№ 88-5134/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 04 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.,
судей Гречкань Н.И., Роговой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-330/2019 по иску Каширина Андрея Ивановича к администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о восстановлении в очереди на получение жилого помещения,
по кассационной жалобе администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каширин А.И. обратился в суд с иском к администрации г.п. Излучинск о восстановлении в очередности по дате первичной постановки на учёт для получения жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что с 2002 года проживает в пгт. Излучинск. В период действия Жилищного кодекса РСФСР в 2003 году встал на учёт нуждающихся. Проживал на тот момент с семьей по <данные изъяты>, впоследствии на <данные изъяты>. Обеспеченность жильём членов семьи составляла 5 кв.м на человека. Проживали в указанном жилье на основании договора найма. 16 лет состояли на учёте. Эти же жилищные условия имелись и на момент возникновения спора. Истец ссылается на то, что является малоимущим, самостоятельно обеспечить свои жилищные условия не в состоянии. Тем не менее, был снят с прежнего учета, на который был поставлен в период действия ЖК РСФСР. Затем вновь поставлен на учёт по правилам Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку является нуждающимся. На момент снятия с учета в списке состоял под номером 18. На момент новой постановки на учёт, номер очереди - 122. Изначально состоял на учёте нуждающихся составом семьи 4 человека. Затем состав членов семьи изменился. Его семья в 2015 году распалась. Супруга с детьми в 2016 году встали на учёт отдельно от него. В связи с этим просил оставить его на учёте отдельно от названных лиц. Считает, что его мать в состав его семьи не входит, поскольку членом семьи не является. Наличие в собственности матери истца жилых помещений и совершение сделок с ними во внимание приниматься не должно. Ссылается также на то, что нахождение в его собственности квартиры по адресу: <данные изъяты> Излучинск Нижневартовского района и её последующее отчуждение не повлияло на отсутствие нуждаемости с учетом количества зарегистрированных лиц. В связи с чем, действия по ухудшению жилищных условий не совершались. Снятие с учета нуждающихся является незаконным.
Решением Нижневартовского районного суда ХМАО-Югры от 17 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2019 года указанное решение суда отменено, принято по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, Каширин А.И. восстановлен в очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья по договору социального найма по состоянию на момент снятия с учёта 28 января 2019 года, составом семьи 1 человек.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела были допущены такого рода нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 24 марта 2003 года Каширин А.И. состоял на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из четырех человек, включая <данные изъяты> (жену), <данные изъяты> (дочь), <данные изъяты> (мать).
На момент постановки на учет семья Каширина А.И. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты> жилая площадь помещения составляла 30,76 кв.м.
Нуждающимся в предоставлении жилого помещения Каширин А.И. был признан на основании ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Советом Министров. Согласно действовавшему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в тот период закону ХМАО от 08 июня 1998 г. № 38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (ст. 9) нуждающимися в жилых помещениях признавались граждане имеющие обеспеченность жильем менее 9 кв.м жилой площади (учетная норма) на одного человека.
25 июня 2015 года брак между Кашириным А.И. и <данные изъяты> расторгнут. 02 марта 2016 года семья <данные изъяты> встала на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения с составом семьи 3 человека: <данные изъяты> (заявитель), <данные изъяты> (до регистрации брака <данные изъяты>) (дочь), <данные изъяты> (внук). Истец остался состоять на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения при администрации г.п. Излучинск, составом семьи 2 человека: <данные изъяты> (заявитель), <данные изъяты> (мать).
Семья истца согласно справке с места жительства зарегистрирована в двухкомнатной квартире, общей площадью 39,0 кв.м, в том числе жилой площадью 25,0 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, собственником которой является <данные изъяты>
На основании постановления администрации г.п. Излучинск № 72 от 28 января 2019 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Каширина А.И. и член его семьи <данные изъяты> (мать) сняты с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия с учета послужило то обстоятельство, что согласно выписки из ЕГРН за <данные изъяты> 30 ноября 2018 года зарегистрирована 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью 54,5 кв.м, в том числе жилой площадью 30,7 кв.м, расположенное по адресу: Нижневартовский <данные изъяты> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданному 25 января 2014 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 15 Закона ХМАО - Югры от 06 июля 2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», исходил того, что обеспеченность Каширина А.И. и <данные изъяты> жилой площадью в двух жилых помещениях (<данные изъяты>) составляет более учетной нормы на одного человека (25,35 кв.м/2 чел. = 12,67 кв.м).
С такими выводами суда не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие у Кашириной Т.Ф. в собственности 1/2 доли жилого помещения не могло явиться основанием для снятия Каширина А.И. с жилищного учета, поскольку мать Каширина А.И. – <данные изъяты> не является членом его семьи. При этом суд апелляционной инстанции руководствовался ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании закона.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что Каширин А.И. проживает в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, собственником которой является Каширина Т.Ф. Ранее собственником указанной квартиры являлся Каширин А.И. Материалы дела не содержат доказательств, что после перехода права собственности к <данные изъяты>., между ней и Кашириным А.И. заключалось какое-либо соглашение, определяющее его право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Соответственно, возникновение у Каширина А.И. права пользования этим жилым помещением как у члена семьи собственника основано на положениях части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Мать Каширина А.И. - <данные изъяты> признанная вместе с ним нуждающейся в улучшении жилищных условий получила в собственность в порядке наследования 1/2 долю в праве собственности на жилое помещение, и не поставив об этом в известность жилищный орган, сохранила тем самым за собой вместе с Кашириным А.И. право состоять на жилищном учете.
Из изложенного следует, что доля в праве собственности принадлежащая Кашириной Т.Ф. также подлежала учету.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений этой части.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством. При этом уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшим законом о порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 6 Вводного закона и пунктом 2 части второй статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР Каширин А.И. мог быть снят с жилищного учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, то есть при обеспеченности жилым помещением площадью выше нормы предоставления.
Между тем указанные обстоятельства судами не устанавливались.
Разрешение спора без установления имеющих значение обстоятельств свидетельствует о нарушении положений статей 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и вынести решение в соответствии с требованиями закона (ст. ст. 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2019 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи