РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года г. Чехов Московская область
Чеховский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Василевича В.Л.,
при секретаре Евтеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3008/2020 по исковому заявлению Иващенко И. ГрИ.ича к Администрации городского округа Чехов о признании дома жилым,
УСТАНОВИЛ:
Иващенко И.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику Администрации городского округа Чехов о признании жилого строения с кадастровым номером №, общей площадью 127,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, жилым домом пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства; об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о жилом доме, общей площадью 127,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик - представитель Администрации городского округа Чехов в судебном заседании исковые требования не признала.
3-лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке
Специалист ФИО1 в судебном заседании данное ей заключение поддержала. Пояснила, что на участке только одно строение. Оно находится на нормативном расстоянии от соседних участков, не менее 3-ех метров. Строения на соседних участках находятся на расстоянии более 20 метров от указанного жилого дома. Никаких механических повреждений в строении не имеется. Оно подключено к центральной канализации, обеспечено отопление, электричеством.
Заслушав пояснения участников процесса, показания специалиста, изучив материалы дела, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Иващенко И.Г. является собственником земельного участка, общей площадью 1240 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание, жилое строение, площадью 127,8 кв.м., с кадастровым номером №, которое также принадлежит Иващенко И.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №.
Согласно пояснениям специалиста ООО «Оценка плюс» ФИО1, допрошенной в ходе судебного разбирательства и техническому заключению № нежилое здание, жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также нежилое здание: жилое строение оборудовано необходимыми для постоянного проживания коммуникациями, позволяет использовать помещение исследуемого нежилого здания для круглогодичного проживания.
Согласно сведениям ЕГРН на участке истца также расположен объект с №.
Однако специалистом ФИО1, даны пояснения, что на земельном участке с кадастровым номером №, возведен по факту один жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 127,8 кв.м., правообладателем которого является Иващенко И.Г., а строение с кадастровым номером № фактически не существует и сведения о нем подлежат исключению из ЕГРН, поскольку данное несоответствие вызвано технической ошибкой, допущенной государственным регистратором.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером № представляет собой жилой дом, этажностью 2 этажа, общей площадью 127,8 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, право собственности на данное строение на зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, к ошибкам в государственном кадастре недвижимости относятся техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Судом установлено, что во внесудебном порядке, решить вопрос о признании дома пригодным для постоянного проживания, не представляется возможным, учитывая уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возражения ответчика.
Судом установлено, что истец постоянно проживает в домовладении по указанному адресу, что не оспаривалось ответчиком.
Судом установлено, что истец фактически проживает по указанному месту жительства в жилом строении, так же как и не имеет возможности произвести регистрацию по месту жительства, что не оспаривалось со стороны участников процесса, подтверждается доказательствами о пригодности жилого помещения для постоянного проживания.
Судом установлено, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу, является объектом недвижимости, с техническими характеристиками жилого дома, в котором истец проживает постоянно, что подтверждается представленными документами, экспертным исследованием, а также не было оспорено со стороны ответчика.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47, утверждено ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
В соответствии со статьей 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
При осуществлении правового регулирования в указанной сфере федеральный законодатель связан также требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям.
По смыслу приведенной правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 апреля 2004 года №7-П, принимаемые им законы должны быть определенными как по содержанию, так и по предмету, цели и объему действия, а правовые нормы - сформулированными с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину сообразовывать с ними свое поведение, как запрещенное, так и дозволенное. Непонятное и противоречивое правовое регулирование порождает произвольное правоприменение, нарушающее эти конституционные принципы.
Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
В жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том, что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.
У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Удовлетворения требования истца, суд учитывает позицию Конституционного суда РФ, обозначенной в Постановлении от 14.04.2008 N 7-П, а также учитывает сведения о технических характеристиках спорного домовладения зарегистрированного на праве собственности на имя истца, свидетельствующих о возможности использования здания как жилое помещение, согласно представленных материалов, а также учитывая отсутствие документов опровергающих их.
Согласно, статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, учитывая отсутствия у сторон дополнительных доказательств по делу в обоснование заявленных требований и возражений, а также отсутствие ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, позиции участников процесса о возможности рассмотрения делу с учетом имеющихся материалов дела, руководствуясь ЖК РФ, ГК РФ, ст.ст.56,57,2,167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Иващенко И. ГрИ.ича к Администрации городского округа Чехов Московской области о признании дома жилым удовлетворить.
Признать жилое строение с кадастровым номером №, общей площадью 127,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, жилым домом пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о жилом доме, общей площадью 127,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись В.Л.Василевич
Копия верна:
.