Дело № 2а-1307/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июня 2017 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Михайловой К.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Филатова МА к призывной комиссии г. Канска Красноярского края, отделу военного комиссариата по г. Канску и Канскому району Красноярского края об оспаривании решения призывной комиссии и действий военного комиссариата по г. Канску и Канскому району Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л:
Филатов М.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что 03.04.2017 в отношении Филатова М.А. призывной комиссией г. Канска было вынесено решение о призыве на военную службу. Считает, что данное решение, а также действия военного комиссариата г. Канска и Канского района по вынесению заключения о категории годности истца к военной службе и по выдаче повестки, обязывающей прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, были совершены в нарушение норм действующего законодательства. Указывает, что решение призывной комиссии может быть принято только на основе заключения о категории годности, вынесенного врачом, руководящим работой, по результатам медицинского освидетельствования, проведенного военным комиссариатом. Военный комиссариат г. Канска и Канского района Красноярского края не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в структуру. Таким образом, деятельность по проведению медицинских мероприятия, в частности медицинского освидетельствования в рамках Положения о военно-врачебной экспертизы, не входит в полномочия военных комиссариатов, вследствие чего, решения, основанные на проведенных медицинских мероприятиях, являются незаконными и нарушают его права. 03.04.2017 в военном комиссариате г. Канска и Канского района Филатову М.А. было объявлено решение призывной комиссии, а именно, сообщена установленная категория годности, а также выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы, согласно которой истец обязан явиться 17.04.2017 на сборный пункт для прохождения военной службы. Копия решения о призыве не была выдана истцу по его заявлению.
Указывая на вышеизложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение призывной комиссии г. Канска Красноярского края от 03.04.2017 о призыве Филатова М.А. на военную службу; признать незаконным действия военного комиссариата г. Канска и Канского района Красноярского края по вынесению заключения о категории годности Филатова М.А. к военной службе; признать незаконными действия военного комиссариата г. Канска по выдаче повестки, обязывающей Филатова М.А. прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы 17.04.2017.
В судебное заседание Филатов М.А. и представитель отдела военного комиссариата по г. Канску и Канскому району Красноярского края не явились, о причинах неявки не сообщили, извещались надлежащим образом.
В судебном заседании заместитель председателя призывной комиссии г. Канска – Власюк А.Г., возражал относительно заявленных требований, пояснил, что обжалуемое заявителем решение было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и в настоящее время установлена категория «А» - годен к военной службе с показателем предназначения -2. Ссылка административного истца на представленную выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» имеет право на осуществление деятельности, связанную исключительно с обеспечением военной безопасности, ошибочна, так как «обеспечение военной безопасности» следует рассматривать в более обширном аспекте, а именно согласно ст. 17 (глава II) «Положения о военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента РФ №1609 от 07.12.2012, которая включает 47 основных задач. Целью создания военного комиссариата является, в том числе, обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности. К основным задачам военного комиссариата отнесены, в том числе: организация и осуществление воинского учета граждан, проведение мероприятий по медицинскому осмотру граждан для принятия решения призывной комиссией о призыве их на военную службу, иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Считает административное исковое заявление необоснованным, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица, военного комиссариата Красноярского края – Феллер Ю.Н., в судебном заседании требования не признал, суду пояснил, что оснований для освобождения административного истца от призыва на военную службу, по состоянию здоровья или иным причинам не имелось, в связи с чем он был признан годным для прохождения службы и ему была выдана повестка о явке, в связи с чем решение о призыве на военную службу является законным.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие участвующих в деле лиц, неявившихся в судебное заседание, выслушав заместителя председателя призывной комиссии г. Канска, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Право на обжалование в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено как п. 7 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ, так и ст. 15 Федерального закона N 113-ФЗ.
Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно, обладает властными полномочиями, в связи с чем, названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" - при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению административного иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно п.п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно главе 1 Указа Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 (ред. от 18.12.2016) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.
Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.
В судебном заседании установлено, что Филатов М.А. состоит на воинском учете и является призывником отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району, имеет категорию годности «А» - годен к военной службе с показателем предназначения -2, что подтверждается копией личного дела призывника, представленной административным ответчиком, выпиской из протокола заседания призывной комиссии г. Канска №1 от 03.04.2017.
Распоряжением губернатора Красноярского края от 29.03.2017 №149-РГ организован призыв граждан 1990 - 1999 г.г. на военную службу в апреле-июле 2017 года. Филатов М.А. является гражданином 1994 г. рождения, в связи с чем, подлежал призыву по результатам освидетельствования.
Административным истцом представлена копия повестки, обязывающей его явиться 17.04.2017 к 9 час. в военный комиссариат г. Канска и Канского района, призывной пункт для отправки к месту прохождения военной службы (согласно решению призывной комиссии) (л.д.9).
Во исполнение п.10 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 №1609, Военным комиссариатом Красноярского края был издан приказ от 15.12.2016 №417 «О введение в действие Положения о военных комиссариатах (муниципальных) Красноярского края».
Из Положения о военном комиссариате города Канска и Канского района Красноярского края усматривается, что военный комиссариат является структурным подразделением военного комиссариата Красноярского края, его юридический адрес: <адрес>, место фактического нахождения: <адрес>. Целью создания военного комиссариата является, в том числе, обеспечение исполнения гражданами военной обязанности. К основным задачам отнесены, в том числе: организация и осуществление воинского учета граждан, проведение мероприятий по медицинскому осмотру граждан для принятия решения призывной комиссией о призыве их на военную службу, иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565 организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии. Годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению. Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
При этом Филатов М.А., не представил суду доказательств, что при проведении медицинского осмотра допущены нарушения, которые привели к принятию необоснованного решения, а равно не учли те или иные заболевания, имеющиеся у него. Оснований для проведения какой-либо экспертизы в отношении истца у призывной комиссии не имелось.
Оснований для сомнения при определении категории годности к военной службе у призывной комиссии не имелось. Заявитель имел возможность согласно п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565), при несогласии с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Административный истец не обжаловал вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию, не просил о проведении независимой военно-врачебной экспертизы.
Таким образом, деятельность военного комиссариата г. Канска и Канского района Красноярского края основана на требованиях действующего законодательства, а доводы Филатова М.А., что нарушен порядок медицинского освидетельствования при призыве, а следовательно и вынесение решения призывной комиссией, необоснован.
Представителем ответчика представлено в дело заявление Филатова М.А. от 03.05.2017 о предоставлении ему выписки из протокола решения призывной комиссии по его делу, на котором имеется расписка матери заявителя в получении указанной выписки.
Относительно незаконной выдачи повестки о явке административного истца для прохождения военной службы суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.
В пунктах 6,7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 663 от 11 ноября 2006 года, установлено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела и осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Поскольку решением призывной комиссии административный истец был признан годным для прохождения военной службы, ему в соответствии с законом была выдана повестка для явки 17 апреля 2017 года, для отправки к месту прохождения военной службы согласно решению призывной комиссии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу и направлением повестки для отправки к месту прохождения военной службы, принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в связи с чем административное исковое заявление Филатова М.А. об оспаривании решения призывной комиссии и действий военного комиссариата по г. Канску и Канскому району Красноярского края, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Филатова МА к призывной комиссии г. Канска Красноярского края, отделу военного комиссариата по г. Канску и Канскому району Красноярского края об оспаривании решения призывной комиссии и действий военного комиссариата по г. Канску и Канскому району Красноярского края – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
<данные изъяты>