Решение по делу № 2-2505/2022 от 25.07.2022

№2-2505/2022 №58RS0018-01-2022-004500-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Нораевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 28 сентября 2022 года гражданское дело по иску Анисимова А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о взыскании недоплаченных сумм к выплатам в связи с предоставлением отпуска, к компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании компенсации за несвоевременную выплату указанных сумм, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Анисимов А.В. обратился в суд с названным исковым заявлением, в котором просил взыскать с Управления ФНС России по Пензенской области в его пользу недоплаченные ему суммы к отпускным за период прохождения государственной гражданской службы в УФНС России по Пензенской области с Дата по Дата в размере 63 156 руб. 92 коп.; недоплаченные суммы к компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 163 руб. 29 коп., недоплаченные суммы компенсации за невыплаченные в срок вышеупомянутые суммы за каждый день задержки в размере 18 692 руб. 03 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование иска Анисимов А.В. указал, что в соответствии с приказом УФНС России по Пензенской области от Дата Номер он принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен в отдел кадров Управления на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта. На основании приказа Управления от Дата Номер Дата он уволен с гражданской службы по инициативе гражданского служащего.

Дата Анисимовым А.В. подано заявление в комиссию Управления по служебным спорам о пересмотре размеров полученных им отпускных. Письмом УФНС России по Пензенской области от Дата Номер истцу было разъяснено, что комиссия не образована и ему рекомендовано обратиться в суд для рассмотрения дела по служебному спору.

В исковом заявлении истец также указал, что суть индивидуального служебного спора заключается в том, что за период прохождения им федеральной государственной гражданской службы в Управлении с Дата по Дата при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске представителем нанимателя не учитывались средства материального стимулирования, выплаченные ему в 2018-2022 гг., что является незаконным и нарушающим его трудовые права. По мнению истца, в расчет денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск подлежат включению полученные государственным служащим суммы материального стимулирования. Ответчиком Анисимову А.В. не доплачены суммы к отпускным за 2018 год в размере 1970 руб. 52 коп., за 2019 год – 20 660 руб. 06 коп., за 2020 год – 7 941 руб. 61 коп., за 2021 год – 16 726 руб. 27 коп., за 2022 год – 15 858 руб. 46 коп., и к компенсации за неиспользованный отпуск за 3 дня – 1 163 руб. 29 коп.

Также Анимисов А.В. полагал, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ ответчик обязан выплатить ему компенсацию за невыплаченные в срок вышеупомянутые суммы за каждый день задержки в размере 18 692 руб. 03 коп. В результате данных незаконных действий со стороны руководства Управления ему нанесен моральный вред, выразившийся в переживаниях и моральных страданиях, в результате которых ему пришлось написать заявление на увольнение.

В судебное заседание истец Анисимов А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления ФНС России по Пензенской области – Цепляева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что Управлением выплаты истцу за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск произведены в полном объеме и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Письмами ФНС России от 27.12.2017 №АС-4-5/26654@ «О доведении показателей ФОТ на 2018-2020 годы» и письмом ФНС России от 23.12.2019 №АС-4-5/26474@ «О доведении показателей ФОТ на 2020 - 2022 годы» доведена до территориальных налоговых органов Методика расчета фонда оплаты труда (в расчете на год) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России. Для распределения средств, имеющих целевой характер, в соответствии с п. 1 приказа от 07.05.2014 №ММВ-8-1/21 в ФНС России создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и утверждено Положение о Комиссии. В соответствии с п. 2.2 Положения для реализации возложенных задач Комиссия готовит и представляет руководителю ФНС России предложения по размерам бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих. Ежеквартально, в спорные периоды, комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России определялся механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, который доводился до территориальных органов ФНС России. Данным механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России определено, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований предусмотренных ФНС России на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Также данным механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, не относится ни к премиям, ни к материальной помощи, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда. Выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего установлены в процентном соотношении к должностному окладу. Размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий характер. В соответствии с письмом Федерального казначейства №07-04-05/08-13782 от 10.06.2021 года суммы премии, не относящиеся к премии за выполнение особо важных и сложных заданий, не включаются в расчет при исчислении денежного содержания государственного гражданского служащего. Вышеуказанное письмо доведено до Управлений ФНС России для использования в работе (исх. №СД-4-5/8439 от 16.06.2021). Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты). Средства материального стимулирования не носят системный характер, не включены в фонд оплаты, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и не подлежат включению в расчет среднего заработка истца. Поскольку средства материального стимулирования не относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий и не входят в состав денежного содержания Анисимова А.В., соответственно они не могут учитываться при расчете выплат за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск. Кроме того, в случае включения в расчет средней заработной платы спорных денежных средств, действия Управления могут расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку Управление, таким образом, будет безосновательно увеличивать сумму заработной платы, утвержденной по лимитам бюджетных обязательств. Также ответчик полагал, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежной компенсации за неиспользованный отпуск выплаченные истцу Управлением до 25.07.2021 года.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом Управления ФНС России по Пензенской области от Дата Номер Анисимов А.В. с Дата принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен в отдел кадров на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта.

Дата между Управлением ФНС России по Пензенской области в лице руководителя К.Ю. и Анисимовым А.В. заключен служебный контракт Номер .

С должностным регламентом по занимаемой должности истец ознакомлен и им не оспорено.

Как следует из содержания служебного контракта Номер от Дата заключенного между представителем нанимателя, в лице председателя руководителя УФНС России по Пензенской области К.Ю. и Анисимовым А.В., его стороны при заключении контракта руководствовались нормами ТК РФ и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Из пп. «б» п.7 раздела III контракта «Права и обязанности Представителя нанимателя» следует, что представитель нанимателя имеет право поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

В соответствии с п.9 служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4 374 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1 576 руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере - % этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 65% этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере -% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций УФНС России по Пензенской области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Из содержания служебного контракта (п.9, раздел IV «Оплата труда») не следует, что материальное стимулирование истца входит в обязанность ответчика, его размер не определен.

Приказом УФНС России по Пензенской области Номер от Дата Анисимов А.В. с Дата уволен с государственной гражданской службы РФ с должности ведущего специалиста-эксперта отдела кадров

Обращаясь в суд с настоящим иском Анисимов А.В. полагал, что при исчислении выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск в расчет денежного содержания государственного гражданского служащего УФНС России по Пензенской области не включены полученные им суммы материального стимулирования.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением, прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», как следует из преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Из п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №79-ФЗ следует, что гражданский служащий имеет право оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ Фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:

1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;

2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;

3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

В силу ч. 8.1 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ Исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», в соответствии с п. 2 которых согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Из буквального толкования вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что порядок выплат премии, в том числе, за выполнение особо важных и сложных заданий, определяется представителем нанимателя.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение средств на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Правительством Российской Федерации до федеральных государственных органов ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены.

В соответствии с пп. 5.14 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно пп. 9.7 п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» руководитель ФНС России утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Письмами ФНС России от 27.12.2017 №АС-4-5/26654@ «О доведении показателей ФОТ на 2018-2020 годы», от 23.12.2019 №АС-4-5/26474@ «О доведении показателей ФОТ на 2020 - 2022 годы» доведена до территориальных налоговых органов Методика расчета фонда оплаты труда (в расчете на год) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России.

Для распределения средств, имеющих целевой характер, в соответствии с п. 1 приказа от 07.05.2014 №ММВ-8-1/21 в ФНС России создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (далее Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии.

В соответствии с п. 2.2 Положения для реализации возложенных задач Комиссия готовит и представляет руководителю ФНС России предложения по размерам бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.

Ежеквартально, в спорные периоды, комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России определялся механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, который доводился до территориальных органов ФНС России.

Данным механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России определено, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований предусмотренных ФНС России на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Также данным механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, не относится ни к премиям, ни к материальной помощи, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда.

Выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего установлены в процентном соотношении к должностному окладу. Размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий характер.

В соответствии с письмом Федерального казначейства №07-04-05/08-13782 от 10.06.2021 года суммы премии, не относящиеся к премии за выполнение особо важных и сложных заданий, не включаются в расчет при исчислении денежного содержания государственного гражданского служащего.

Управлением ФНС России по Пензенской области в материалы дела представлены выписки из протоколов заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за период с 2018 по 2022 гг., которые содержат решения по определению механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, диапазоне значений коэффициента приоритетных отделов территориальных органов ФНС России и механизме установления коэффициента приоритетного отдела в зависимости от достигнутых результатов.

В соответствии с принятыми Комиссией решениями материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в соответствующем календарном году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.

Утвержденный механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, не отменен и оспорен в судебном порядке.

Учитывая, что средства материального стимулирования не относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий и не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, которым до Дата являлся Анисимов А.В., соответственно они не могут учитываться при расчете выплат за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск.

Ссылка истца на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №238-7, согласно которому для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7, судом во внимание не принимается.

Разъяснения, данные Министерством финансов Российской Федерации в письме от 15.07.2014 г. №14-04-05/34482, не носят обязательного характера и не регулируют спорные правоотношения.

Таким образом, правовая природа материального стимулирования относится к выплатам за профессиональную служебную деятельность гражданского служащего и обусловлена реальной эффективностью его работы. Следовательно, изменение размера материального стимулирования служащего связано с оценкой его профессиональной служебной деятельности и обусловлено реальной эффективностью его работы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что средства материального стимулирования не носят системный характер, не включены в фонд оплаты, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и не подлежат включению в расчет среднего заработка истца.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для взыскания с Управления ФНС России по Пензенской области с пользу истца недоплаченных денежных средств на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск.

Учитывая, что обстоятельств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав Анисимова А.В. по заявленным в иске основаниям, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения и производных требований истца о взыскании компенсации за невыплату в срок недоплат к отпускным, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда.

В ходе рассмотрения дела ответчиком Управлением ФНС России по Пензенской области заявлено о пропуске истцом срока на сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора.

В судебном заседании истец Анисимов А.В. возражал против удовлетворения ходатайства, выразив несогласие с тем, что им пропущен срок для обращения с иском.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров - комиссией государственного органа по служебным спорам, судом.

Частью 17 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ определено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч.2 ст. 392 ТК РФ).

Согласно части 5 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15), и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.

В абзаце третьем пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2018 г. N 15).

Исходя из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению работникам, а в данном случае государственным гражданским служащим, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67, 71 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового (служебного) спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового (служебного) спора.

Анисимов А.В. ходатайств о восстановлении срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не заявлял.

Судом установлено, что в период прохождения службы Анисимов А.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске в периоды с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата .

Денежное содержание начислялось и выплачивалось истцу, ежемесячно, за период нахождения в отпуске денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом производимых работодателем расчетов, составные части заработной платы и отпускных отражались в расчетных листках, из которых истец мог и должен был узнать о нарушении своего права.

Как следует из материалов дела, с исковым заявлением в суд Анисимов А.В. обратился Дата , следовательно, исковая давность для обращения в суд за рассмотрением служебного спора пропущена в отношении требований о взыскании невыплаченного денежного содержания, причитающегося работнику в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, до Дата .

Кроме того, из представленных Анисимовым А.В. заявления от Дата и ответа УФНС России по Пензенской области Дата Номер следует, что каких-либо претензий по невыплатам оспариваемых сумм истец не высказывал, расчетов никаких не представлял.

Служебный контракт с Анисимовым А.В. расторгнут Дата , доказательств обращения истца в УФНС России по Пензенской области со дня увольнения и до момента обращения с настоящим иском в суд для урегулирования вопроса по спорным выплатам материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного суд полагает, что Анисимовым А.В. пропущен процессуальный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора, о восстановлении пропущенного процессуального срока истец не ходатайствовал.

Таким образом, пропуск Анисимовым А.В. процессуального срока для обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора по требованиям о взыскании невыплаченного денежного содержания, причитающегося работнику в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, до Дата является самостоятельным основанием для отказа Анисимову А.В. в удовлетворении исковых требований к Федеральной налоговой службы по Пензенской области в этой части.

При таких обстоятельствах иск Анисимова А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о взыскании недоплаченных сумм к выплатам в связи с предоставлением отпуска, к компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании компенсации за несвоевременную выплату указанных сумм, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Анисимова А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о взыскании недоплаченных сумм к выплатам в связи с предоставлением отпуска, к компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании компенсации за несвоевременную выплату указанных сумм, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2022 года.

Судья                          А.В.Селиверстов

2-2505/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Анисимов Алексей Владимирович
Ответчики
УФНС России по Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Селиверстов Аркадий Вадимович
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
27.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Подготовка дела (собеседование)
06.09.2022Подготовка дела (собеседование)
06.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее