Дело № 2-2583/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Котешко Л.Л.,
помощника судьи – Егоровой А.С.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием представителя истца – Митяй О.В., действующего на основании ордера,
представителя ответчика – Обелова Д.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Митяя Максима Олеговича к УМВД России по г. Севастополю о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени,
УСТАНОВИЛ:
Митяй М.О. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Севастополю, в котором просил взыскать денежную компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 2017 по 2019 годы.
Исковые требования обоснованы тем, что в период времени с 23 мая 2014 года по 01 апреля 2019 года истец проходил службу в ОР ППСП и ООКПиО ОМВД России по Ленинскому району. Приказом № от 01 апреля 2019 уволен из органов внутренних дел по п. 2 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по соглашению сторон). В период времени с 2017 года по 2019 год при прохождении службы истец на регулярной основе привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, после которых компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни ему не предоставлялась. При увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации, истцу не была выплачена компенсация за сверхурочную работу. 15 июля 2019 года истец обратился с заявлением о выплате компенсации, на что был получен отказ в выплате денежной компенсации. В связи с чем истец вынужден обратиться в суд за защитой законных прав и интересов.
Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, обеспечил явку своего представителя, который исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что лица, которые прекратили трудовые отношения не имеют право получать компенсацию, истец своим правом в период прохождения службы не воспользовался.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения представителей истца и ответчика счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Митяй М.О. в период времени с 23 мая 2014 года по 01 апреля 2019 года проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом № от 01 апреля 2019 года истец уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 2 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - по инициативе сотрудника.
15 июля 2019 года Митяй М.О. подал заявление в УМВД России по г.Севастополю с требованием произвести компенсационную выплату выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с 2017 года по 01 апреля 2019 года.
На указанное заявление истцу 13 августа 2019 года дан ответ, которым разъяснено, что в соответствии с пунктом 56 приказа МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным табеля учета служебного времени на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может быть выплачена денежная компенсация. За период с 01 июня 2016 года по 01 апреля 2019 года на основании приказов, поступивших в Центр финансового обеспечения УМВД России по г. Севастополю, Митяй М.О. произведена выплата денежной компенсации за работу по графику сменности в ночное время, а также за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год. Согласно информации, предоставленной Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району города Севастополя, с рапортами о выплате денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017, 2018 и 2019 год истец не обращались. Кроме того, в 2017 году в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также приказа МВД России от 14 декабря 2016 года №842 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Митяй М.О. установлен ненормированный служебный день с предоставлением дополнительного отпуска в количестве 7 календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2017 год предоставлен в количестве 7 дней с 13 ноября 2018 года по 19 ноября 2018 (приказ ОМВД от 04 октября 2018 года №). За неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день Митяй М.О. выплачена денежная компенсация при увольнении со службы в органах внутренних дел согласно приказа ОМВД России по Ленинскому району от 01 апреля 2019 №.
Как следует из выписки из приказа № от 01 апреля 2019 года, и не оспорено представителем истца, старшему сержанту полиции Митяю М.О. выплачены: единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания; компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2018 год в количестве 30 дней, за дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в 2018 году в количестве 7 дней; компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2019 год пропорционально отработанному времени в 2019 году в количестве 7,5 дней, за дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в 2019 году в количестве 1,75 дней.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министра внутренних дел России от 19.10.2012г. N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
В силу пункта 16 Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Согласно пункту 18 Порядка, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МВД России от 31 января 2013 года N65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Согласно п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (пункт 57).
На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата (пункт 61).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что необходимым условием предоставления сотруднику дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни или вместо предоставления дополнительных дней отдыха (по его просьбе) выплаты денежной компенсации по данным учета служебного времени является наличие правового акта руководителя (начальника) территориального органа МВД РФ или правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД РФ, имеющего право назначения сотрудников на должности; рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Разрешая возникший спор, суд, оценив предоставленные сторонами доказательства в их взаимосвязи и совокупности, приходит к выводу о том, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только на основании рапорта сотрудника внутренних дел, то есть носит заявительный характер, а поскольку истец в период службы рапорт о выплате ему денежной компенсации за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не подавал, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании вышеизложенного, учитывая, что истцом не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - подача рапорта в период прохождения службы, а при увольнении истца ему была выплачена компенсация за дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Митяя Максима Олеговича к УМВД России по г. Севастополю о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени – оказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.11.2019.
Председательствующий –