Решение по делу № 3а-205/2022 от 12.01.2022

УИД: 59OS0000-01-2022-000020-43

Дело № 3а-205/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь 14 февраля 2022 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике судьи Никулиной Е.В.

с участием прокурора Захарова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шубина Бориса Владимировича к Правительству Пермского края о признании не действующими со дня принятия пункт 2588 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 6672 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Шубин Б.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части нормативных правовых актов.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - постановления №№874-п,896-п) утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее-Перечни на 2020, 2021 гг.).

В пункт 2588 постановления Правительства Пермского края № 874-п, пункт 6672 постановления Правительства Пермского края № 896-п указанных Перечней включено нежилое здание - часть административно-хозяйственного здания, 3 этажа, расположенное по адресу: Пермский край, Савинское с/поселение, д. ****, общей площадью 614,4 кв. метров с кадастровым номером **.

Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечни на 2020,2021 гг. не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером ** является частью административно-хозяйственного здания, площадью 614,4 кв. метров, не предназначен для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Административный истец является собственником указанного объекта недвижимого имущества на праве общей долевой собственности.

При таких обстоятельствах и с учетом того, что на момент включения спорных зданий в Перечни Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20% его общей площади для этих целей, административный ответчик необоснованно включил в оспариваемые Перечни на 2020, 2021 гг. вышеназванные объекты недвижимости.

Таким образом, указанный объект не отвечает признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и критериям, установленным положениями ст.378.2 НК РФ и положениям ст.2 Закона Пермского края №141-ПК.

На основании вышеизложенного, Шубин Б.В. просит признать недействующими со дня принятия:

- пункт 2588 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

- пункт 6672 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Представитель административного истца Шубина Б.В., заинтересованного лица Слепцовой Н.В. - Мартюшев Д.А. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить иск по доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края – Артемьева К.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованные лица - Слепцова Н.В., Слепцов С.М. в судебном заседании не принимали участия, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом. От Слепцовой Н.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Захарова Е.В., полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформированы Перечни на 2020, 2021 годы которые Правительством Пермского края утверждены в постановлении от 28 ноября 2019 г. № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п.

Таким образом, оспариваемые постановления изданы Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликованы (обнародованы), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений Правительства Пермского края №874-п,896-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечни.

Из материалов административного дела следует, что на праве общей долевой собственности ( по 1\2) Шубину Б.В., Слепцовой Н.В. принадлежит 3-х этажное административно-хозяйственное здание с кадастровым номером **, общей площадью 614,4 кв. метров, которое расположено по адресу: Пермский край, Савинское с/поселение, д. **** ( л.д.8,29).

По информации ФГБУ «ФКП Росреестра» административно-хозяйственное здание с кадастровым номером ** расположено в пределах земельного участка с кадастровым номерам ** и на смежном земельном участке с кадастровым номером ** ( л.д.118,121 ).

По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по состоянию на 28 ноября 2019 года, на 25 ноября 2020 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым ** – по документу - «под промышленные предприятия», по классификатору Росреестра по Пермскому краю - «для размещения промышленных объектов».

В возражениях на административное исковое заявление и в судебном заседании представитель Правительства Пермского края указывает, что основанием для включения объекта недвижимости с кадастровым номером ** в Перечни на 2020, 2021 гг. год послужило его наименование «часть административно-хозяйственного здания», что позволяло отнести объект к зданию, предназначенному для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Между тем, положениями статьи 378.2 НК РФ наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

Между тем, принадлежащее административному истцу на праве общей долевой собственности здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.

Вид разрешенного использования земельного участка (для размещения промышленных объектов), на котором расположено здание с кадастровым номером **, безусловно, не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на земельных участках офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Вид разрешенного использования земельного участка должен быть сопоставлен с фактическим использованием расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Однако обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия Перечней в установленном порядке не проводилось, что не оспаривалось представителем Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в ходе рассмотрения дела по существу.

Иным возможным основанием для включения здания в Перечни является его назначение в соответствии с технической документацией.

Согласно техническому паспорту административного нежилого здания (Литер А), расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Савинское с/поселение, д. ****, экспликации к поэтажному плану здания в состав расположенных на первом входят: выставочный зал, щитовые, коридор, туалеты, моечные, подсобные помещения, кабинет, кладовки; на втором этаже: кабинеты, касса, коридор, лестничная клетка; на третьем этаже: кабинеты, лестничная клетка, умывальная, туалеты, коридор (л.д.36).

Суд считает, что наименование помещений в спорном здании «кабинет» тождественным понятию «офис» не является и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещения, поименованные в техническом паспорте здания, не свидетельствуют о наличии помещений не менее 20 процентов от общей площади этого здания, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания либо бытового обслуживания.

При таких данных здание не подлежало включению в Перечни на 2020, 2021 гг. на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и технической документации, которые не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Иных документов, подтверждающих, что административно-хозяйственное здание с кадастровым номером ** на момент его включения в Перечни 2020, 2021 гг. использовалось в целях делового, административного или коммерческого назначения, административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд считает возможным применить положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия оспариваемых постановлений.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Шубина Бориса Владимировича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт 2588 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 6672 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

3а-205/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пермского края Бухтояров П.В.
Шубин Борис Владимирович
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Слепцов Сергей Михайлович
Слепцова Надежда Викторовна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Суднева Валентина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.01.2022Регистрация административного искового заявления
13.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее