Решение по делу № 33-5774/2022 от 18.08.2022

г. Сыктывкар Дело № 2-838/2022 (33-5774/2022)

УИД 11RS0002-01-2022-000396-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Костенко Е.Л.,

судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 мая 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования Поликарповой М.А. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворены частично;

на муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность установить Поликарповой М.А. с 01 января 2021 года тарифную ставку (оклад) 12 380,94 рублей, с 01 января 2022 года – 13 489,83 рублей, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 01 января 2021 года и выплатить задолженность;

взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Поликарповой М.А. денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек;

в остальной части в удовлетворении исковых требований Поликарповой М.А. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» отказано;

взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Поликарпова М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» об обязании включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплаты за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет, в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работы в праздничные и выходные дни (начислять не тарифную ставку, а на заработную плату); обязании установить тарифную ставку с 01.01.2021 в размере 18 850,26 рублей, с 01.01.2022 - в размере 20 538,57 рублей; обязании произвести перерасчет заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате с 01.01.2021 в сроки, установленные для получения заработной плате из тарифной ставки с 01.01.2021 в размере 18 850,26 рублей, с 01.01.2022 – в размере 20 538,57 рублей; взыскании компенсации морального вреда в общем размере 50 000 рублей.

В обоснование требований истец указала, что работает в МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» в должности ... 3 разряда. Установленный ей работодателем оклад не соответствует условиям Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальной хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, пролонгированного до 31.12.2022, которое распространяется на МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» с 01.01.2017. Все локальные акты работодателя, касающиеся оплаты труда противоречат номам Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевого тарифного соглашения, Федерального закона «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2021 №1075 и не подлежат применению. Действующая у работодателя разрядная тарифная сетка не соответствует приказу Госстроя России от 31.03.1999 № 81 обязательному к применению. Согласно приведенному расчету, размер тарифной ставки с 01.01.2021 должен составлять 18 85,26 рублей (11 154 рублей (1 разряд п. 2.3 Приложения № 1 к Соглашению, с учетом индексации) х 1,69 (тарифный коэффициент 3 разряда (приказ № 81)), с 01.01.2022 – 20 538,57 рублей (12 153 рублей (1 разряд п. 2.3 Приложения № 1 к Соглашению, с учетом индексации) х 1,69 (тарифный коэффициент 3 разряда (приказ № 81)).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец, представители ответчика МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута», третьего лица администрации МО ГО «Сыктывкар», третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, третьего лица Комитета Республики Коми по тарифам в судебное заседание не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором указано на несогласие с требованиями истца и на пропуск установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с настоящими требованиями.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, в связи с чем просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми представило письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании трудового договора № 1137 от 31.07.2017 и приказа о приеме на работу от 31.07.2017 № 83 л/с Поликарпова М.А. принята на работу в МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» на должность ... 3 разряда в район тепловых сетей и котельная №3 п. Заполярный, с должностным окладом 8 303 рублей.

На основании дополнительных соглашений к трудовому договору истцу был изменен оклад с 01 апреля 2020 года в размере 9 302 рублей, с 01 апреля 2021 года – 9 758 рублей.

В МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный № 3-К/2020 от 13.01.2020), заключенный 20.12.2019, а также Положение об оплате труда, согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» 26.12.2019.

Профсоюзная организация в МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» отсутствует.

В соответствии с Положением об оплате труда МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки.

Пунктом 2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на 01.01.2020 – 8 135 рублей.

Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда.

Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП «Северные тепловые сети» для 3 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,11.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной на официально сайте Федеральной налоговой службы России, основным видом деятельности МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, то есть деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.

08.12.2016 Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы), действие которого продлено согласно положениям ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31.12.2022 включительно.

Как следует из представленных суду первой инстанции документов, МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в порядке установленном ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляло.

В соответствии с п. 1.12 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях № 1 и № 3 к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы.

В соответствии с п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г., в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10 303 рублей.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.3.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК от 14.03.2019 на основании ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы» рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 01.01.2020 не ниже 10 746 рублей, с 01.01.2021 – 11 154 рублей.

Совместным письмом председателя Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения и президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 02.12.2021 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2023 годы» рекомендована минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 01.01.2022 - 12 153 рублей.

Действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы пролонгировано на 2020-2022 годы.

По смыслу п. 2.1 и 2.2 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

Пунктом 2.3.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы предусмотрено, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении № 3.

Проверяя доводы истца о необходимости применения при расчете тарифной ставки (оклада) тарифного коэффициента, установленного приказом Госстроя России от 31.03.1999 № 81 суд признал их несостоятельными, указав, что данными приказом утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, которые не носят императивный характер, не отменяют действие локальных правовых актов, утвержденных на предприятиях, а лишь рекомендованы к применению.

Требования истца о возложении на ответчика обязанность производить начисление премии на все часы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни с 01.01.2021 оставлены судом без удовлетворения, исходя из того, что выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя, не является обязательной, безусловной и гарантированной выплатой, носит поощрительный характер.

Оставляя без удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанность включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплаты за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет, в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работы в праздничные и выходные дни (начислять не тарифную ставку, а на заработную плату), суд пришел к выводу о недоказанности истцом нарушения своих прав, в связи с неполучением данных выплат.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.

Разрешая требования истца об установлении с 01.01.2021 тарифной ставки (оклада) в соответствии с Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» действует ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в связи с чем пункт 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией является обязательным при формировании оплаты труда работников.

Отклоняя доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что с настоящими требованиями истец обратилась 05.02.2022, в связи с чем срок обращения в суд по требованиям об установлении тарифной ставки с 01.01.2021 истцом не пропущен.

Определяя тарифную ставку (оклад), суд руководствовался приложением № 1 к Положению об оплате труда работников МУП «СТС» МО ГО «Воркута», в соответствии с которым по 3 разряду установлен тарифный коэффициент 1,11 и, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, произвел расчет тарифной ставки (оклада) с 01.01.2021 в размере 12 380,94 рублей (11 154 рублей х 1,11), с 01.01.2022– 13 489,83 рублей (12 153 рублей х 1,11).

Поскольку заработная плата за спорный период истцу выплачена в меньшем размере, суд удовлетворил исковые требования о перерасчете заработной платы и отпускных с 01.01.2021, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности. Размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, определен судом в сумме 5 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не является членом Общероссийского объединения работодателей, в том числе членом региональных объединений, не уполномочивало от своего имени заключать ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута», судебная коллегия считает несостоятельными, по следующим основаниям.

Согласно ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Письмом Министра труда и социальной защиты РФ от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 08.12.2016, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017г. № 14-4/10/В-835 или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Поскольку МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 08.12.2016, действие данного соглашения считается распространенным на данное МУП.

Правовые позиции, выраженные в том, что в случае непредставления работодателями организаций жилищно-коммунального хозяйства в 30-дневный срок мотивированного отказа от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, к которому предлагалось присоединиться письмом Министра труда и социальной защиты РФ, данное Соглашение считается распространенным на этих работодателей, приведены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в апелляционном определении от 10.10.2019 № 81-АПА19-20.

Иные доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не оплачивался ежегодный целевой взнос при присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, предприятие не включалось в реестр участников ОТС, а также ссылки на экономическое положение ответчика не опровергают выводов суда.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 25 августа 2022 года.

Председательствующий -

Судьи -

33-5774/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Поликарпова марина Александровна
Ответчики
МУП Северные тепловые сети МО ГО Воркута
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Администрация МО ГО Воркута
Мочалов Леонид Борисович
Комитет Республики Коми по тарифам
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Батова Л. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
25.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2022Передано в экспедицию
25.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее