3 541.51 | 2 996.32 | 29.04.2020 | |
3 657.14 | 30.04.2020 | |||
Май 2020 | 2 748.45 | 2 631.87 | 08.05.2020 | |
Июнь 2020 | 0.00 | 2 042.51 | 03.06.2020 | |
Июль 2020. | 0.00 | |||
Август 2020 | 0.00 | |||
Сентябрь 2020 | 0.00 | |||
Октябрь 2020 | 2 177.79 | |||
Ноябрь 2020 | 5 523.42 | 1 255.29 | 16.11.2020 | |
119.37 | 16.11.2020 | |||
Декабрь 2020 | 6 800.84 | 3 486.52 | 15.12.2020 | |
Январь 2021 | 8 667.29 | 4 292.86 | 12.01.2021 | |
Февраль 2021 | 9 593.57 | 5 471.00 | 08.02.2021 | |
Март 2021 | 6 787.45 | 6 055.6 | 10.03.2021 | |
Апрель 2021 | 4 556.59 | 4 284.40 | 07.04.2021 | |
Май 2021 | 2 732.09 | 2 876.23 | 11.05.2021 | |
Июнь 2021 | 0.00 | 1 724.56 | 02.06.2021 | |
Июль 2021 | 0.00 | |||
Август 2021 | 182.86 | |||
Сентябрь 2021 | 1 508.33 | 112.81 | 13.09.2021 | |
Октябрь 2021 | 4 446.11 | 930.49 | 20.10.2021 | |
Ноябрь 2021 | 4 333.61 | 2 742.80 | 16.11.2021 | |
Декабрь 2021 | 7 181.06 | 2 673.40 | 17.12.2021 | |
Январь 2022 | 8 014.37 | 4 429.99 | 18.01.2022 | |
Февраль 2022 | 7 675.09 | 4 944.05 | 17.02.2022 | |
Март 2022 | 4 511.02 | 4 734.75 | 05.03.2022 | |
Апрель 2022 | 4 110.10 | 2 782.84 | 21.04.2022 | |
Май 2022 | 2 477.40 | 2 535.52 | 17.05.2022 | |
Итого за период | 118 566.57 | 96,77 |
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…» (далее Правила № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Тариф для категории «Прочие потребители» правомерно применяется истцом при расчете стоимости энергии, поставленной в нежилые помещения. Доказательств того, что в указанных помещениях ресурсы использовались для коммунально-бытовых нужд не представлено, спорное помещение имеет торговое использование, что не оспаривается ответчиком.
В Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 02.03.2016 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга». По мнению суда, его положения к правоотношениям с ответчиком не подлежат применению.
Васильев В.Ю. не относится к субъектам, имеющим право на применение льготных тарифов для расчета за отопление и горячее водоснабжение, в соответствии с Законом Санкт- Петербурга от 23.06.2016 № 111-17 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга».
Основным критерием для отнесения физических лиц, собственников помещений в многоквартирном доме, к тарифной группе «Население» или «Прочие потребители» являются цели использования тепловой энергии для конкретных помещений.
Ответчик обладает коммерческим помещением, осуществляет деятельность, приносящую ему доход, таким образом, относится к категории «Прочие потребители».
Постановлением от 13 января 2018 года №7 в Постановление Правительства от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» внесены изменения: определены категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии и теплоносителя которым производится по регулируемым ценам.
В целях сохранения государственного регулирования тарифов для отдельных потребителей к категории «население» отнесены, в частности, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или другие специализированные потребительские кооперативы, приобретающие тепловую энергию для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению; наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, в маневренном фонде, в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Вышеуказанный нормативно-правовой акт содержит исчерпывающий перечень потребителей, приравненный к категории «Население».
По тарифам группы «Население» вправе оплачивать тепловую энергию только категории потребителей, отнесенные к указанным перечням.
Все иные потребители, независимо от вида деятельности и форм собственности рассчитываются по тарифам, установленным для категории «Прочие потребители».
Согласно Договору №Ц-ТП1-ТЭС-1 уступки права требования от 01.11.2019 (л.д.144-145) между ООО «Технопарк №1» (цедент) и ООО «ТеплоЭнергоСбыт СПб» (цессионарий), цедент уступает цессионарию право требования к должникам, имеющим задолженность перед цедентом.
В акте сверки ООО «ТЭС СПб» имеется начальное сальдо (без учета пени), составляющее 6 012 рублей 41 копейка, представляющее задолженность ответчика перед цедентом.
В данном случае имеет место задолженность при подаче коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организацией (изначально - ООО «Технопарк №1», затем ООО «ТЭС СПб») и приём одним и тем же потребителем (Васильев В.Ю.) на один и тот же объект теплоснабжения, расположенный по адресу: ...
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга№190-р от 06.12.2019 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2020-2022 годы» в приложении №1, был установлен тариф в размере 1660,39 руб./Гкал, как для категории «Население», так и для категории «Прочие потребители» (л.д.119-121)
В июне 2019 года ФАС России дала разъяснения (письмо №ИА/54920/19 от 28.06.2019) (л.д.116, 117, 141-143), в которых указала, что тарифы на тепловую энергию не подлежат государственному регулированию, при соблюдении следующих условий: теплоснабжающая организация владеет источником тепловой энергии (котельной) на праве собственности или ином законном основании (за исключением концессионного соглашения); установленная мощность источника тепловой энергии составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) теплоснабжающей организацией осуществляется поставка потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 г.; реализуемая тепловая энергия не используется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; теплопотребляющие установки потребителя(-ей) технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть; тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки, потребителя(-ей), принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации или соответствующему(-им) потребителю(-ям); теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения; к тепловым сетям, принадлежащим потребителю(-ям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
20.12.2019 в связи с допущенным нарушением, в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга от ООО «ТЭС СПб», был подан запрос о невозможности Комитета по тарифам Санкт-Петербурга производить регулирование тарифов для категории «Прочие потребители» и прекращении государственного регулирования цен на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТЭС СПб» категории «Прочие потребители».
25.12.2019 (исх. №01-14-3538/19-0-1) из Комитета по тарифам Санкт-Петербурга получен ответ (л.д.116), в котором указано, что цены на виды товаров теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанным нормативным правовым актам, не подлежат государственному регулированию должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненных к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется» и предлагалось предоставить в адрес Комитета по тарифам Санкт-Петербурга материалы, подтверждающие соответствие критериям отмены регулирования, а также принципиальную схему теплоснабжению потребителей.
10.02.2020 (исх. №01-14-3536/19-2-0), после предоставления ООО «ТеплоЭнергоСбыт СПб» запрошенных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга документов, получено дополнение к ранее направленному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, в котором фиксировалось, что ООО «ТеплоЭнергоСбыт» вправе применять при взаиморасчетах с потребителями, не относящимися к категории «Население», цены (тарифы), определенные соглашением сторон, и не применять тарифы, установленные распоряжением Комитета от 06.12.2019 №190-р, с дальнейшими ссылками на нормы действующего законодательства, подтверждающие позицию Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и позволяющие ООО «ТЭС СПБ» применять соизмеримые тарифы для категории «Прочие потребители» (л.д.117).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга №196-р от 02.12.2020 было устранено регулирование в части тарифа для категории «Прочие потребители» (л.д.127, 128).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-03 «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга», на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 06.12.2019 № 263 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2020-2022 годы, согласно приложению 1 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 6 декабря 2019 года №190-р (в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 2 декабря 2020 года № 196-р). Установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2020-2022 годы согласно приложению 2 к настоящему распоряжению. Тарифы, установленные в пункте 1 настоящего распоряжения, действуют с 01.01.2020 по 31.12.2022 с календарной разбивкой.
Таким образом, из представленных истцом письменных доказательств следует, что ООО «ТЭС СПб» после полного согласования с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга исключило регулирование тарифа для потребителей, не относящихся к категории «Население», с выставлением счетов на оплату, с ценой за потреблённую энергию 2 234,26руб/Ткал.
В целях предотвращения возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства при определении нерегулируемых цен на тепловую энергию важно соблюсти принцип недискриминационности и равенства условий для одинаковых групп потребителей, при этом цена тепловой энергии не должна быть монопольно высокой (письмо №ИА/54920/19 от 28.06.2019 ФАС России).
Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Суд соглашается с доводами истца о том, что распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга №190-р от 06.12.2019, дискредитировало ООО «ТЭС СПБ» на фоне других ресурсоснабжающих организаций в рамках свободного ценообразования.
Таким образом, на товарном рынке услуг по теплоснабжению Санкт-Петербурга, ООО «ТЭС СПб» вправе применять при взаимозачетах с категорией «Прочие потребители» соизмеримые тарифы на тепловую энергию, поставляемую иными организациями на территории Санкт-Петербурга, а именно тариф, составляющий 2234,56 руб./Гкал, являющийся предельной величиной тарифа, установленного для унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (Распоряжение Комитета по тарифам от 18.12.2019 №226-р) (л.д.129-130).
Для сравнения тарифов суд учитывает, что предельной величиной тарифа, установленного для ООО «Теплоэнерго» (Распоряжение Комитета по тарифам СПб от 20.12.2019 №238-р) установлена величина - 2469,00 руб./Гкал; предельной величиной тарифа, установленного для федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (Распоряжение Комитета по тарифам СПб от 09.12.2019 №195-р) установлена величина - 2809,64 руб./Гкал (л.д.131-140).
14.02.2020 истец направил в адрес ответчика уведомление №13 (л.д.118) о корректировке размера действующего тарифа: на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 2234,26 руб./Гкал, на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 2400,48 руб./Гкал на основании разъясняющего письма Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 10.02.2020 исх. №01-14-3536/19-2-0.
Учитывая изложенное выше в совокупности, суд приходит к выводу, что истец, после согласования с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, правомерно применил для ответчика как потребителя, не относящегося к категории «Население», тариф за потребленную энергию 2 234,26 руб./Гкал. В связи с чем суд взыскивает с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 44 304 рубля 81 копейка.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Размер пени, начисленных на сумму задолженности за период с 01.01.2021 по 21.05.2022 составляет 7 177 рублей (расчет л.д.119). Расчет пени проверен судом, по мнению суда, является правильным.
С учетом заявленных требований суд взыскивает с ответчика в пользу истца указанную сумму пени. Истец ранее обращался с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Васильева В.Ю., судебный приказ от 24.06.2022 № 2-1543/2022-180 был отменен судом в связи поступлением возражений от ответчика. С учетом размера удовлетворенных исковых требований в соответствии со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца госпошлину в сумме 1 744 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Васильева В.Ю. (паспорт № 0) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСбыт СПб» задолженность по оплате за коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.11.2019 по 01.06.2022 в размере 44 304 (Сорок четыре тысячи триста четыре) рубля 81 копейка, пени за период с 01.01.2021 по 21.05.2022 в размере 7 177 (Семь тысяч сто семьдесят семь) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 744 (Одна тысяча семьсот сорок четыре) рубля, а всего 53 225 (Пятьдесят три тысячи двести двадцать пять) рублей 81 копейка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 22.09.2023