Решение по делу № 33-5598/2019 от 05.11.2019

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-343/2019 года

33 – 5598/2019 года

4 декабря 2019 года г. Калининград

Судья Авдеева Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Крамаренко О.А.

судей: Никифоровой Ю.С., Чашиной Е.В.

при секретарях: Протас И.Н., Сурниной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Митинской В.С. на решение Светловского городского суда Калининградской области от 24 сентября 2019 года, которым ей отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Светловский городской округ» о признании незаконным постановления об отказе в приеме молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности совершить указанное действие.

Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., объяснения Митинской В.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Митинская В.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Светловский городской округ», в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации от 13 августа 2019 года № 801 об отказе в принятии на учет молодой семьи Митинской В.С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать принять такой учет. В обоснование требований указала, что она состоит в браке и имеет несовершеннолетнего сына. Ее супруг имеет регистрацию в жилом помещении своей матери по адресу: <адрес> площадью 48,8 кв.м, а она с сыном зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> площадью 50,9 кв.м. С учетом зарегистрированных в двух квартирах граждан, размер учетной нормы не превышал размера, установленного в муниципальном образовании «Светловский городской округ», однако ответчик, помимо указанных двух квартир, в расчет принял также жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ее матери, площадью 34,2 кв.м, сделав вывод об обеспеченности молодой семьи, так как с учетом данной квартиры на каждого члена семьи приходилось 18,87 кв.м жилого помещения. С такой позицией ответчика Митинская В.С. не согласна. Указывает, что, несмотря на то, что она проживает в квартире матери, они проживают отдельными семьями, ведут отдельное хозяйство, соответственно, квартира, принадлежащая матери, не подлежит учету при определении обеспеченности жилым помещением молодой семьи.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Митинская В.С. продолжает настаивать на доводах, изложенных в обоснование заявленных требований. Обращает внимание на то, что ее мать Ч. членом ее семьи не является и перестала быть таковой после создания истицей своей семьи. Также указывает на то, что никто из членов ее семьи, ни она сама, ни ее супруг, ни сын не имеют никакого отношения к жилому помещению, которое ее мать получила в порядке наследования. Полагает, что при определении нуждаемости в жилом помещении органу местного самоуправления надлежало учитывать только лишь те жилые помещения, которые они (она, ее супруг и сын) фактически занимают.

Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. На основании изложенного суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 (Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования «Светловский городской округ».

Выслушав пояснения Митинской В.С., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.

Так, согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно подпункту "а" п. 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.

Как установлено судом и подтверждается материалами, Митинская В.С. состоит в браке с Т., от которого у последних имеется сын Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Митинская В.С. и ее несовершеннолетний сын зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, где также имеют регистрацию мать истицы Ч. и ее сестра С. Всего в жилом помещении зарегистрировано 4 человека. Площадь жилого помещения составляет 50,9 кв.м, нанимателем такового является мать истицы Ч.

Супруг истицы зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с матерью М. и братом И. Всего в жилом помещении имеют регистрацию 3 человека. Площадь квартиры – 48,8 кв.м, собственником является мать Т. М.

05 июля 2019 года Мтинская В.С. обратилась в администрацию муниципального образования «Светловский городской округ» с заявлением о принятии ее молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако постановлением от 13 августа 2019 года № 801 молодой семье Митинской В.С было отказано в постановке на такой учет, поскольку уровень обеспеченности общей жилой площадью занимаемых молодой семьей жилых помещений на 1 члена семьи составляет 18,87 кв.м и превышает учетную норму, установленную в муниципальном образовании – 15 кв.м.

При этом, как следует из учетного дела, при определении обеспеченности молодой семьи Митинских ответчиком было учтено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности матери истицы Ч.<адрес> площадью 32,4 кв.м. И расчет обеспеченности был произведен следующим образом: 50,9 кв.м (жилое помещение по адресу: <адрес>) + 48,8 кв.м (<адрес>) + 32,4 кв.м (<адрес>) : (7 человек, зарегистрированных в данных жилых помещениях) =18, 87 кв.м.

Согласно решению Окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 21 сентября 2005 года №131 учетная норма жилой площади жилого помещения в Светловском городском округе составляет 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Отказывая в удовлетворении заявленных Митинской В.С. требований, суд исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для признания молодой семьи истицы нуждающейся в жилом помещении, поскольку при определении их нуждаемости подлежат учету все жилые помещения, в том числе принадлежащие матери истицы, так как родители учитываются в качестве членов молодой семьи истицы.

Однако такие выводы суда противоречат нормам материального права, регулирующего данное спорное правоотношение.

Как уже указывалось выше, одним из условий для участия молодой семьи в мероприятиях ведомственной целевой программы является необходимость признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подп. "б" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).

Согласно абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Исходя из изложенного, в состав семьи Митинской В.С. для целей участия в указанной государственной программе входят только она, ее супруг и несовершеннолетний сын и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.

Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Таким образом, состав молодой семьи Митинской В.С. - три человека, мать истицы Ч. не входят в состав молодой семьи.

При таких обстоятельствах, позиция ответчика по настоящему спору, а также выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, наличие семейных отношений в смысле общих норм жилищного права не исключает специального определения состава молодой семьи для целей участия в соответствующей программе.

Таким образом, жилищная обеспеченность семьи истицы, которая в пользовании имеет два жилых помещения площадью 50,9 кв.м и 48,8 кв.м, с учетом зарегистрированных в них лиц, исходя из расчета ответчика, составляет 14,24 кв.м (50,9 + 48,8):(3 чел. + 4 чел.), что менее размера учетной нормы – 15 кв.м, установленной в муниципальном образовании «Светловский городской округ».

Таким образом, в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семье Митинской В.С., состоящей из 3 человек, было отказано в отсутствие на то оснований, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Светловского городского суда Калининградской области от 24 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Митинской В.С. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» от 13 августа 2019 года № 801 «Об отказе в принятии молодой семьи Митинской В.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Обязать администрацию муниципального образования «Светловский городской округ» признать молодую семью Митинской В.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принять на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Председательствующий:

Судьи:

33-5598/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Митинская Виктория Сергеевна
Митинская В.С.
Ответчики
администрация МО "Светловский ГО"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Уосис Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
27.11.2019[Гр.] Судебное заседание
04.12.2019[Гр.] Судебное заседание
09.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
09.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Судебное заседание
25.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2019Передано в экспедицию
04.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее