№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием истца Шлямина В.В.,
соответчика Титова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шлямина В.В., в чьих интересах действует Пронин А.В., к Министерству имущественных и земельных отношении Республики Карелия о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, о возложении обязанности по совершению определенных действий,
у с т а н о в и л :
Шлямин В.В., в чьих интересах действует Пронин А.В., обратился в суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений РК, в котором указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 899 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что предполагаемый к образованию земельный участок расположен в границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, границы которого не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Не соглашаясь с решением ответчика, истец указывает, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует какое-либо фактическое землепользование, жилой дом и иные постройки, которые бы подтверждали местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, отсутствуют и указанные границы земельного участка в ЕГРН, который является единственным достоверным источником, позволяющим определить местоположение границ ранее учтенного земельного участка. Также ранее в ходе рассмотрения в Пудожском районном суде гражданского дела № судом был сделан вывод, что границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в установленном земельным законодательством порядке, из представленной схемы по данным слоя справочной информации площадь данного земельного участка составляет не 770 кв.м., а 426262,85 кв.м., что свидетельствует о неверных сведениях, содержащихся в базе данных Министерства имущественных и земельных отношении РК. В связи с этим основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствовали. Просит признать незаконным отказ ответчика в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от 16.11.2023 №; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка.
К участию в деле привлечены: в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация Пудожского муниципального района, ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», Управление Росреестра по РК, ООО «Северный кадастр»; в качестве соответчиков - Титов С.Н., Титов А.Н.
В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с 01.01.2016 осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Схема расположения земельного участка должна отвечать установленным требованиям, при ее подготовке учитываются сведения, в том числе, о местоположении границ земельных участков. В ходе проверки представленной истцом схемы, а именно при загрузке координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО», предполагаемый к образованию земельный участок совпадает с местоположением ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, границы которого не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, представленная истцом схема подготовлена с нарушением требований, и основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Истец Шлямин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. При этом пояснил, что между земельным участком, находящимся в собственности истца площадью 899 кв.м., и дорогой общего пользования имеется земельный участок площадью 290 кв.м., который находился в аренде у истца, а ранее арендовался его родителями. Чтобы объединить указанные земельные участки истец провел кадастровые работы и обратился к ответчику. Границы испрашиваемого им земельного участка не пересекаются с земельным участком с номером №, поскольку испрашиваемый участок граничит с разных сторон: с дорогой общего пользования, рекой Водла, участком Ш., бывшим участком Ш., у которого сейчас новый хозяин.
Представитель истца Пронин А.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений РК своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Соответчик Титов А.Н. в судебном заседании с иском не согласился, полагая, что могут быть нарушены его права, как одного из наследников Васильева И.Ф. Считал, что указанные в иске земельные участки не пересекаются между собой, находятся в разных местах <адрес>.
Соответчик Титов С.Н. в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция, направлявшаяся по месту регистрации ответчика, возвращена за истечением срока хранения.
В соответствии с ч.2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Как разъяснено в п.п.63 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
При таких обстоятельствах соответчик считается извещенным о слушании дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть его в отсутствие соответчика Титова С.Н.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация Пудожского муниципального района, ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», Управление Росреестра по РК, ООО «Северный кадастр» своих представителей в судебное заседание не направили, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
В отзыве ООО «Северный кадастр» указало, что в распоряжении ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» имеется слой «справочной информации» для программы «MapInfo», в котором отображены искаженно и примерно ранее учтенные участки в системах координат МКС-10 зона 1 и МКС-10 зона 2. В связи с поступлением от своих клиентов жалоб на неправомерные отказы в предоставлении земельных участков, третьим лицом в госфонде получен данный слой, и по его сведениям площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 426262,85 кв.м. По данным указанного слоя справочной информации абсолютно все участки в кадастровом квартале № пересекаются либо совпадают с участком №, что невозможно, поскольку его площадь всего 770 кв.м. В связи с этим третье лицо считает отказ ответчика неправомерным.
Выслушав истца, соответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Шлямин В.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 899+/-10 кв.м., с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, содержатся в ЕГРН. Дата присвоения кадастрового номера 20.07.2018. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
24.08.2023 истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением, которым просил перераспределить земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Министерства имущественных и земельных отношении РК от 16.11.2023 № истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что в ходе проверки представленной истцом схемы, а именно при загрузке координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО», предполагаемый к образованию земельный участок совпадает с местоположением ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ответчик указал, что представленная схема подготовлена с нарушением установленных требований.
Как установлено ст.39.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее уполномоченный орган).
В силу положений ст.10.1 ЗК РФ, п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановление Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с распоряжением Правительства РК от 11.10.2006 №309р-П «Об утверждении Перечня государственных учреждений Республики Карелия, подведомственных органам исполнительной власти Республики Карелия» ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» подведомственно Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл.1.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков.
В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.1 ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Пунктом 8 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в частности, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен п.16 ст.11.10 ЗК РФ, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке (п.п.1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п.9 ст.11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12 ст.11.10 ЗК РФ).
Приказом Росреестра от 19.04.2022 №П/0148 утверждены «Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее требования).
В соответствии с п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления истца, Министерство имущественных и земельных отношений РК сослалось на наложение испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №, что было установлено ответчиком при использовании программного комплекса ГИС «ИнГЕО».
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен в <адрес> в южной части кадастрового квартала №, имеет площадь 770 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения садоводства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальный, ранее учтенные». Дата присвоения кадастрового номера - 18.04.2002.
В разделе «особые отметки» указано: Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вид права: собственность. Правообладатель: В. Реквизиты документа-основания: свидетельство на право собственности на землю от 30.12.1993 г. №.
Как следует из пояснений ООО «Северный кадастр», осуществлявшего подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, согласно справочной информаций, используемой ответчиком в программном комплексе, площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 426262,85 кв.м. (а не 770 кв.м., как в ЕГРН), из-за чего все участки в кадастровом квартале № пересекаются либо совпадают с участком №.
Данные пояснения о наличии ошибки в справочной информации ответчика согласуются с материалами гражданского дела №, ранее рассмотренного Пудожским районным судом, из которого следует, что при рассмотрении Министерством имущественных и земельных отношений РК заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № ответчик также заявлял о наложении испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №. При этом по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № находится в северной части кадастрового квартала №, в отличии от земельного участка с кадастровым номером №, который находится в его южной части.
Отрицал в ходе рассмотрения дела факт наложения земельных участков и соответчик Титов А.Н., выступающий в качестве одного из правообладателей в порядке наследования земельного участка с кадастровым номером №.
Исходя пояснений истца и соответчика Титова А.Н., представленных ими графических материалов, которые были подготовлены Пудожским райкомземом при выделении земельных участков в собственность первоначальным правообладателям (планы и схемы закрепляемых земельных участков), спорные земельные участки находятся в разных местах д.Ножево, отделены дорогой общего пользования, проходящей через данный населенный пункт, а поэтому пересекаться не могут.
Исходя из изложенного, убедительных доказательств, свидетельствующих о возможном наложении границ вновь образуемого земельного участка в результате перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером №, к материалам дела не представлено.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись ответчиком. Суд в рамках гражданского судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.
Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка с представленной схемой земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от 16.11.2023 №.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Шлямина В.В. о перераспределении земельного участка.
В удовлетворении исковых требований к соответчикам Титову А.Н., Титову С.Н. отказать.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Шлямина В.В. расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2024.
Судья Точинов С.В.