Решение по делу № 2а-4554/2017 от 14.04.2017

Дело № 2а-4554/2017

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2017 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Краснова В.Б.,

при секретаре Лукониной Н.В.,

с участием помощника Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Селюкова Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании незаконным действия, недействительным решения в части,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании незаконными действий должностных лиц по включению в решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 17 об обеспечении ООО «ЛУКОЙЛ-Север-Западнефтепродукт» в срок до 01.10.2018 разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и представления отчетов о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республики Коми; признании недействительным с момента регистрации в государственном водном реестре пункта 17 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** в части обязания ООО «ЛУКОЙЛ-Север-Западнефтепродукт» в срок до 01.10.2018 обеспечить разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставлении отчетов о проделанной работе в Минпроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республики Коми.

В обоснование административного иска указано, что в ходе проверки установлено, что должностными лицами Минприроды Республики Коми (с 01.01.2017 - Минпром Республики Коми) при оформлении и выдаче решения о предоставлении водного объекты в пользование для сброса сточных и дренажных вод нарушены требования природоохранного законодательства.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен первый заместитель министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.

Прокурор в судебном заседании заявленные на удовлетворении административного иска настаивал.

Минпром Республики Коми, заинтересованные лица - ООО «ЛУКОЙЛ-Север-Западнефтепродукт», первый заместитель министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Первый заместитель министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в судебное заседание не явился, ООО «ЛУКОЙЛ-Север-Западнефтепродукт» - представителя не направило.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ** ** ** Минприроды Республики Коми принято решение о представлении водного объекта в пользование № ..., которым ООО «ЛУКОЙЛ-Север-Западнефтепродукт» предоставлен для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод водный объект – ...

Пунктом 17 раздела 2.3 указанного решения условием использования водного объекта или его части наряду с другими требованиями определено: обеспечить в срок до 01.10.2018 разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации; отчет о проделанной работе предоставить в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов Республики Коми.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водопользование должно основываться на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Использование водных объектов осуществляется водопользователем – физическим или юридическим лицом по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами в целях сброса сточных вод предоставляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности (п. 1 ст. 24 Водного кодекса РФ).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В силу ч. 6 ст. 23 Кодекса порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844, предоставление водного объекта в пользование осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого исполнительным органом или органом местного самоуправления, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Подготовка проекта решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляется в одном экземпляре путем заполнения типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование (пп. 1 п. 73 Административного регламента).Решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод должно содержать в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации:

1) сведения о водопользователе;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

4) срок водопользования;

5) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

6) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;

7) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждена Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56. Она содержит аналогичные требования к содержанию решения.

Также аналогичные требования к содержанию решения о предоставлении водного объекта в пользование указаны в Правилах подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункты 24-26).

Раздел 2.3 указанной типовой формы содержит 15 типовых условий использования водного объекта или его части.

Перечисленные в ч. 1, 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации, пунктах 24-26 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование требование к содержанию решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и дренажных вод не содержат условия, приведенные в подпункте 17 решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Прямого запрета на включение иных положений в решение о предоставлении водного объекта в пользование действующее законодательство не содержит.

В то же время, следует исходить из следующего.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Статьи 19, 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливают, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, одними из условий водопользования является разработка и утверждение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Без этого водопользование осуществляется с нарушением закона.

Таким образом, произвольное определение в решении о предоставлении водного объекта в пользование сроков разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами не отвечает вышеуказанным требованиям.

Кроме того, Минприроды Республики Коми на субъекта, которому водный объект представлен в пользование, возложило обязанность представить отчет о проделанной работе.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности водопользователя по предоставлению названного отчёта.

Исполнение законодательства может быть проверено уполномоченным органом государственной власти в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в проверки сообщений о совершении преступлений или правонарушений. Кроме того, получение определённой информации от водопользователя предусмотрено Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

В силу п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.

С учётом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что действия должностных лиц Минприроды Республики Коми по включению в решения о предоставлении водных объектов в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод пункта 17 в части установления срока обеспечения разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в части представления отчёта о проделанной работе являются незаконными, как и сам пункт в указанной части, вследствие незаконности пункт в указанной части не подлежит применению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Признать незаконными действия должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение № ... от ** ** ** о предоставлении водного объекта в пользование пункта 17 об установлении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» срока обеспечения разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами, предоставления отчетов о проделанной работе; пункта 17 решение № ... от ** ** ** о предоставлении водного объекта в пользование в части установления ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» срока обеспечения разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами, предоставления отчетов о проделанной работе.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Б. Краснов

Копия верна В.Б. Краснов

2а-4554/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство промышленности, природных ресурсов, эненргетики и транспорта РК
Другие
ООО ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.06.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.06.2017[Адм.] Судебное заседание
25.07.2017[Адм.] Судебное заседание
23.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее