Решение по делу № 8Г-29495/2023 [88-986/2024 - (88-30028/2023)] от 29.11.2023

03RS0032-01-2023-000287-04

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-986/2024

(88-30028/2023)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

15 января 2024 года                                                                                г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ромасловской И.М.,

судей Гаиткуловой Ф.С., Фокеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственность «СтройПроект» на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 августа 2023 года по гражданскому делу №2-449/2023 по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект», администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., возражения относительно доводов жалобы прокурора Гуляевой Е.С.,

установила:

    Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил обязать общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» (далее - ООО «СтройПроект») разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, 2 км по направлению на юго-запад от с.<данные изъяты>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что на основании решения от 05.12.2022 года №104 с 06.12.2022 года по 16.12.2022 года проведена проверка исполнения ООО «СтройПроект» санитарного законодательства при эксплуатации полигона твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенного по адресу: <адрес>, 2 км по направлению на юго-запад от с.<данные изъяты>. Установлено, что ООО «СтройПроект» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV и V классов опасности на вышеуказанном полигоне ТКО на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса опасности серии 02 №00193 от 03.03.2016 года, выданной Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан. В соответствии с п.12.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» объекты по размещению, обезвреживанию, обработке, токсичных отходов производства и потребления, 3-4 классов опасности относятся к объектам II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны в 500 м. Между тем в нарушение требований санитарного законодательства у ООО «СтройПроект» отсутствует проект санитарно-защитной зоны на указанный полигон ТКО и санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25.05.2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22.08.2023 года, иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект», администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан о понуждении разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов удовлетворен частично.

На общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» возложена обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Башкортостан, <адрес>, 2 км по направлению на юго-запад от с.<данные изъяты>, и представить его для получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан отказано.

В кассационной жалобе представителя ООО «СтройПроект» ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, указывая на их незаконность. Полагают, что соответствующая обязанность обеспечить мероприятия по разработке проекта санитарно-защитной зоны на полигон ТКО должна возлагаться на администрацию муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав возражения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения норм права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Так, судом установлено, что Мишкинский муниципальный район Республики Башкортостан является собственником полигона твердых бытовых отходов для с.Мишкино Мишкинского района Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>, 2 км по направлению на юго-запад от с.Мишкино Мишкинского района Республики Башкортостан.

Указанный полигон ТБО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий» и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов», относится к II категории, код объекта 80-0202-002332-П (объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду); объект относится ко 2 классу опасности (санитарно-защитная зона 500 м), поставлен 30.12.2016 года на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На указанном полигоне ТБО ООО «СтройПроект» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV-V классов опасности на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса опасности серии 02 №00193 от 03.03.2016 года, выданной правлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан.

    24 октября 2014 года между Администрацией муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан и ООО «СтройПроект» заключено концессионное соглашение №1 по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.

    Из представленного в материалы дела концессионного соглашения №1 по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов (далее -ТБО) в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан от 24.10.2014 года следует, что концессионер (ООО «СтройПроект») обязан за счет собственных и (или) привлеченных средств (не предусматривающих муниципальные гарантии) осуществить организацию захоронения (утилизацию) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>, 2 км по направлению на юго-запад от с.Мишкино Мишкинского района Республики Башкортостан.

    Согласно п.1.1.2 указанного концессионного соглашения концессионер в порядке и на условиях, установленных соглашением, обязан осуществить организацию захоронения (утилизацию) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан, право собственности на полигон твердых и бытовых отходов принадлежит концеденту.

    В соответствии с п.1.2 соглашения концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования полигоном твердых бытовых и промышленных отходов для осуществления указанной деятельности.

    В соответствии с п.2.1 соглашения объектом является полигон твердых бытовых отходов, на котором предусмотрено осуществлять организацию захоронения (утилизацию) ТБО в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан.

    Пунктом 3.3 соглашения стороны предусмотрели, что концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для совершенствования и модернизации ПТБО.

В соответствии с п.7.3 концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

По акту приема-передачи от 12.122014 года к концессионному соглашению №1 администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан передала ООО «СтройПроект» указанный в концессионном соглашении полигон ТБО.

Постановлением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Бирском, Аскинском, Балтачевском, Бураевском, Караидельском, Мишкинском и Татышлинском районах от 27.12.2022 года директор ООО «СтройПроект» Шамсутдинов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием проекта санитарно-защитной зоны на указанный полигон и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим требованиям

ООО «СтройПроект» предоставлены доказательства, что обществом заключен договор от 17.03.2023 года №2227 с ООО «ЭкоМастер» на оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны. Из сообщения ООО «ЭкоМастер» следует, что срок разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны будет завершена 08.11.2023 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии сооружений и иных объектов», введенных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года №74, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», исходил из того, что с учетом рода деятельности ООО «СтройПроект», заключенного концессионного соглашения №1 по организации захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан от 24.10.2014 года, и его условий, обязанность разработки Обществом проекта санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов и его утверждение предусмотрена положениями действующего законодательства, в связи с чем, учитывая, что по концессионному соглашению от 24.10.2014 года №1 указанный полигон твердых бытовых отходов находится во владении и пользовании у ООО «СтройПроект» в целях захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов в муниципальном районе Мишкинский район Республики Башкортостан, суд пришел к выводу, что оснований для возложения обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны на администрацию муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан не имеется, данная обязанность должна быть возложена на общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект».

Определяя срок выполнения заявленных требований, суд почитал необходимым принять во внимание письмо ООО «ЭкоМастер» о сроках разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны, и установить его равный шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Довод кассационной жалобы о непривлечении к участию в деле Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан не свидетельствует о незаконности постановленных судебных актов, поскольку правовой необходимости в привлечении указанного лица к участию в деле судами не установлено.

Доводы кассационной жалобы о том, что концессионным соглашением, на основании которого ООО «СтройПроект» осуществляет эксплуатацию полигона твердых коммунальных отходов, не предусмотрена обязанность последнего по разработке проекта санитарно-защитной зоны и установке санитарно-защитной зоны вокруг готового сооружения - полигона ТБО (ТКО); до введения в эксплуатацию полигона ТКО (ТБО) Администрация МР Мишкинский район Республики Башкортостан и заключения Концессионного соглашения обязана была исполнить императивные требования действующего законодательства в части обеспечения осуществления мероприятий по разработке проекта санитарно-защитной зоны на полигон, не влекут отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Пунктами 1 и 3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

Согласно п.2 вышеуказанного Постановления, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п.14 Правил, утвержденных указанным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

Пункт 3 Правил (в редакции, действовавшей до 12.03.2022 года) предусматривал, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Пункт 3 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 года №286, действующей с 13.03.2022 года) предусматривает, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Пунктами 14 - 17 Правил предусмотрен порядок подачи и перечень необходимых документов для разрешения вопросов об установлении санитарно-защитной зоны.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года №74 введена в действие с 01.03.2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), и требования данных санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в силу предписаний ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательны к выполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, при этом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15.03.2018 года действуют в части, не противоречащей Правилам №222.

Как следует из содержания указанных выше норм материального права, установление, изменение, прекращение санитарно-защитной зоны представляет целый комплекс мероприятий, обязанность по исполнению которых законом возложена на владельца объекта, в отношении которого подлежит установлению санитарно-защитная зона.

Суды установив, что ответчик ООО «СтройПроект» при эксплуатации полигона ТБО в нарушение санитарно-эпидемиологических норм и требований не принял необходимых и достаточных мер к организации специальной территории с особым режимом использования - санитарно-защитных зон вокруг полигона, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, пришли к правомерному выводу, что допущенные нарушения подлежат защите в судебном порядке путем возложения на ответчика ООО «СтройПроект» обязанностей по их устранению.

Доводы кассационной жалобы о том, что необходимость разработки проекта санитарно-защитной зоны на полигон твердых коммунальных отходов (ТКО) сопряженных с несением ООО «СтройПроект» дополнительных значительных финансовых трат, кроме указанных в имеющемся тексте Концессионного соглашения, согласно положениям ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации было бы существенным нарушением договора, которое влечет для ООО «СтройПроект» такой ущерб, что оно в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора концессии, не влекут отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора.

Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция ответчика, изложенная в кассационной жалобе, выводов суда не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену правильных судебных постановлений.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального Российской Федерации, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственность «СтройПроект» - без удовлетворения.

Председательствующий                     И.М. Ромасловская

Судьи                                      Ф.С. Гаиткулова

Е.В. Фокеева

8Г-29495/2023 [88-986/2024 - (88-30028/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО СтройПроект
Администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ромасловская Ирина Михайловна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее