Решение по делу № 33-2419/2023 от 26.06.2023

Судья Эрзиханова С.Ф.                                        Дело № 2-1051/2023 (первая инстанция)

№ 33-2419/2023 (апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.

Судей Устинова О.И., Горбова Б.В.,

При секретаре Бабийчук Л.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Матеюнас И. К. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства Севастополя, ГУП «Центр эффективного использования имущества города», ГБУ «Госжилфонд» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛА:

Матеюнас И.К. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просил признать за ним право пользования жилым помещением – <адрес>; обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

Требования иска мотивированы тем, что на основании ордера от 12 марта 2012 года № 129 Матеюнас И.К. был вселен в жилое помещение – <адрес>, в которой он проживает по настоящее время и несет бремя содержания имущества.

По обращению в Департамент капитального строительства города Севастополя в заключение договора социального найма Матеюнас И.К. было отказано по причине того, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и является общежитием.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 апреля 2023 года иск удовлетворен.

Департамент капитального строительства города Севастополя обязан заключить с Матеюнас И.К. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Апеллянт указывает, что на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 6 сентября 2019 года № 8898-РДИ жилое помещение включено в Реестр собственности г. Севастополя как жилое помещение общежития. В настоящее время спорное жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП «Центр эффективного использования имущества города». Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит жилищному законодательству.

В своем отзыве на апелляционную жалобу ГУП «Центр эффективного использования имущества города» указало, что право пользования жилым помещением возникло у истца на законных основаниях – в соответствии с ордером на жилую площадь от 12 марта 2012 года, до настоящего времени данное право оспорено не было. Полагает, что ранее выданный ордер также может являться документом, подтверждающим право пользования жилым помещением на условиях социального найма.

В возражениях на апелляционную жалобу, поступившие в суд апелляционной инстанции, Матеюнас И.К. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Матеюнас И.К., представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Представитель Матеюнас И.К. – Чмелева А.М., действующая по доверенности, в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в 2012 года Матеюнас И.К. был вселен в жилое помещение - <адрес> на основании ордера от 12 марта 2012 года № 129, выданного Строительным управлением Черноморского флота 1 отдела (г. Севастополь).

Согласно справке ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» от 15 февраля 2023 года Матеюнас И.К. с 2012 года значится зарегистрированным по адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 августа 2022 года по делу № 2-1354/2022 (вступило в законную силу) жилое помещение – <адрес> сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии общей площадью 16,6 кв.м., в том числе жилой – 13,1 кв.м.

12 декабря 2022 года Матеюнас И.К. обратился в Департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решением Департамента капитального строительства г. Севастополя, оформленного ответом от 18 января 2023 года № , в предоставлении государственной услуги Матеюнас И.К. было отказано, со ссылкой на то, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и является общежитием, тогда как заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит ст.ст. 92,94,100 Жилищного кодекса РФ.

Также отметил, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 26 апреля 2022 года № 1595-РДИ «Об изъятии недвижимого имущества жилых помещений общежитий, расположенных по адресам: <адрес>, из оперативного управления Государственного бюджетного учреждения «Городская служба жилищного фонда» и закрепления на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Центр эффективного использования собственности города» жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> передано балансодержателю ГУП «Центр эффективного использования собственности города». В виду чего, у Департамента капитального строительства г. Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжением этим имуществом.

Разрешая спор, руководствуясь ст.ст. 19, 92, 99 Жилищного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Матеюнас И.К. с 2012 года постоянно проживает в жилом помещении, его право пользование данным помещением оспорено не было, решение об отнесении данного жилья к специализированному фонду органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, не принималось, в виду чего между сторонами фактически сложились правоотношения по договору социального найма. В этой связи иск был удовлетворен в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Доводы апеллянта о том, что спорное жилое помещение на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 6 сентября 2019 года № 8898-РДИ включено в Реестр собственности г. Севастополя как жилое помещение общежития, в связи с чем, оно не может быть передано на условиях бессрочного пользования жилыми помещения жилищного фонда социального использования, судебная коллегия отклоняет исходя из следующего.

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения п. 2 ч. 3 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу ч.1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу прямого запрета, установленного п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированное жилое помещение не может быть предоставлено гражданам по договору социального найма.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 6 сентября 2019 года № 8898-РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 16,6 кв.м. включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.

Между тем, согласно выписке из ЕГРН 21 ноября 2022 года жилое помещение – <адрес> поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования.

Кроме того, согласно выписке из реестра собственности г. Севастополя от 14 сентября 2019 года № , выписке от 16 декабря 2022 года № спорное жилое помещение не значится как помещение специализированного жилищного фонда.

Из содержания ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Таким образом, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Матеюнас И.К. с 2012 года постоянно проживает в спорном жилом помещении. С момента вселения и до настоящего времени требования о его выселении компетентными органами не заявлялись, само проживание истца в жилом помещении не оспорено. Истец несет бремя содержания имущества.

Учитывая это, а также то, что решение об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, не принималось, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что между сторонами фактически сложились правоотношения по договору социального найма.

То обстоятельство, что после 18 марта 2014 года спорное жилое помещение было отнесено к государственной собственности города Севастополя, фактическое положение дел не изменило и на возникшие правоотношения не повлияло.

В силу прямого запрета, установленного ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, <адрес> в г. Севастополе, которую истец с момента вселения фактически занимал на условиях договора социального найма, после предоставления ее гражданину включению в специализированный жилищный фонд не подлежала.

При таком положении ссылки апеллянта на то, что спорное жилое на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 6 сентября 2019 года № 8898-РДИ включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение (комната) общежития, действующему правовому регулированию и фактически сложившимся правоотношениям не соответствуют и по приведенным выше мотивам отклоняются.

Доводы апеллянта о том, что в настоящее время спорное жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП «Центр эффективного использования имущества города», в связи с чем, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению этим имуществом, судебная коллегия не принимает во внимание.

В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, Департамент в сфере жилищной политики в соответствии в том числе, осуществляет приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя (подпункт 3.1.2.5 пункта 3.1).

В соответствии с пп. 3.1.2.7 п. 3.1. названного Положения Департамент капитального строительства города Севастополя на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения, в том числе о заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданами.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика по спору, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 7 августа 2023 года.

Председательствующий                     О.И. Жиляева

Судьи                                 О.И. Устинов

                                        Б.В. Горбов

33-2419/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Матеюнас Ионас Казио
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Департамент капитального строительства г.Севастополя
Другие
ГУП «Центр эффективного использования имущества города»
ГБУ ГОСЖИЛФОНД
Чмелева Александра Маратовна
Департамент городского хозяйства Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
26.06.2023Передача дела судье
03.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Передано в экспедицию
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее