Председательствующий Лебедева О.В. Дело № 33-5529/2021
2-1442/2021
55RS0006-01-2021-001777-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Цериградских И.В.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Дзюбенко А.А.,
при секретаре Фисенко Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2021 г. дело по апелляционной жалобе Ивановой М.В. на решение Советского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ивановой М. В. к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия - предоставить иное жилого помещения, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящему из одной комнаты, общей площадью не менее <...> кв.м., либо выкупить принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <...> <...> по среднерыночной цене за 1 кв.м. отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Цериградских И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова М.В. обратилась в суд с иском к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указала, что является собственником <...> в г. Омске на основании договора купли-продажи от <...> Указанное жилое помещение находится в границах санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ», что свидетельствует о его непригодности для проживания в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03. Жильцы <...> в г. Омске вынуждены проживать в экологически небезопасном месте, дышать выбросами данного предприятия, опасаясь за свое здоровье и здоровье своих близких. В соответствии с Проектом санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (с учетом Программы реконструкции и модернизации производства по 2030 г.) акционерное общество относится к предприятиям 1-го класса, для которых размер ориентировочной санитарно-защитной зоны составляет 1 000 метров. Расстояние до многоквартирного дома по <...> составляет менее 1 000 м. При этом в нарушение п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 проектом санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не предусмотрено мероприятий по отселению жителей данного многоквартирного дома.
Уточнив требования, просила предоставить ей благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте <...>, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящее из одной комнаты, площадью не менее <...> кв.м., либо выкупить принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение из расчета <...> кв.м. по среднерыночной цене за 1 кв.м. жилья по г. Омску, действующей на дату выкупа.
Истец Иванова М.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержала.
Представитель ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнениях к нему.
Третье лицо Иванов М.О. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванова М.В. просит решение суда отменить. Указывает, что многоквартирный жилой <...> в г. Омске располагается на расстоянии 315 м. от Северо-Западного промышленного узла, находится в границах СЗЗ предприятия, что является нарушением действующего законодательства, которым не допускается размещение в СЗЗ жилой застройки, включая отдельные жилые дома. Дом построен в 1963 году, то есть до установления санитарно-защитной зоны. В проекте санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» мероприятий по отселению жителей указанного многоквартирного дома не предусмотрено. В таблице 7 проекта представлены расчетные концентрации загрязняющих веществ на территории жилого <...> в г. Омске, отражающие превышение предельной допустимой концентрации по сероводороду, фенолу. Полагает, что судом оставлен без внимания ответ Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора на обращение от <...> о превышении нормативных выбросов вредных веществ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Лукьянченко А.В. с доводами истца не согласился. Указывает, что непригодность жилого помещения истца для проживания не подтверждена допустимыми доказательствами. Отсутствуют правовые основания для предоставления истцу иного жилого помещения за счет ответчика. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца Ивановой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика Зенкова С.И. и Лукьянченко А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что Иванова М.В. является собственником <...> в г. Омске на основании договора купли-продажи от <...>
Указанное жилое помещение находится в границах санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) АО «Газпромнефть-ОНПЗ», в связи с чем истец полагает, что оно непригодно для проживания в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу статьи 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).
Частью 2 статьи 36 названного закона установлено, что при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды.
Статьей 2 Федерального закона от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 8 приведенного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данному праву граждан корреспондирует установленная статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Частью 3 статьи 20 Федерального закона от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от <...> № <...> «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила установления санитарно-защитных зон).
В соответствии с пунктом 1 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пп. «а» пункта 3 Правил установления санитарно-защитных зон решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию.
В силу пп. «а» пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Согласно пункту 6 Правил установления санитарно-защитных зон при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
Пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении санитарно-защитной зоны, включающий в себя, в том числе проект санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 16 Правил установления санитарно-защитных зон проект санитарно-защитной зоны содержит, в том числе сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны; в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Согласно пункту 18 Правил установления санитарно-защитных зон в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, класс опасности промышленных объектов и производств, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству устанавливаются СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <...> № <...>).
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <...> № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 2.3 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 установлено, что в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
По смыслу приведенного правового регулирования санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При этом перечень таких мер, направленных на минимизацию возможного вредного воздействия хозяйственной деятельности на человека, подлежит индивидуальному определению в каждом конкретном случае в зависимости от вида негативного воздействия хозяйственной деятельности на человека, его интенсивности и иных заслуживающих внимания факторов. В целях соблюдения баланса прав и законных интересов хозяйствующего субъекта с одной стороны, и лиц, проживающих на территории, оказавшейся в границах санитарно-защитной зоны, действующим законодательством предусмотрен порядок установления санитарно-защитной зоны, обязательным этапом которого является разработка и согласование проекта санитарной защитной зоны, подлежащего экспертной проверке на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
После разработки проекта санитарной защитной зоны и получения на него экспертного заключения в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.<...>-03, хозяйствующий субъект обращается в уполномоченные органы для установления окончательной санитарной защитной зоны.
Таким образом, вопреки процессуальной позиции истца, сам по себе факт нахождения многоквартирного дома по адресу: г. Омск, <...> границах санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ», либо в непосредственной близости от данной зоны не является безусловным основанием для принятия решения об отселении жителей, проживающих в многоквартирном доме. Данные мероприятия должны быть специально предусмотрены проектом санитарно-защитной зоны при наличии к тому оснований. При этом судебная коллегия учитывает, что факт расположения жилой застройки вблизи производственных объектов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» ответчиком был учтен при разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Согласно санитарной классификации по СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 АО «Газпромнефть-ОНПЗ» относится к предприятиям 1-го класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны - 1000 м (п. 7.1 Промышленные объекты и производства пп. 7.1.1 Химические объекты и производства: позиция 13 производство по переработке нефти, попутного нефтяного и природного газа; позиция 32 производство битума и других продуктов из остатков перегона каменноугольного дегтя, нефти, хвои).
В 2013-2014 гг. для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработан и представлен в установленном порядке на согласование в части соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Проект санитарно-защитной зоны ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» с учетом планов реконструкции/технологического перевооружения производства на период до 2025 года.
В 2017 году проект санитарно-защитной зоны был актуализирован с учетом строительства комплекса гидроизодепарафинизации, предусматриваемого к вводу в эксплуатацию в 2021 году.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № <...>-РС33 от <...> установлена санитарно-защитная зона АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (л.д. 86-96).
Основанием для принятия данного решения послужил, в том числе, проект расчетной санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» с учетом дополнений к нему.
На данный проект расчетной санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № <...><...>.000.Т.0012<...> от <...> (л.д. 83).
В приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению № <...><...>.000.Т.0012<...> от <...> указано, что проект санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработан для действующего предприятия с учетом строительства комплекса установки гидроизодепарафинизации. Согласно действующему проекту пределов допустимых выбросов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на существующее положение (2017 год) предприятия не достигает нормативов качества атмосферного воздуха по содержанию сероводорода, ксилола, бензола, фенола и групп суммации 6003 (аммиак, сероводород), 6038 (серы диоксид, фенол), 6043 (серы диоксид, сероводород). Предприятием разработан комплекс мероприятий по сокращению указанных выбросов в атмосферу, сроком выполнения до 2021 года. По состоянию на 2021 год прогнозируется достижение пределов допустимых выбросов по всем загрязняющим веществам. В целях контроля за уровнем воздействия предприятия на прилегающие жилые районы, мониторинг качества атмосферного воздуха и замеры уровней шума должны проводиться в течение всего периода модернизации и развития предприятия (л.д. 84-85).
Также для организации санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ответчиком разработан «План контрольных организационных мероприятий по использованию территорий, прилегающих к санитарно-защитной зоне».
В 2019 году с целью подтверждения установления санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» был разработан новый проект санитарно-защитной зоны, который по сравнению с проектом 2017 года был дополнен картой (планом) зоны с особыми условиями использования территории. Также был произведен анализ протоколов выполненных исследований (измерений) качества среды обитания на границе санитарно-защитной зоны, жилых территорий (л.д. 97-102).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача № <...><...>.000.Т.001200.12.19 от <...> проект санитарно-защитной зоны основной производственной площадки с учетом блока биологической очистки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Из приложения к данному санитарно-эпидемиологическому заключению следует, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» для достижения соответствия качества атмосферного воздуха санитарно-эпидемиологическим требованиям был разработан и согласован в составе проекта нормативов пределов допустимых выбросов основной производственной площадки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» План мероприятий, предусматривающий замену (вывод из эксплуатации) физически изношенного и морально устаревшего оборудования по очистным сооружениям со строительством современных сооружений, замещающих выводимый комплекс (л.д 72-82).
Дополнительно ответчиком было выполнено компенсационное воздухоохранное мероприятие в виде снижения производительности УПНШ на 50% с соответствующим снижением выбросов загрязняющих веществ. Указанные компенсационные воздухоохранные мероприятия имеют следствием сокращение выбросов загрязняющих веществ. Целью разработки мероприятий по сокращению выбросов является достижение санитарно-гигиенических результатов на нормируемых объектах (в том числе существующая жилая застройка).
Анализ результатов расчетов зоны химического загрязнения атмосферного воздуха, создаваемой выбросами объектов, расположенных в границах санитарно-защитной зоны на перспективу показал, что после выполнения мероприятий по сокращению выбросов и достижения пределов допустимых выбросов санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, на границе жилой застройки и на границе территорий с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха (садовые участки) выполняются по всем индивидуальным загрязняющим веществам и группам суммации; предусмотренная перспектива развития предприятия на 2020-2030 гг. не будет сопровождаться увеличением приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе до сверхнормативного уровня.
После выполнения мероприятий по достижению пределов допустимых выбросов зона загрязнения, включая садовые участки, пространственно будет полностью локализована внутри санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ», что обеспечит соблюдение санитарных правил и отсутствие вреда гражданам, проживающим на территориях вне санитарно-защитной зоны, а также в жилом <...> (ближайший жилой дом к основной промплощадке АО «Газпромнефть-ОНПЗ»).
В результате проведения акустических расчетов установлено, что уровни звукового давления и уровни звука в расчетных точках не превышают нормативные значения в дневное и ночное время суток.
Для оценки риска здоровья населения, обусловленного эффектом хронического воздействия при загрязнении атмосферного воздуха, предусмотрены мониторинговые наблюдения за среднесуточными концентрациями загрязняющих веществ, в том числе в контрольной точке на границе санитарно-защитной зоны возле жилого дома по <...>.
Таким образом, утвержденным проектом санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не предусмотрено обязанности по отселению жителей <...> в г. Омске. При этом ответчиком в целях осуществления контроля за состоянием окружающей среды предусмотрен целый ряд изложенных выше природоохранных мероприятий, направленных на снижение последствий возможного негативного воздействия хозяйственной деятельности ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу иного благоустроенного жилого помещения либо по выкупу принадлежащей ей квартиры в связи с установлением ответчиком санитарно-защитной зоны.
Допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что существующее расположение санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и деятельность, осуществляемая ответчиком, причинили истцу ущерб и повлекли непригодность жилого помещения истца для проживания, истцом представлено не было и судом не установлено.
Доводы истца о том, что ответчиком допускается загрязнение окружающей среды вредными выбросами, превышаются нормативы выбросов вредных веществ со ссылкой на ответ Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на обращение гражданина от <...>, не могут быть признаны убедительными. Указанный документ в материалах настоящего дела отсутствует.
Кроме того, само по себе выявление единичного факта превышения нормативов выборов загрязняющих веществ не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Экспертным заключением № <...>-ОИ-221-13.04-СЭЭ от <...>, подготовленным ООО «УралСтройЛаб» (л.д. 103-164), установлено, что измеренные показатели максимально-разовых концентраций и среднесуточных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе соответствуют требованиям СанПиН <...>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; СанПиН <...>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (л.д. 163).
Также согласно ответа Управления Роспотребнадзора по Омской области от <...> в ходе внеплановых проверок АО Газпромнефть-ОНПЗ (по требованиям прокуратуры), мониторинговых исследований, с привлечением АИЛЦ Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области, превышения содержания вредных веществ (ксилол, бензол, толуол, фенол, дигидросульфид, ксилол, сера диоксид, азота диоксид, дигидросульфид, формальдегид, аммиак, углерода оксид, бензола, этибензола, метантиол), уровня шума в 2020-2021 гг. в нормируемой зоне (жилой дом по <...>) в границах нормируемых объектов не установлено (л.д. 170-172).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...> утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 35 Положения предусмотрено, что жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Как видно из дела, жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, непригодным для проживания не признано, на основании статьи 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Факт строительства спорного дома в 1963 году до введения санитарно-защитной зоны не свидетельствует о необходимости его расселения.
Из ответа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от <...> следует, что на заседании межведомственной комиссии <...> для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, созданной в соответствии с распоряжением Мэра <...> от <...> № <...>-р (далее – межведомственная комиссия), <...> рассмотрены представленные документы о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, <...>. Межведомственной комиссией принято решение об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 68).
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности.
Оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено <...>