Решение по делу № 12-61/2018 от 29.11.2018

Дело № 12-61/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 декабря 2018 года                                г. Сретенск

Судья Сретенского районного суда Забайкальского края Дугарова Б.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дружининой Юлии Владимировны на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №75/12-9476-18-И от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении главного врача Государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Дружининой Юлии Владимировны, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 22.11.2018 г. №75/12-9476-18-И главный врач Государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Дружинина Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Копию постановления Дружинина Ю.В. получила 22.11.2018 г., и в пределах установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока подала жалобу, в которой просит признать незаконным и отменить постановление. Мотивируя тем, что не уклонялась об обязанности по выплате заработной платы и произвела перерасчет заработной платы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в порядке ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) за отработанные части сверхурочной работы по совместительству, ФИО4 в порядке ст. 153 ТК РФ в соответствии с Представлением прокурора Сретенского района от 08.08.2018 г. № 950ж-2018 об устранении нарушений трудового законодательства. Однако, произведенный перерасчет, прокурор Сретенского района вновь посчитал неверным, так как расчет за сверхурочную работу произведен без учета установленной дополнительными соглашениями в трудовым договорам оплаты за вредность, категорию и медицинский стаж. В обоснование жалобы указывает, что согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. При этом конкретные размеры платы за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. В ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором не определены. Таким образом, при буквальном толковании нормы ст. 152 ТК РФ, можно сделать вывод, что минимальный размер полуторной или двойной оплаты – это полуторный или двойной тариф (должностной оклад) без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Главный врач ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» Дружинина Ю.В. и ее представитель Антошкина Н.А., действующая на основании доверенности, поддержали доводы жалобы, просили отменить постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 22.11.2018 г. №75/12-9476-18-И.

Государственная инспекция труда в Забайкальском крае, надлежаще извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, представитель Исаева Ю.Г., действующая на основании доверенности, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции труда.

Помощник прокурора Сретенского района Боробова К.И. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, суду пояснила, что компенсационные и стимулирующие выплаты входят в размер оплаты за сверхурочную работу.

    В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Сретенского района по обращению коллектива фельдшеров выездной бригады отделения скорой медицинской помощи филиала «<данные изъяты> ЦРБ №1» проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», в ходе которой установлено следующее.

Заработная плата за январь 2018 г. выплачена с нарушением установленных сроков её выплаты. При этом компенсация за задержку заработной платы начислена и выплачена. Пунктом 7.511 Правил внутреннего трудового распорядка работников ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», а также входящих в его состав обособленных подразделений и фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных 07.01.2015 г. предусмотрены особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, в которых ссылки на иной порядок определения продолжительности работы по совместительству, кроме как на ст. 282 ТК РФ и на Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» отсутствуют.

Приказом № 20/к от 24.01.2018 г. на основании Решения тарифно-квалификационной комиссии разрешено совместительство профессий 0,5 ставки фельдшера с оплатой за фактически отработанное время с 01.01.2018 г. медицинским работникам, в том числе фельдшерам выездной бригады ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8 Фельдшерами выездной бригады написаны заявления о совместительстве до 0,5 ставки на должности фельдшера выездной бригады.

Согласно табелю учета рабочего времени ФИО1 по совместительству отработано в марте 2018 г. 85 часов при месячной норме 77, 5 часов, в июне 2018 г. 109 часов при норме 77,5 часов. Согласно расчетному листку за март 2018 г. за совместительство начислена заработная плата за 85 часов. Однако, за переработанные ФИО1 7,5 часов заработная плата в марте 2018 г. и 31,5 часов в июне 2018 г. в повышенном размере не начислена и не выплачена.

Аналогичные нарушения выявлены при начислении заработной платы ФИО2, которая отработала по совместительству в июне 2018 г. 109 часов при норме 77, 5 часов. За переработанные 31,5 часов заработная плата в повышенном размере не начислена и не выплачена.

У ФИО3 по совместительству в марте 2018 г. отработано 97 часов при норме 77,5 часов, в июне 2018 г. отработано 85 часов при норме 77,5 часов. За переработанные 19, 5 часов в марте 2018 г. и переработанные 7,5 часов в июне 2018 г. заработная плата в повышенном размере не начислена и не выплачена.

ФИО4 за отработанные в мае 2018 г. 24 часа в праздничные дни оплата в повышенном размере не произведена и не выплачена.

По выявленным нарушениям в адрес главного врача ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Дружининой Ю.В. 25.07.2017 г. вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы за сверхурочные отработанные часы.

В соответствии с ответом ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» перерасчет заработной платы произведен с учетом положений ст.ст. 152, 153 ТК РФ, при этом прокуратурой установлено, что расчет за сверхурочную работу произведен без учета оплаты за вредность, категорию, медицинский стаж.

Согласно постановлению прокурора Сретенского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.10.2018 г. в отношении главного врача ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Дружининой Ю.В., <данные изъяты> года рождения, возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Материал для привлечения лица к административной ответственности направлен в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае.

Как усматривается из постановления, главный врач ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Дружинина Ю.В. при составлении вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовала, дала объяснения по существу дела.

При этом, являясь главным врачом ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», наделенного в соответствии с Приказом от 14.09.2015 г. № 605-кл, полномочиями по предоставлению интересов <данные изъяты> при производстве по делам об административном правонарушении, была наделена необходимым объемом полномочий для правильного и всестороннего рассмотрения настоящего дела об административном правонарушение.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении главного врача ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Дружининой Ю.В. постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 22.11.2018 г. №75/12-9476-18-И о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Между тем, с такими выводами должностного лица согласиться нельзя, поскольку они сделаны в нарушение требований норм права.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст. 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Из положений ст. 152 ТК РФ следует, что сверхурочная работа оплачивается работнику за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени - ежедневной работы, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад), применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), при этом иные выплаты, кроме оклада, при расчете оплаты за сверхурочную работу не учитываются.

В соответствии с п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 29.12.2007 г. № 822, которым утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.

Пунктом 3 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Согласно п. 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено Федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации.

Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в ходе прокурорской проверки коллективный договор, соглашения, локальный нормативный акт не представило.

Из приведенного выше нормативно-правового регулирования следует, что для работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, установлены гарантии по оплате труда в виде выплат компенсационного характера, предусмотренных ч. 1 ст. 152 ТК РФ, а именно оплата за сверхурочную работу оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. При этом из содержания названных норм следует, что при расчете заработной платы за период, в который работник выполнял сверхурочную работу, оплату необходимо производить исключительно исходя из не менее чем в полуторном размера за первые два часа работы, а за последующие не менее чем в двойном размере без учета компенсационных и стимулирующих выплат за вредность, категорию, медицинский стаж.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу в силу ч. 1 ст. 152 ТК РФ могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Между тем применение к выплате за сверхурочную работу (компенсационной выплате) иных выплат компенсационного и стимулирующего характера положениями ст. 152 ТК РФ не предусмотрено.

Оплата за сверхурочную работу самостоятельно является выплатой компенсационного характера, поскольку отнесена, согласно п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 822, к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Ввиду того, что положения ст. 152 ТК РФ не предусматривают оплату за сверхурочную работу с учетом иных компенсационных и стимулирующих выплат, кроме как оплаты такой работы за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, вывод должностного лица о том, что действия главного врача ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» по оплате за сверхурочную работу без учета начисляемых стимулирующих и компенсационных выплат нарушают права работников на оплату труда, судья признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При этом судья отклоняет ссылку прокурора в судебном заседании на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 153 ТК РФ в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и др.», поскольку как следует из вышеназванного Постановления, работникам за период работы в выходные и нерабочие праздничные дни работодателем не были предоставлены дни отдыха и не была произведена оплата в повышенном размере за период работы в выходные и нерабочие праздничные дни, а была лишь произведена оплата исходя из размера одного оклада с применением районного коэффициента и процентной надбавки без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат. В результате работники получили оплату труда в меньшем размере, чем за аналогичную работу в обычный рабочий день.

Следовательно, исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, данным работникам подлежит оплата труда за период работы в выходные и нерабочие праздничные дни с применением районного коэффициента и процентной надбавки с учетом иных компенсационных и стимулирующих выплат, так как работодатель не предоставил им дни отдыха и не произвел оплату в повышенном размере за период работы в выходные и нерабочие праздничные дни.

Как следует из пояснений Дружининой Ю.В. работнику ФИО4 за отработанные в мае 2018 г. 24 часа в праздничные дни оплата в повышенном размере произведена и выплачена в полном объеме.

При таких обстоятельствах, оснований для привлечения главного врача ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Дружининой Ю.В. к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства по ст. 152 ТК РФ не имелось.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, обжалуемый акт должностного лица нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в порядке п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу главного врача Государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Дружининой Юлии Владимировны удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №75/12-9476-18-И от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении главного врача Государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Дружининой Юлии Владимировны, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия путем подачи жалобы в Забайкальский краевой суд через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья                            Б.Д. Дугарова

12-61/2018

Категория:
Административные
Истцы
Прокурор Сретенского района
Ответчики
Дружинина Юлия Владимировна
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Судья
Дугарова Баирма Дашидоржиевна
Статьи

5.27

Дело на сайте суда
sretensk.cht.sudrf.ru
29.11.2018Материалы переданы в производство судье
26.12.2018Судебное заседание
30.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее