<адрес> районный суд г. Махачкала РД
судья ФИО8
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от <дата> по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО8,
судей ФИО8 и ФИО8
при секретаре ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО8 - ФИО8 на решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> по административному исковому заявлению ФИО8 к Управлению Государственной инспекций безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее Управлению ГИБДД МВД по РД) о признании незаконным решения об установке ограничений в отношении автомобиля марки <.> выпуска, идентификационный номер (VIN) №, зарегистрированного в МРЭО ГИБДД <адрес>, обязании снять все ограничения на регистрационные действия и устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи ФИО8, Судебная коллегия,
установила:
ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ГИБДД МВД по РД о признании незаконным решения об установке ограничений в отношении автомобиля марки <.> выпуска, идентификационный номер (VIN) № зарегистрированный в МРЭО ГИБДД <адрес>, обязании снять все ограничения на регистрационные действия и устранить допущенные нарушения.
Свои требования ФИО8 обосновал тем, что он в соответствии с действующим законодательством купил автомобиль и в установленном порядке зарегистрировал в МРЭО ГИББД <адрес>.
По результатам сделки было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серия № от <дата>, о чем также была проставлена отметка в паспорт транспортного средства.
Ему стало известно, что Управлением ГИБДД по РД наложены ограничения в виде запрета регистрационных действий, связанных с принадлежащим ему автомобилем.
При покупке данного автомобиля он принял доступные и возможные меры предусмотрительности, чтобы исключить риск недобросовестности со стороны продавца, т.е. проявил должную осмотрительность. Он не нарушил установленный главой 14 ГК порядок приобретения автомобиля и перехода права собственности на транспортное средство. Более того, на момент его приобретения, он не знал и не мог знать о том, что за таможенное оформление этого автомобиля кто-то должен был уплатить таможенные пошлины и не уплатил. Напротив, сам факт выдачи ПТС на этот автомобиль таможней свидетельствует об отсутствии таможенных обязательств по данному автомобилю, поскольку, наличие паспорта транспортного средства, выданного таможней, свидетельствует о выпуске этого автомобиля для внутреннего потребления (свободного обращения) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 202 ТК ТС.
Следовательно, по этим основаниям он является полноправным и законным собственником указанного автомобиля, и это право собственности никем не оспаривается, в том числе и предыдущим собственником.
В данном случае он не является ни декларантом этого автомобиля, ни перевозчиком, ни лицом, переместившим этот автомобиль на таможенную территорию РФ, а также он не знал и не мог знать, что этот автомобиль незаконно ввезен на таможенную территорию РФ и что этот автомобиль не оформлен в таможенном отношении, т.е. он не является участником таможенных правоотношений.
По этим основаниям, он не ответственен за финансовое урегулирование таможенного оформления указанного автомобиля, поскольку он не состоял в таможенных правоотношениях, и не является участником таможенных правоотношений. Следовательно, он не может быть ограничен в праве собственности на этот автомобиль, в том числе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
В указанной ситуации принадлежащий ему автомобиль не может быть снят с регистрационного учета или иным образом, в отношении него, не могут быть приняты какие-либо ограничительные процедуры и санкции, не нарушая требования п. 1 ст. 209 ГК РФ, а также законоположения статьи 35 Конституции РФ.
Действия административного ответчика, выразившиеся в необоснованном наложении ограничений на принадлежащий ему автомобиль неправомерны.
Решением <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ФИО8 к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решения об установке ограничений в отношении автомобиля марки <.> выпуска, VIN №, зарегистрированный в МРЭО ГИБДД <адрес>, обязании снять все ограничения на регистрационные действия и устранить допущенные нарушения, отказать ».
Не согласившись с указанным решением суда, представителем истца ФИО8 подана апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной ФИО8 Г.Д. просит отменить решение суда первой инстанции по доводам, изложенным им в административном исковом заявлении.
На апелляционную жалобы принесены письменные возражения, в которых УГИБДД МВД по РД просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО8 Г.Д. поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить её по основаниям, приведённым в жалобе.
Представитель Управления ГИБДД МВД по РД ФИО8 просил оставить решение суда без изменения по основаниям, приведённым в возражениях на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого решения административного ответчика о наложении запрета регистрационных действий в отношении автомобиля, принадлежащего ФИО8
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, абзац 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п. 3 ст. 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с п. 1, подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Постановлением от <дата> № «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» Правительством Российской Федерации возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации регистрация автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и поручено МВД РФ разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.
Порядок регистрации транспортных средств подразделениями ГИБДД МВД России определен Приказом МВД РФ от 28 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Согласно абз. 2 п. 1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года N 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортного средства к эксплуатации, его наличие обязательно для регистрации и допуска к участию в дорожном движении.
В соответствии с п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от <дата>, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Пунктом 72 данного Положения предусмотрено, что выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Как видно из материалов дела собственником автомобиля марки «<.>», модель двигателя № S 85, номер кузова № №, черного цвета, 2006 г. выпуска, согласно сведений паспорта транспортного средства <адрес>, выданного <дата> Махачкалинским таможенным постом, является ФИО8.
Согласно свидетельства о регистрации транспортного средства 05 14 № указанное транспортное средство с идентификационным номером (VIN) №, зарегистрировано <дата> в МРЭО ГИБДД <адрес> с присвоением государственных регистрационных знаков №.
░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░8 ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░8, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «<.> <.>» ░░░░░░░ ░░░░░, 2006 ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (VIN) №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <.> ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № S 85, ░░░░░ ░░░░░░ № №, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ <░░░░>, №-░░ ░░ <░░░░> ░ №-░░ ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 218, 227 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 196-░░, ░░░░░░░░░ N 1001, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 308, 309, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░8 - ░░░8 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░