Решение по делу № 2а-400/2018 от 18.06.2018

Дело №2а-400/2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бологое          27 июня 2018 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:
судьи Бондаревой Ж.Н.,
при секретаре Кузьминой Е.О.,

с участием заместителя Бологовского межрайонного прокурора Ковригиной Е.Р.,
административного истца Сивака В.М.,

представителя административного ответчика Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области Голевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского
городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Сивака Василия Михайловича к Совету депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий»,

УСТАНОВИЛ:

Сивак В.М. обратился в административным иском к Совету депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий», мотивируя заявленные требования тем, что решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15.06.2018 № 152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» Сивак Василий Михайлович (далее - административный истец), как действующий Глава МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области (далее - Глава поселения), был удален в отставку.

Административный истец считает оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

1. Процедура удаления главы муниципального образования в отставку установлена статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Согласно части 3 статьи 74.1 Федерального закона инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

30.05.2018 обращение депутатов Совета депутатов Выползовского сельского поселения (не содержащее необходимых реквизитов номера и даты, но зарегистрированное в Совете депутатов Выползовского сельского поселения 29.05.2018) зарегистрировано в Администрации Выползовского сельского поселения и доведено до сведения Сивака В.М.. Вместе с тем, в адрес Губернатора Тверской области уведомление о выдвижении инициативы об удалении главы поселения в отставку от 06.06.2018 № 156 поступило в Правительство Тверской области 07.06.2018 вх. № 17/15660.

Таким образом, были нарушены положения части 3 статьи 74.1 Федерального закона, касающиеся срока уведомления Губернатора Тверской области о выдвижении инициативы об удалении главы поселения в отставку.

2.    Частью 13 статьи 74.1 Федерального закона определено, что при
рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1)    заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2)    предоставление ему возможности дать депутатам представительного
органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств,
выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Вместе с тем, в нарушение указанной нормы Федерального закона, с конкретными обстоятельствами, выдвинутыми в качестве оснований для удаления его в отставку, как Главы поселения, административный истец ознакомлен не был.

Какие именно обязанности, по каким именно вопросам местного значения, или отдельным государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления Выползовского сельского поселения федеральными законами или законами Тверской области, а также период их неисполнения, в адрес Сивака В.М. представлены не были.

Учитывая изложенное, возможности своевременно представить депутатам Совета депутатов Выползовского сельского поселения аргументированные объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления Сивака В.М. в отставку, как Главы поселения, у административного истца не было.

Обстоятельства, послужившие поводом для направления административного истца в отставку, были зачитаны Председателем Совета депутатов только в ходе заседания Совета, при этом Сиваку В.М. ни в период проведения заседания, ни после заседания, для ознакомления представлены не были. Возможность письменно высказать возражения по обстоятельствам, изложенным в обращении депутатов, Сиваку В.М. представлена также не была.

3.    В силу части 4 статьи 74.1 Федерального закона рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 74.1 Федерального закона в случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В нарушение указанных норм Федерального закона на момент рассмотрения инициативы депутатов Совета депутатов Выползовского сельского поселения (15.06.2018) мнение (согласие) Губернатора Тверской области И.М. Рудени по вопросу удаления Главы поселения в отставку, отсутствовало.

Кроме того, по мнению Бологовского межрайонного прокурора Т.Г. Нуштаева, присутствовавшего на заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения (15.06.2018), вопрос об удалении Главы поселения в отставку рассматриваться не должен, так как не соблюдена норма Федерального закона. Предупредил о последствиях незаконного решения в случае его принятия.

4. Согласно части 14 статьи 74.1 Федерального закона в случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

Поскольку оспариваемое решение вступило в силу со дня его подписания, у Сивака В.М. не было возможности представить письменные возражения относительно доводов, предъявленных депутатами при рассмотрении вопроса об удалении его в отставку.

Таким образом, оспариваемое решение является незаконным и нарушает права административного истца, предусмотренные статьей 32 Конституции Российской Федерации (право участвовать в управлении делами государства и быть избранным в органы муниципального управления) и статьей 37 Конституции Российской Федерации (право на труд).

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1)    нарушены ли права, свободы и законные интересы
административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)    соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)    соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)    полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)    порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)    основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)    соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обращаясь с настоящим иском с соблюдением срока, установленного частью 17 статьи 74.1 Федерального закона, административный истец представил достаточные доказательства несоответствия оспариваемого решения закону в части порядка принятия, а также доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку замедление исполнения решения суда по заявленному административному иску может нанести значительный ущерб публичным интересам и надлежащей реализации права населения Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области на местное самоуправления, административный истец ходатайствует перед судом об обращении решения суда по делу к немедленному исполнению. Со ссылкой на ст.ст. 45, 218, 220 КАС РФ, административный истец просит суд признать решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15.06.2018 № 152 «Об удалении Главы МО «Выпозовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» незаконным и отменить его. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 июня 2018 года по делу применены меры предварительной защиты: приостановлено действие оспариваемого решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» до вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании административный истец Сивак В.М. исковые
требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и суду пояснил, что о надлежащем исполнении им своих обязанностей по решению вопросов местного значения свидетельствуют ежегодные решения Совета депутатов об утверждении исполнения бюджета за истекший год. На все обращения граждан он реагирует своевременно, старается по мере наличия финансовых возможностей бюджета исполнять обязанности по решению вопросов местного значения. О повестке дня собрания, то есть о том, какие вопросы будут поставлены ему в вину, он не был уведомлен, в противном случае был бы подготовлен и дал более точные ответы, то есть ему не предоставили возможности дать Совету депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области пояснения по осуществлению им деятельности в качестве главы муниципального образования.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области Голева М.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и суду пояснила, что 29.05.2018г. в адрес Совета депутатов Выползовского сельского поселения поступило обращение депутатов данного Совета депутатов Павловой, Денисовой, Вдовых и Алексеева, содержащее инициативу об удалении в отставку главы муниципального образования Выползовское сельское поселение Сивака В.М. и досрочном прекращении его полномочий с приложенным к ней проектом решения.

В тот же день Совет депутатов письменно уведомил главу МО Выползовское сельское поселение Сивака В.М. о выдвижении инициативы удаления его в отставку (письмо зарегистрировано в администрации Выползовского сельского поселения за № 185 от 29.05.2018г.).

30 мая 2018 года Совет депутатов Выползовского сельского поселения направил в адрес Губернатора Тверской области Рудени И.М. обращение (исх. № 153 от 29.05.2018г.) в целях исполнения требований ст. 74.1. Закона с просьбой выразить свое мнение по вопросу удаления в отставку Главы МО Выползовское сельское поселение Сивака В.М. с приложением поступивших в Совет депутатов документов. Получение указанного обращения Губернатором Тверской области подтверждается отметкой о регистрации обращения 30.05.2018г. Правительством Тверской области.

Письмом № 156 от 06.06.2018г. Совет депутатов МО Выпозовское сельское поселение уведомил Губернатора Тверской области о назначении внеочередного заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения на 15 июня 2018 года на 16 часов 00 минут, в связи с чем просил выразить мнение об удалении в отставку главы МО Выползовское сельское поселение в срок не позднее 14 июня 2018 года. Данное обращение получено и зарегистрировано в Правительстве Тверской области 07.06.2018г.

Таким образом, Совет депутатов принял все необходимые меры, направленные на заблаговременное уведомление главы МО Выползовское сельское поселение Сивака В.М. и Губернатора Тверской области Рудени И.М. о выдвижении инициативы об удалении Сивака В.М. в отставку, а также сроке её рассмотрения Советом депутатов.

О дате и времени внеочередного заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения и повестке его дня Сивак В.М. был письменно уведомлен 13 июня 2018 года, что подтверждается отметкой о регистрации данного уведомления в администрации МО Выползовское сельское поселение (вх. № 203 от 13.06.2018г.).

Учитывая тот факт, что 29 мая 2018 года Сиваком В.М. было получено уведомление о выдвижении депутатами Совета депутатов Выползовского сельского поселения инициативы об удалении его в отставку, ограниченного Законом срока рассмотрения данной инициативы (не позднее одного месяца), получение Сиваком В.М. уведомления о проведении внеочередного Совета депутатов за два дня является заблаговременным и надлежащим его уведомлением.

Сивак В.М. имел возможность в период с 30.05.2018г. по 15.06.2018г. подготовить возражения и дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку непосредственно в день проведения Совета депутатов 15 июня 2018 года. На заседании Совета депутатов 15 июня 2018 года Сивак В.М. присутствовал и по обстоятельствам, выдвигаемым в качестве удаления его в отставку, объяснения давал. Вместе с тем, депутаты Совета депутатов к данным объяснениям отнеслись критически, в результате чего было принято оспариваемое решение.

В связи с тем обстоятельством, что по состоянию на 16 часов 00 минут 15 июня 2018 года от Губернатора Тверской области Рудени И.М. не поступило письменно выраженного мнения по вопросу удаления в отставку главы муниципального образования Выползовское сельское поселение Сивака В.М., а основания удаления в отставку не были связаны с рассмотрением вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Закона (при рассмотрении которых согласие Губернатора Тверской области являлось бы обязательным условием), оснований для отложения Советом депутатов внеочередного заседания усмотрено не было.

Законом прямо не установлена обязанность Губернатора выразить в установленные сроки свое мнение по вопросу удаления в отставку главы муниципального образования. Выражение своего мнения в данном случае следует оценивать как право, а не обязанность высшего должностного лица Тверской области.

Пунктом 14 статьи 74.1. Закона установлено право главы муниципального образования на изложение в письменном виде своего особого мнения, в случае его не согласия с решением об удалении в отставку.

В силу положений пункта 15 статьи 74.1 Закона решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

Данного права Сивак В.М. лишен не был, письменно своего особого мнения по данному вопросу он в пятидневный срок со дня принятия оспариваемого решения не изложил, в связи с чем оно не было обнародовано вместе с решением об удалении главы в отставку.

Оспариваемым решением права Сивака В.М. не нарушены, в связи с чем представитель ответчика просит суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Тверской области
Мартынова М.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела её отсутствие, представив отзыв на административное исковое заявление.

Основания и процедура удаления главы муниципального образования в отставку регламентированы статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании части 4 статьи 74.1 Федерального закона рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 74.1 Федерального закона в случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного

самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 74.1 Федерального закона рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

Уведомление о выдвижении депутатами Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области инициативы об удалении главы муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. от 29.05.2018 № 153 поступило в адрес Губернатора Тверской области 30.05.2018 (вх. № 17/14747 от 30.05.2018).

В связи с отсутствием в указанном уведомлении об инициативе сведений о фактических обстоятельствах, ставших причиной для выдвижения инициативы об удалении главы Выползовского сельского поселения в отставку в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона, а также в целях формирования мнения по вопросу возможного удаления главы Выползовского сельского поселения в отставку в рамках соблюдения месячного срока для рассмотрения инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку, Губернатором Тверской области было дано поручение Министерству по делам территориальных образований Тверской области о проведении анализа ситуации, сложившейся в Бологовском районе Тверской области.

Исходя из того, что указанное уведомление не содержало сведений о фактических обстоятельствах, ставших причиной для выдвижения инициативы об удалении главы Выползовского сельского поселения, сформировать мнение Губернатора Тверской области относительно указанного вопроса не представлялось возможным, о чем Председатель Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области был проинформирован (исх. № 25/3978- 15-АО от 22.06.2018).

Однако до получения указанного письма оспариваемым решением Совета депутатов от 15.06.2018 № 152 Глава Выползовского сельского поселения был удален в отставку без учета мнения Губернатора Тверской области.

С учетом изложенного, представитель Губернатора Тверской области считает, что решение Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области от 15.06.2018 № 152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» принято с нарушением положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2011 № 1464-0-0 законодательное наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного самоуправления.

Поскольку при принятии оспариваемого решения мнение Губернатора Тверской области по существу удаления Главы муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области в отставку не было получено, право населения Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не было соблюдено в должной мере. Надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при решении вопроса, затрагивающего права и законные интересы граждан, не было организовано.

Заместитель Бологовского межрайонного прокурора Ковригина Е.Р. в судебном заседании пояснила, что представительный орган муниципального образования издает в рамках своей компетенции муниципальные нормативно-правовые акты, нормативные и правовые акты, которые должны соответствовать федеральным законам, Уставу МО, что вытекает из ч.4 ст.7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. №131-Ф3. Поскольку при принятии оспариваемого решения мнение Губернатора Тверской области об удалении Главы муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области в отставку не было получено, Советом депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области была нарушена процедура принятия решения «Об удалении Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении полномочий». В связи с этим полагает административное
исковое заявление законным и обоснованным, а оспариваемое решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области подлежащим отмене.

Заслушав административного истца Сивака В.М., представителя административного ответчика Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области Голеву М.А., заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции России гарантирует каждому судебную защиту его
прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации (далее - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им
административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций,
возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том
числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного
управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных
и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут
обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)
органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной
коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного
или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов
или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация,
иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия
(бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган,
организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать
иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.226 ч.ч.9,11 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения,
действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы
и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и
законных интересов которых подано соответствующее административное исковое
заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования
нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации,
лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на
принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия
(бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными
правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения,
совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,
регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств,
указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо,
обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10
настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными
или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо
совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями п.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003г.
№131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим
должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом
муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", мерой публично-правовой
ответственности главы муниципального образования, применяемой независимо от
способа замещения им своей должности, является удаление его в отставку решением
представительного органа муниципального образования, влекущим досрочное
прекращение его полномочий.

Принятие решения об удалении главы муниципального образования в
отставку находится в исключительной компетенции представительного органа
муниципального образования (п.10 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г.
№131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации").

Согласно ч.1 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим
Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в
отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального
образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта России).

Основаниями для удаления главы муниципального образования являются: 1)
решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие
(повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1
статьи 75 настоящего федерального закона; 2) неисполнение в течение трех и более
месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению
полномочий, предусмотренных настоящим федеральным законом, иными
федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или)
обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ; 3)
неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования
представительным органом муниципального образования по результатам его
ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования,
данная два раза подряд; 4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение
обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года
№273-Ф3 "О противодействии коррупции” и другими федеральными законами; 5)
допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными
органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального
образования и подведомственными организациями массового нарушения
государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в
зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других
обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло
нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало
возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных
конфликтов.

В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Федерального закона №131-Ф3
инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об
удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем
одной третью от установленной численности депутатов представительного органа
муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в
представительный орган муниципального образования. Указанное обращение
вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального
образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О
выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее
должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения
в представительный орган муниципального образования.

На основании части 4 статьи 74.1 Федерального закона рассмотрение
инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об
удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом
мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 74.1 Федерального закона в случае, если при
рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального
образования об удалении главы муниципального образования в отставку
предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления
органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы
муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий,
предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального
закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может
быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 74.1 Федерального закона рассмотрение инициативы
депутатов представительного органа муниципального образования об удалении
главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным
органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения
соответствующего обращения.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении
главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него
проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов
представительного органа муниципального образования.

В силу части 9 статьи 74.1 Федерального закона №131-Ф3 решение
представительного органа муниципального образования об удалении главы
муниципального образования в отставку подписывается председателем
представительного органа муниципального образования.

Согласно части 13 статьи 74.1 Федерального закона №131-Ф3 при
рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования
решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть
обеспечены: 1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте
проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением
депутатов представительного органа муниципального образования или высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и
с проектом решения представительного органа муниципального образования об
удалении его в отставку; 2) предоставление ему возможности дать депутатам
представительного органа муниципального образования объяснения по поводу
обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае если глава муниципального образования не согласен с решением
представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку,
он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ст.74.1 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации").

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны
доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих
требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей
доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области №63 от 18 апреля 2016 года на основании решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области от 18 апреля 2016 года №4 по результатам голосования Сивак В.М. избран на должность Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области.

29 мая 2018 года депутаты Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области обратились к Председателю Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение «Бологовский район» Тверской области с обращением о выдвижении инициативы об удалении в отставку действующего Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области, представив проект решения Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области «Об удалении Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области, что подтверждается обращением депутатов и проектом решения.

В тот же день информация о поступившем обращении депутатов была направлена Губернатору Тверской области с просьбой выразить свое мнение об удалении в отставку Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сивака В.М. на основании п.2 ч.2 ст.74.1 Федерального
закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", что подтверждается письменным
уведомлением и не оспаривается сторонами. Кроме того, 30 мая 2018 года
информация о поступившем обращении депутатов была вручена Главе МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сиваку В.М., что им не оспаривается. 15 июня 2018 года Советом депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области принято решение №152 «Об удалении Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий», в котором указано, что решение вступает в силу со дня его подписания, что подтверждается копией указанного решения, копией протокола внеочередного заседания Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области №46 от 15 июня 2018 года, и не оспаривается сторонами.

Проанализировав представленные доказательства, суд усматривает, что
решение Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области №152 «Об удалении Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» принято с существенными нарушениями установленной законом процедуры принятия решения об удалении в отставку Главы муниципального образования.

Положения Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
закрепляют ряд гарантий за главой муниципального образования при решении
вопроса о его удалении в отставку.

При рассмотрении данного вопроса должны обеспечиваться:
заблаговременное получение главой муниципального образования уведомления о
дате и месте проведения соответствующего заседания представительного органа, а
также ознакомление с обращением депутатов представительного органа
муниципального образования и проектом решения представительного органа
муниципального образования об удалении главы муниципального образования в
отставку; предоставление главе муниципального образования возможности дать
депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по
поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Представленные суду доказательства свидетельствуют о заблаговременном извещении Главы МО о дате и месте проведения заседания представительного органа по вопросу его удаления в отставку, а также о предоставлении ему разумного срока для ознакомления с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. Однако, обращение депутатов и проект решения об удалении Главы МО в отставку сформулированы таким образом, что не содержат информации, по неисполнению каких именно обязанностей по решению вопросов местного значения выдвинута данная инициатива и принято последующее обжалуемое решение. Указанное лишило административного истца возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Кроме того, из представленных суду доказательств следует, что рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку было проведено без учета мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 02.11.2011г. №1464-0-0 законодательное наделение высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального
образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов
государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного
самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы
граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной
власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного
самоуправления.

Несмотря на то, что в законе прямо указано на необходимость получения
мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при принятии
решения об удалении Главы муниципального образования в отставку, Совет
депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области 15 июня 2018 года принял решение с нарушением установленных законом требований. При этом веских доказательств, подтверждающих необходимость в принятии данного решения в указанные сроки и без учета мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, суду не представлено.

Административным ответчиком, в нарушение положений ст.226 КАС РФ, не
представлено надлежащих доказательств соблюдения порядка принятия
оспариваемого решения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Закона основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В статье 8 Устава Выползовского сельского поселения, принятого Решением Совета депутатов МО Выползовского сельское поселение Бологовского района Тверской области от 03.09.2012 года №116 (с учетом изменений, внесенных последующими решениями Совета депутатов МО Выползовского сельское поселение Бологовского района Тверской области) указаны вопросы, отнесенные к вопросам местного значения поселения (40 пунктов). Статьей 30 Устава предусмотрено, что Глава муниципального образования поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Однако, обжалуемое решение Совета депутатов МО Выползовского сельское поселение Бологовского района Тверской области № 152 от 15 июня 2018 года не содержит информации о том, за невыполнение каких именно обязанностей по решению вопросов местного значения Глава был удален в отставку, в связи с чем невозможно проанализировать, выполнялись ли Главой данные обязанности и в каком объеме, являются ли допущенные им нарушения существенными и достаточными для принятия решения об удалении в отставку.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения
порядка процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, а также достаточных доказательств, свидетельствующих о неисполнении главой МО Сиваком В.М. обязанностей по решению вопросов местного значения, суд находит заявленные административным истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле. В связи с этим суд считает, что меры предварительной защиты, наложенные определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 июня 2018 года, необходимо отменить после вступления
решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 188 КАС РФ суд может обратить решение по
административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых
обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный
ущерб публичным или частным интересам.

Учитывая, что решение суда о признании решения Совета депутатов МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области №152 «Об удалении Главы МО Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» незаконным затрагивает интересы населения
Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области, суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может нанести значительный ущерб публичным интересам гражданам.

Руководствуясь ст.ст.175-180, гл.22 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сивака В.М. к Совету депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий», удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» незаконным.

Отменить решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий».

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Обнародовать решение суда после вступления решения суда в законную силу.

Меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 15 июня 2018 года №152 «Об удалении Главы МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Сивака В.М. в отставку и досрочном прекращении его полномочий» отменить по вступлении решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 02 июля 2018 года.

Судья                             Ж.Н.Бондарева

2а-400/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сивак В. М.
Ответчики
Собрание депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области
Другие
Бологовский межрайонный прокурор
Губернатор Тверской области Руденя И. М.
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Судья
Бондарева Ж.Н.
Дело на странице суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
18.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2018[Адм.] Судебное заседание
02.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее