№5-1-257/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 февраля 2021 года г. Ливны Орловской области
Судья Ливенского районного суда Орловской области Гончаров О.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Барановой Т.С., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
При проведении мониторинговых обследований парикмахерских в целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями населения, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г.Ливныв помещении парикмахерской «Эконом» индивидуального предпринимателя Барановой Т.С., расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушение выданного предписания № о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 09.06.2020, вынесенного в соответствии с ч.2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не проводятся ежедневно контроль температуры тела работников перед началом рабочей смены; в журнале учета температуры сотрудников отсутствуют записи от 30.12.2020 и 09.01.2021; Баранова Т.С. оказывает парикмахерские услуги клиентам без использования средств индивидуальной защиты (пижама, шапочка); при работе с одним клиентом не использовала перчатки; обработка контактных поверхностей (подлокотников кресла, дверных ручек) с применением дезинфицирующих средств не проводится после завершения обслуживания каждого клиента, что не соответствует требованиямч.1,3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4 санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пунктов 2,9,13 МР 3.1/2.2.0173/1-20 «Рекомендаций по организации работы салонов красоты ипарикмахерских с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
15 января 2021 года в отношении индивидуального предпринимателя Барановой Т.С. должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны, ведущим специалистом-экспертом К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Баранова Т.С. вину в совершении административного правонарушения признала, с выявленными нарушениями согласна.
Заслушав лицо привлекаемое к административной ответственности, представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны Букину Э.В., считающую, что в деянии ИП Барановой Т.С. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренногоч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантин), либо невыполнение вустановленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, и влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу п.2 ст. 50 того же Закона, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года №158 (ред. от 29 мая 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» территория Орловской области, включающая в себя все городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, является территорией, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности.
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в качестве мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, предусмотрены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работ.
Содержание данного пункта Правил, в части обязательности выполнения отдельных мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, должно толковаться исходя из общего содержания санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в их взаимосвязи.
Так, согласно п.1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В силу п. 2.2. тех же санитарных правил, в целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся, в том числе: контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации.
Разделом 4 названного нормативного акта определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID- 19.
Согласно п.4.1, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм санитарных правил в их системном толковании, противоэпидемические мероприятия, предусмотренные данными санитарно-эпидемиологическими правилами и направленные на предотвращение завоза и распространение инфекции, применяются на основании принятия соответствующего решения с учетом обоснованной оценки масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирования последовательности и сроков их реализации. При этом организация данных мероприятий, с учетом прямого указания п.4.1. на территории субъектов Российской Федерации, возложена на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выполнение таких мероприятий может быть обеспечено, как изданием индивидуально-правовых актов территориального органа Роспотребнадзора в отношении конкретных субъектов путем внесения основанных на законе соответствующих предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, так и путем издания региональных нормативно-правовых актов уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации.
На территории Орловской области с 19.03.2020 в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), Правительство Орловской области ввело режим повышенной готовности, приняв соответствующее постановление Правительства Орловской области от 19.03.2020 N 155 "О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Орловской области".
В п.3.1 данного Постановления в обязанности работодателей, осуществляющих деятельность на территории Орловской области включена необходимость обеспечить входной контроль за состоянием здоровья работников, отстранение от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой.
Таким образом, невыполнение обязанности со стороны работодателей в Орловской области поорганизация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу и отстранения от работы лиц с повышенной температурой тела является прямым нарушением вышеприведенных санитарных правил.
Пунктами2, 9, 13методических рекомендаций МР 3.1/2.2.0173/1-20 «Рекомендации по организации работы салонов красоты и парикмахерских с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции указана необходимость проведения следующих мероприятий:
- организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк); уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны (опрос, анкетирование и др.);
- использование работниками средств индивидуальной защиты IV типа - пижама, медицинский халат, шапочка, маска (одноразовая или многоразовая) со сменой каждые 3 часа или респиратор фильтрующий, перчатки, носки, тапочки или туфли;
- проведение влажной уборки помещений и мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
Указанные выше методические рекомендациине являются санитарными правилами, носят рекомендательный характер и были направлены письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24, в котором органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось довести их до соответствующих организаций всех форм собственности.
Вместе с тем, в соответствии с полномочиями предусмотренными ч.2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание которого приведено выше, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имели право давать гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе основанные на методических рекомендациях компетентных органов, направленных на ограничение распространения инфекционных заболеваний. Такие предписания, в силу прямого указания в Законе, являются обязательными для исполнения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в судебном заседании, Баранова Т.С. включена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (дата регистрации 28.02.2017), основной вид деятельности: предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно предписания № о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 09.06.2020, индивидуальному предпринимателю Барановой Т.С. было предписано в числе прочих мероприятий организовать перед началом рабочей смены ежедневный «фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников; организовать работу сотрудников с использованием средств индивидуальной защиты IV типа – пижама, медицинский халат, шапочка, маска (со сменой каждые 3 часа) или респиратор фильтрующий, перчатки, носки, тапочки или туфли; обеспечить проведение обработки контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей, подлокотников) с применением дезинфицирующих средств по режиму вирусных инфекций после обслуживания каждого клиента.
Из содержания протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений № от 09.01.2021, составленному в порядке ст. 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что при осмотре помещения парикмахерской ИП Барановой Т.С., расположенной по адресу:<адрес>, установлены нарушения, а именно: контроль температуры тела работников перед началом рабочей смены проводится не ежедневно, в журнале учета температуры сотрудников отсутствуют записи от 30.12.2020 и 09.01.2021; не используются средства индивидуальной защиты (пижама, шапочка); при работе с одним клиентом не использовались средства индивидуальной защиты - перчатки; обработка контактных поверхностей (подлокотников кресла) с применением дезинфицирующих средств проводится после завершения обслуживания не каждого клиента; обработка контактных поверхностей (дверных ручек) с применением дезинфицирующих средств после завершения обслуживания каждого клиента не проводится.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 15.01.2021, при проведении мониторингового обследования с целью усиления мероприятий по предупреждению заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями населения, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в ходе осмотра помещений парикмахерской с 10 часов 05 минут до 11 часов 00 минут 09.01.2021 были нарушены ч.1,3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», выразившееся в нарушении п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пунктов 2,9,13 МР 3.1/2.2.0173/1-20 «Рекомендаций по организации работы салонов красоты и парикмахерских с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно не ежедневно проводится контроль температуры тела работников перед началом рабочей смены, в журнале учета температуры сотрудников отсутствуют записи от30.12.2020 и 09.01.2021; Баранова Т.С. оказывает парикмахерские услуги клиентам без использования средств индивидуальной защиты (пижама, шапочка); при работе с одним клиентом не использовала перчатки; обработка контактных поверхностей (подлокотников кресла) с применением дезинфицирующих средств проводится после завершения обслуживания не каждого клиента; обработка контактных поверхностей (дверных ручек) с применением дезинфицирующих средств после завершения обслуживания каждого клиента не проводится.
Оценивая приведенные доказательства в их совокупности, суд считает вину ИП Барановой Т.С. в совершении административного правонарушения доказанной.
Невыполнение обязанности по организации ИП Барановой Т.С. по организации ежедневного «входного фильтра» и допуск к работе лиц без измерения температуры тела, в том числе самой Барановой Т.С., которая лично выполняет трудовые функции в парикмахерской, является нарушением действующих санитарных правил, а именно пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части обязанности работодателей по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Кроме того, не использование индивидуальным предпринимателем Барановой Т.С. средств индивидуальной защиты; не проведение обработки контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств после обслуживания каждого клиента, является невыполнением законного требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Указанное бездействие со стороны лица привлекаемого к административной ответственности в условиях режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ИП Барановой Т.С., суд признает признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, учитывая личность ИП Барановой Т.С., которая ранее не привлекалась к административной ответственности, на иждивении которой находится несовершеннолетний ребенок, наличие смягчающего наказание обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, считаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, снижение административного штрафа до 25000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь ст. ст. 6.3, 29.9, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
индивидуального предпринимателя Баранову Т.С. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Банковские реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Орловской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области л/с 04541787910),
ИНН 5753036541, КПП 575301001, ОКТМО 54705000,
Банк: Отделение Орел банка России // УФК по Орловской области г. Орел,
БИК ТОФК 015402901,
Номер казначейского счета 03100643000000015400 (поле 17 платежного поручения),
ЕКС 40102810545370000046 (поле 15 платежного поручения),
КБК 14111601061010003140,
УИН 14104570001100081012.
Назначение платежа: административный штраф по постановлению от 17.02.2021 №5-1-257/2021.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья