УИД 11RS0001-01-2021-003212-12 Дело № 12-496/2021
РЕШЕНИЕ
06 августа 2021 года город Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ГОЛД» на постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми № 25 от 19.01.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № 25 от 19.01.2021 ООО «ГОЛД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением директор ООО «ГОЛД» Розмарнюк О.Е. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в котором просит постановление отменить и производство по делу прекратить, ввиду нарушения норм процессуального права.
ООО «ГОЛД» и Розмарнюк О.Е., извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, направили своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя Носенко Е.П. на удовлетворении жалобы настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу к жалобе.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Низовцева В.А. в удовлетворении жалобы просил отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и изложенные в письменных пояснениях представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев видеозапись, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по части 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 04.11.2020 г. в 20 ч. 35 мин. установлен факт использования кальянов в помещении кафе «...» (...), что свидетельствует о нарушении ООО «ГОЛД» обязанности, предусмотренной пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Кафе «...» располагается в цокольном этаже многоквартирного жилого дома (г. ...) и помимо услуг общественного питания оказывает услуги по использованию кальянов (курение посетителями).
Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «ГОЛД» является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом управления Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении ООО «ГОЛД» протокола об административном правонарушении № 3 от 12.01.2021 и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, урегулированы Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 15-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 15-ФЗ граждане имеют право, в числе прочего, на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона № 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 15-ФЗ предусмотрено, что в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ).
Пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона № 15-ФЗ запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи) для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека, в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания (названный пункт 14 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ).
Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении явился факт выявления использования кальянов в помещении предприятия общественного питания ООО «Голд» 04.11.2020 в 20 час. 35 мин., что согласно выводов должностного лица административного органа повлекло нарушение п. 14 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона.
Придя к выводу о виновности Общества в совершении вменяемого административного правонарушения, должностное лицо административного органа приняло оспариваемое постановление.
Вместе с тем выводы должностного лица являются ошибочным, в силу следующего.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26.2. доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вменяя Обществу нарушение положений Закона № 15-ФЗ, административный орган исходит из положений данного закона, в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции".
Статьей 7 Федерального закона № 303-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», в частности статья 12 дополнена пунктом 14, запрещающим курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Частью 6 статьи 8 Федерального закона № 303-ФЗ установлено, что положения пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" применяются в отношении потребления никотинсодержащей продукции и использования кальянов по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (т. е. с 30.10.2020 года).
Таким образом, до 31.10.2020 на законодательном уровне не было запрета на использование кальяна в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Пункт 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» вступил в законную силу в день официального опубликования Закона – 31.07.2020
Следовательно, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ (в ред. до внесения изменений Федеральным законом от 31.07.2020) выражается в неисполнении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
Обществу инкриминируется совершение административного правонарушения совершенного 04.11.2020.
Из обстоятельств дела подтвержден факт использования кальяна в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания ООО «Голд».
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о потреблении табака в кальяне или никотинсодержащей продукции соответственно наличие табачного дыма в помещении Кафе ...» 04.11.2020.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ГОЛД» состава, вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 6.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Таким образом, постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми № 25 от 19.01.2021, вынесенное в отношении ООО «ГОЛД» не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми № 25 от 19.01.2021, которым ООО «ГОЛД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ГОЛД» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административном правонарушения.
Жалобу законного представителя ООО «ГОЛД» Розмарнюк О.Е. - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента получения копии решения.
Судья И.С. Мишарина