ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-15104/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 30 июля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Леонтьевой Т.В., Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-425/2023 (УИД: 17RS0003-01-2023-000624-83) по иску Департамента здравоохранения Томской области к Хуурак (Куулар) Юлии Юрьевне о взыскании денежных средств,
по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Томской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2024 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пальцева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент здравоохранения Томской области (далее - Департамент, истец) обратился в суд с иском к Хуурак (Куулар) Юлии Юрьевне (далее -Хуурак (Куулар) Ю.Ю., ответчик) о взыскании денежных средств, просил взыскать основной долг в размере 656 078,86 руб., неустойку в размере 133 446,44 руб.
Требования мотивированы тем, что Хуурак (Куулар) Ю.Ю. обратилась в Департамент с заявлением от 19 сентября 2019 г. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Департамент, рассмотрев указанное заявление Хуурак (Куулар) Ю.Ю., заключил договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 17 октября 2019 г. № (далее - договор).
В соответствии с условиями договора ответчик обязана была работать в с. Кожевникове Кожевниковского района Томской области на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, и трудовым договором, заключенным медицинским работником с Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Кожевниковская районная больница», с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный распоряжением Департамента от 18 февраля 2019 г. № 80 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременные компенсационные выплаты (программного реестра должностей) на 2019 год».
Истец в свою очередь обязался предоставить медицинскому работнику в связи с исполнением им обязательства, предусмотренного договором, единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. (далее ЕКВ). Указанные обстоятельства истец выполнил, выплатив Хуурак (Куулар) Ю.Ю. ЕКВ в размере 1 000 000 руб.
В соответствии с условиями договора медицинский работник обязан был исполнить трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения срока ответчик в соответствии с п. 2.1.3 договора обязана возвратить часть ЕКВ (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5,6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, поступления по дополнительным профессиональным программам, рассчитанную с даты прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока, пропорционально неотработанному периоду. Пунктом 2.1.5 договора медицинский работник обязан произвести возврат ЕКВ в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора на лицевой счет департамента.
Трудовой договор от 16 сентября 2019 г. № ответчиком расторгнут 1 октября 2021 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается приказом ОГАУЗ «Кожевниковская районная больница» от 30 сентября 2021 г. №.
Соглашение № от 21 октября 2021 г. о расторжении договора о предоставлении компенсационной выплаты медицинскому работнику от 17 октября 2021 г. № Департаментом здравоохранения Томской области направлено для подписания по адресу проживания ответчика. До настоящего времени обязательства по договору ответчиком исполнены не были.
Задолженность перед департаментом здравоохранения Томской области составляет 656 078,86 руб. Сумма задолженности исчислена следующим образом. Расчет основного долга: дата заключения договора - 17 октября 2019 г., дата окончания исполнения обязанности медицинского работника, предусмотренной подпунктом 2.1.1 договора - 16 октября 2024 г. Дата прекращения трудового договора - 1 октября 2021 г. Общее количество дней, составляющих пятилетний период работы в учреждении - 1 826. Количество отработанных дней - 628. Количество неотработанных дней - 1 198. Сумма полученной ЕКВ 1 000 000 руб. Сумма средств, подлежащих возврату в областной бюджет - 656 078,86 руб. Кроме того в соответствии с п. 3.1 договора ответчик обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03% от размера части ЕКВ, подлежащей возврату за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного абз. 2 пп. 2.1.5 договора. Расчет неустойки за период с 17 ноября 2021 г. по 25 августа 2023 г. (678 дней): 656 078,86 руб. х 0,03% х 678 = 133 446,44 руб. Просил взыскать с ответчика в пользу истца основной долг в размере 656 078,86 руб., неустойку в размере 133 446,44 руб.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 ноября 2023 г. исковые требования удовлетворены, с Хуурак (Куулар) Ю.Ю. в пользу истца взысканы денежные средства в размере 789 525,30 руб., а также государственная пошлина в бюджет муниципального района «Дзун-Хемчикский район» Республики Тыва.
Определением от 2 февраля 2024 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2024 г. решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 ноября 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взыскана денежная сумма в пользу Департамента в размере 656 078,86 руб. в счет возмещения части единовременной компенсационной выплаты, в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки отказано.
Взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 760,78 руб. в бюджет муниципального образования «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Томской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2024 г. отменить, как незаконное в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки с ответчика.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решение суда первой инстанции не является предметом проверки в кассационном порядке, поскольку определением апелляционной инстанции отменено и вынесено новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела допущены.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2019 г. между Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Кожевниковская районная больница», в лице главного врача Л, «работодатель», и Хуурак (Куулар) Ю.Ю. «работник», заключен трудовой договор №, согласно которому работодатель принимает работника на работу - основной, на должность врача-терапевта участковый, по квалификации - врачи и провизоры, на неопределенный срок, в структурном подразделении работодателя - поликлиника по адресу: <адрес>. Договор вступает в силу с 17 сентября 2019 г.
19 сентября 2019 г. ответчик обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в указанном заявлении ответчик указал медицинскую организацию, в которой осуществляет трудовую деятельность: ОГАУЗ «Кожевниковская районная больница», занимаемую должность: врач-терапевт участковый.
17 октября 2019 г. Департамент, рассмотрев указанное заявление ответчика, заключил договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику № (далее - договор), по условиям которого ответчик обязан был работать в течение пяти лет со дня подписания договора по основному месту работы в селе Кожевниково Кожевниковского района Томской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, и трудовым договором, заключенным медицинским работником с областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Кожевниковская районная больница», с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденной распоряжением Департамента от 18 февраля 2019 г. № 80 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществлялся единовременные компенсационные выплаты (программного реестра должностей) на 2019 год».
Департамент обязуется предоставить медицинскому работнику в связи с исполнением им обязательства, предусмотренного настоящим разделом договора, единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб.
Согласно п.п. 2.1.3, 2.1.4 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику №, медицинский работник обязуется возвратить часть ЕКВ в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5,6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, поступления по дополнительным профессиональным программам, рассчитанную с даты прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока, пропорционально неотработанному периоду. Возвратить часть ЕКВ, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
Из пункта 3.1 договора следует, что в случае неисполнения медицинском работником обязанности, предусмотренной п. 2.1.3, 2.1.4 настоящего договора, медицинский работник обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03 % от размера части ЕКВ, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым подпункта 2.1.5 настоящего договора.
Согласно платежному поручению № от 30 октября 2019 г. на счет ответчика перечислена ЕКВ в размере 1 000 000 руб.
Приказом главного врача ОГАУЗ «Кожевниковская районная больница» Л от 30 сентября 2021 г. № о расторжении трудового договора Хуурак (Куулар) Ю.Ю. уволена с 1 октября 2021 г. по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Соглашение № от 21 октября 2021 г. о расторжении договора от 17 октября 2019 г. № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику направлено ответчику для подписания по адресу: <адрес>.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что количество отработанных дней ответчиком составило 620 дней, вместо заявленных истцом 628 дней, из положенных для отработки участковым врачом- терапевтов за 5 лет 1 826 дней, и за вычетом дней нахождения ответчика в отпуске и временной нетрудоспособности.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме и взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за нарушение ответчиком договора о предоставлении ЕКВ Департаментом, а также взыскал неустойку, в связи с причинением ущерба бюджету Томской области, предусмотренную данным договором.
Определением от 2 февраля 2024 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам суда первой инстанции в связи с ненадлежащим извещением ответчика судом первой инстанции.
Отменяя решения суда первой инстанции и удовлетворяя частично требования департамента, суд апелляционной инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», постановления администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. № 160а «Об осуществлении единовременной компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек», пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца возмещение части единовременной компенсационной выплаты с учетом отработанного ответчиком времени в размере 656 078,86 руб. В удовлетворении исковых требований истца в части взыскания неустойки отказал.
Доводы кассационной жалобы об оспаривании вынесенного апелляционного определения основаны только на несогласии с отказом в удовлетворении исковых требований в части взыскании неустойки с ответчика, в остальной части апелляционное определение не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки, суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (единовременной компенсационной выплаты врачам, переехавшим для работы в сельскую местность), эти отношения урегулированы нормами специального законодательства. Поскольку меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты предоставлены ответчику из средств бюджета Томской области, правоотношения сторон не носят гражданско-правового характера, а специальным законодательством не установлен вид и размер ответственности получателя единовременной компенсационной выплаты при ее несвоевременном возврате, взыскание с ответчика неустойки не основано на нормах права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанций об отсутствии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки с ответчика, полагая данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (приведен в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт «а» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (подпункт в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта (подпункт «г» пункта 3 части 12.2 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в рамках программы предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение № 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640).
Согласно пункту 5 названных Правил условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в том числе в размере:
1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику однократно по одному из оснований, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек;
в) при трудоустройстве медицинского работника по его желанию на работу в медицинскую организацию, расположенную в месте его проживания (в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек), после завершения обучения в медицинской образовательной организации высшего образования или медицинской профессиональной образовательной организации (в том числе на основании договора о целевом обучении).
В целях реализации части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» постановлением Администрации Томской области от 10 апреля 2018 г. № 160а «Об осуществлении единовременной компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, которым предусмотрена выплата медицинскому работнику на основании договора предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключенного с Департаментом здравоохранения Томской области.
Пунктом 9 постановления Администрации Томской области 10 апреля 2018 г. № 160а, в случае принятия решения о предоставлении выплаты между медицинским работником и Департаментом заключается договор по форме, утвержденной Департаментом, предусматривающий: обязанность медицинская работника в течение пяти лет со дня заключения договора работать по основному месту работы на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации и трудовым договором, заключенным медицинским работником с медицинской организацией, указанной в подпункте 4 пункта 3 настоящего порядка, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей.
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений по предоставлению медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. на территории Томской области, единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, расположенные на территории Томской области, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городов с населением до 50 тыс. и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс., однократно в течение их трудовой деятельности.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Министерством здравоохранения Томской области требования о взыскании с Хуурак (Куулар) Ю.Ю. единовременной выплаты, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик не отработал, предусмотренные договором 5 лет, трудовой договор был расторгнут по инициативе работника, в связи с чем, требования истца о взыскании единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени являются законными.
При принятии судом апелляционной инстанции решения об отказе в удовлетворении исковых требований Департамента о взыскании с ответчика неустойки, приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства, регулирующие порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу на территории Томской области, к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела 17 октября 2019 г. Департамент заключил договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику №, по условиям которого ответчик обязан был работать в течение пяти лет со дня подписания договора по основному месту работы в селе Кожевниково Кожевниковского района Томской области на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации и трудовым договором, заключенным медицинским работником с областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Кожевниковская районная больница», с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденной распоряжением Департамента от 18 февраля 2019 г. № 80 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществлялся единовременные компенсационные выплаты (программного реестра должностей) на 2019 год».
Согласно п.п. 2.1.3, 2.1.4 договора от 17 октября 2019 г. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, медицинский работник обязуется возвратить часть ЕКВ в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения срока (за исключением случаев прекращения трудового по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5,6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, поступления по дополнительным профессиональным программам, рассчитанную с даты прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока, пропорционально неотработанному периоду. Возвратить часть ЕКВ, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
30 октября 2019 г. на счет ответчика была перечислена ЕКВ в размере 1 000 000 руб.
Пунктом 3.1 договора от 17 октября 2019 г. предусмотрено, что в случае неисполнения медицинском работником обязанности, предусмотренной п. 2.1.3, 2.1.4 настоящего договора, медицинский работник обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03 % от размера части ЕКВ, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым подпункта 2.1.5 настоящего договора.
Ответчик с условиями договора была согласна, о чем свидетельствует ее подпись в договоре о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Свои обязательства по предоставлению ответчику единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей Департамент выполнил своевременно и в полном объеме 30 октября 2019 г., данный факт ответчиком не оспаривался.
Согласно приказу от 30 сентября 2021 г. трудовой договор с ответчиком расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника), Хуурак (Куулар) Ю.Ю. уволена с 1 октября 2021 г.
21 октября 2021 г. Департаментом предьявлено ответчику требование с соглашением о расторжении договора на предоставление ЕКВ, расчет средств, подлежащих возврату в областной бюджет, пропорционально неотработанному периоду, однако в добровольном порядке требования Департамента ответчиком не исполнены.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что правоотношения сторон не носят гражданско-правового характера и взыскание с ответчика неустойки не основано на нормах права, не соответствуют подлежащим применению к спорным отношениям нормам права и установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, а потому являются неправомерными.
Пунктом 3.1 договора от 17 октября 2019 г. предусмотрено, что в случае неисполнения медицинском работником обязанности, предусмотренной п. 2.1.3, 2.1.4 настоящего договора, медицинский работник обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03 % от размера части ЕКВ, договор в части возложенной ответственности на ответчика за неисполнение обязательства по нему стороной не оспорен, следовательно, ответчик подписав его был уведомлен и согласен с его положениями об ответственности при неисполнении обязательств в части соблюдения условия о пятилетнем сроке работы.
При таком положении, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска Департамента в части взыскания неустойки, только лишь по мотиву того, что специальным законодательством не установлен вид и размер ответственности получателя единовременной компенсационной выплаты при ее несвоевременном возврате, в связи с чем, у истца отсутствовало право на взыскание неустойки, являются неправомерными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что допущенные нарушения норм права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2024 г. в части отказа во взыскании неустойки отменить.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный суд Республики Тыва.
Председательствующий
Судьи