Решение по делу № 2-834/2024 от 10.07.2024

Дело № 2-834/2024

УИД 51RS0006-01-2024-001235-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск                                          21 августа 2024 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи                Щербиной Н.А.,

при секретаре                              Деруновой О.Н.,

с участием представителя истца                Беляевой А.С.,

представителя администрации г. Мончегорска      Гридневой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей имени С.В.Г.», Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей имени С.В.Г.» (далее МБОУ «Лицей им. С.В.Г.»), Управлению образования администрации <адрес>, администрации муниципального округа <адрес> с подведомственной территорией <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов в МБОУ «Лицей им. С.В.Г.», в ходе которой выявлено, что учреждением не приняты достаточные меры к обеспечению беспрепятственного доступа в образовательное учреждение инвалидов и иных маломобильных групп населения. В частности используемый вход в здание МБОУ «Лицей имени С.В.Г.», расположенный со стороны <адрес> в <адрес>, не оборудован пандусом, соответствующим требованиям СП 59.13330.2020.

Поскольку непринятие мер к оборудованию входа в здание МБОУ «Лицей имени С.В.Г.» по адресу: <адрес> пандусом и устройством вызова помощи для инвалидов и маломобильных групп населения (кнопкой вызова) ущемляет права неопределенного круга лиц – инвалидов, в том числе родителей-инвалидов обучающихся, а также детей-инвалидов, вновь поступающих в образовательное учреждение, поскольку ограничивают их жизнедеятельность и нарушают право на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение, просит возложить на ответчика обязанность оборудовать вход в здание пандусом в соответствии с требованиями п.п. <дд.мм.гггг>-<дд.мм.гггг>, 6.1.2, <дд.мм.гггг> СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от <дд.мм.гггг> №..../пр, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом уточнения исковых требований, просит возложить на Управление образования администрации <адрес>, МБОУ «Лицей имени С.В.Г.» обязанность оборудовать вход (входная группа Б) в здание МБОУ «Лицей имени С.В.Г.» по адресу: <адрес> пандусом в соответствии с требованиями пунктов <дд.мм.гггг>-<дд.мм.гггг>, 6.1.2, <дд.мм.гггг> СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от <дд.мм.гггг> №..../пр, а также устройством вызова помощи для инвалидов и маломобильных групп населения (кнопкой вызова) в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», утвержденного Приказом Росстандарта от <дд.мм.гггг> №....-ст, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением администрация муниципального округа <адрес> с подведомственной территорией <адрес> исключена из числа ответчиков, процессуальное положение определено как третье лицо.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Б.А.С. настаивала на исковых требованиях с учётом их уточнения.

Представитель Управления образования администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимала извещена надлежащим образом, представлены возражения по заявленным требованиям, в котором указано, что здание МБОУ «Лицей имени С.В.Г.» состоит из двух корпусов, каждый из которых имеет отдельный вход – центральный корпус (А) со входом со стороны <адрес> и корпус (Б) со входом со стороны <адрес> вход (корпус А) со стороны <адрес> и беспроводной кнопкой вызова персонала, при входе в здание корпуса А отсутствует перепад высоты, а значит установка пандуса не требуется. Финансовое обеспечение МБОУ «Лицей им. С.В.Г.» носит целевой характер и учреждение не вправе самостоятельно распределять средства целевых субсидий.

Представитель МБОУ «Лицей им. С.В.Г.» в судебном заседании участия не принимал, извещен. Представлена информация в которой указано, что здание МБОУ «Лицей им. С.В.Г.», построенное в 1938 г. и в 1967 г. отнесено к объектам культурного наследия, представлен технический план, согласно которого имеются два корпуса и каждый имеет свою входную группу, один из которых (выход на <адрес>) оборудован кнопкой вызова и не требует организации пандуса. Представлен паспорт доступности объекта и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, разработанный в 2021 г., в соответствии с которым проводится работа по созданию условий для обеспечения беспрепятственного доступа в образовательное учреждение. План мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности разработан на 2021-2025 годы, для приведения в соответствие имеющейся инфраструктуры, необходимо проведение ремонтных работ, составление проекта и сметы расходов, получение необходимого финансирования так как МБОУ собственных доходов не имеет.

Представитель администрации <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Указала, что содержащиеся в требованиях истца нормативное обоснование на необходимость установки пандусов со ссылкой на СНиП 35-01-2001 не может быть принято во внимание в силу того, что в МБОУ «Лицей им. С.В.Г.» имеется один вход, доступный для МГН – Центральный вход в МБОУ, который оборудован для мобильных групп населения, в том числе беспроводной кнопкой вызова помощи персонала. Здание имеет паспорт доступности объекта, который согласован с Мончегорской местной организацией МОО «Всероссийское общество инвалидов», виду изложенного считают, что в МБОУ «Лицей им. С.В.Н.» обеспечена доступность образовательного учреждения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Выслушав истца и представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Применительно к заявленным требованиям прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц – инвалидов, которым будут оказываться образовательные услуги.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях была безопасна для жизни, здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Данные требования являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 28 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Статьей 79 указанного Федерального закона регулируются положения об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В силу части 3 данной статьи, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя не только использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказ Минобрнауки России от <дд.мм.гггг> №.....

Согласно пункту 4 данного порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены, в том числе в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя от <дд.мм.гггг> №..../пр (далее - СП 59.13330.2020) (в актуальной редакции).

Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от <дд.мм.гггг> №..../пр, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается (п. 6.1.2. СП 59.13330.2020).

В силу п. 6.1.3 СП 59.13330.2020 в зданиях при временном приспособлении зданий для обеспечения доступа инвалидов могут применяться инвентарные пандусы. Параметры инвентарного пандуса указаны в п. 6.2.9. СП 59.13330.2020.

В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения. На проступах краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

На основании п. 6.2.11 СП 59.13330.2020 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно на школе 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Поручень ограждений с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 СП 59.13330.2020 и иметь травмобезопасное исполнение.

В силу п. 5.5.3 и ГОСТ Р 51261-2022 Национального стандарта Российской Федерации «Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 51261-2022) поручни предусматривают с каждой стороны унитаза на одинаковом расстоянии от оси унитаза.

В силу п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Согласно п. 6.5.10 СП 59.13330.2020 подтверждение срабатывания устройства вызова помощи осуществляется визуальной, звуковой и (или) вибрационной индикацией.

Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства инвалидов МБОУ «Лицей имени С.В.Г.», расположенным по адресу: <адрес>», которое является некоммерческой образовательной организацией, осуществляющей деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего образовании, основного общего и среднего общего образования.

Актом проведения проверки от <дд.мм.гггг> зафиксировано, что вход в здание лицея, а именно корпус со стороны <адрес> в <адрес>, не оборудован пандусом и устройством вызова помощи, для инвалидов и маломобильных групп населения (кнопкой вызова), соответствующим требованиям СП 59.13330.2020, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта здания МБОУ «Лицей им. С.В.Г.», оно состоит из двух корпусов: корпуса А, построенного в 1938 г. общей площадью 3660 кв.м. в 4 этажа, и корпуса Б, построенного в 1967 г. общей площадью 3754 кв.м. в 3 этажа, соединенных переходом. При этом здание корпуса А является объектом культурного наследия и имеет паспорт доступности №.... объекта и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, который утвержден приказом директора от <дд.мм.гггг> и согласован с Мончегорской местной организацией МОО «Всероссийское общество инвалидов». Данный паспорт определяет действия и последовательность их выполнения для организации доступности объекта в период с 2021 по 2025 года и предусматривает в том числе установку пандусов в учреждении на пути движения маломобильных групп населения как на входе так и внутри здания лицея.

Разрешая доводы стороны ответчиков о том, что один из входов (центральный) в достаточной мере оборудован для маломобильных групп населения, а также оборудован беспроводной кнопкой вызова помощи персонала, суд, учитывая акт проверки от <дд.мм.гггг> приходит к следующему.

Из технического паспорта на здание МБОУ «Лицей им. С.В.Г.» и приложенных фотоматериалов следует, что вход в здание лицея, а именно в корпус А (со стороны <адрес>) осуществляется через главный вход без крыльца, далее имеет тамбур и внутри четыре ступени для входа на первый этаж. Для центрального входа в здание лицея установлена кнопка экстренного вызова сотрудника, которая расположена на стене здания, непосредственно перед входной дверью.

Вход в корпус Б (со стороны <адрес>) осуществляется через крыльцо с наличием пяти ступеней для входа на первый этаж.

Как следует из акта проведенной проверки от <дд.мм.гггг>, составленного помощником прокурора <адрес> в присутствии представителя МБОУ «Лицей им. С.В.Г.» П.М.А. и председателя ММО МОО «Всероссийское общество инвалидов» Л.В.А., входная группа корпуса А, как и входная группа корпуса Б не приспособлены с учетом потребностей маломобильной группы населения и людей с инвалидностью.

Анализируя представленные документы, фотоматериалы и доказательства по делу, суд приходит к выводу, что здание МБОУ «Лицей им. С.В.Г.» не в полной мере оборудовано необходимыми приспособлениями и устройствами для обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Входная группа корпуса А, не смотря на отсутствие крыльца со ступенями, фактически расположена на расстоянии не менее 5 сантиметров вверх от уровня земли (имеет фундамент). При таком расположении входа наличие кнопки вызова персонала школы на входной группе А не компенсирует отсутствие пандуса и не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам учреждения, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.

Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Учитывая изложенное, довод ответчиков о наличии в здании двух входов, при том условии что центральный вход не имеет крыльца (ступеней), что позволяет беспрепятственно обеспечивать доступ маломобильных групп населения в лицей, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.

Доказательств технической невозможности установления пандуса для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе инвентарного (борно-разборного, откидного, выдвижного, приставного, перекатного), либо иного приспособления для входа, учитывающего особенности технического строения крыльца входа в здание школы, ответчиками не представлено.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений (ст. 210 ГК РФ).

Позиция Управления образования администрации <адрес> о том, что в местном бюджете не имеется денежных средств для исполнения указаний прокурора, является не состоятельной, поскольку исполнение федерального закона, направленного на защиту прав инвалидов и других маломобильных групп граждан, не может быть поставлено в зависимость от наличия денежных средств бюджете муниципального образования, который может быть утвержден или изменен органом местного самоуправления.

В связи с изложенным, публичная обязанность ответчиков по обеспечению доступности здания МБОУ "Лицей им. С.В.Г." для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть исполнена.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федерального закона от <дд.мм.гггг> №191-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя от <дд.мм.гггг> №..../пр., суд приходит к выводу о том, что отсутствие специальный приспособлений и устройств, предусмотренных законом, нарушают права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец в уточненных требованиях просит установить срок для устранения выявленных нарушений законодательства в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Возражений относительно данного срока стороной ответчика не заявлено.

В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленные истцом сроки для исполнения решения суда разумными и достаточными, доказательств невозможности исполнить решение суда за указанный период времени суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей имени С.В.Г.», Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

Возложить на Управление образования администрации <адрес>, Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени С.В.Г.» обязанность оборудовать вход (входная группа Б) в здание МБОУ «Лицей имени С.В.Г.» по адресу: <адрес> пандусом в соответствии с требованиями пунктов <дд.мм.гггг>-<дд.мм.гггг>, 6.1.2, <дд.мм.гггг> СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от <дд.мм.гггг> №..../пр, а также устройством вызова помощи для инвалидов и маломобильных групп населения (кнопкой вызова) в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», утвержденного Приказом Росстандарта от <дд.мм.гггг> №....-ст, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                             Н.А.

2-834/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г.Мончегорска
Ответчики
Управление образования администрации г.Мончегорска
Администрация г. Мончегорска
МБОУ "Лицей им.В.Г.Сизова"
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Дело на сайте суда
mon.mrm.sudrf.ru
10.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Дело оформлено
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее