ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 14 декабря 2016 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р.,
с участием помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьевой Е.В.,
при секретаре Варнаковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело № 2-271/2016 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора к ответчикам администрации Ольхонского районного муниципального образования, ДНП «Песчаное» о признании недействительным постановления администрации Ольхонского районного муниципального образования, договора аренды земельного участка, о применении последствий недействительности сделок,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Байкальский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ольхонский районный суд с исковым заявлением к ответчикам администрации Ольхонского районного муниципального образования, ДНП «Песчаное» о признании недействительным постановления администрации Ольхонского районного муниципального образования «О предоставлении земельного участка в аренду» от ДД.ММ.ГГГГ №, признании недействительным заключенный между ДНП «Песчаное» и администрацией Ольхонского районного муниципального образования договор аренды № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности сделок, обязав ДНП «Песчаное» возвратить администрации Шара-Тоготского муниципального образования земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности предоставления ДНП «Песчаное» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в непосредственной близости от оз. Байкал, в результате которой выявлены факты выделения земель для дачного строительства на земельных участках, строительство на которых запрещено, с нарушением установленного порядка.
Так, постановлением мэра Ольхонского района от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ДНП «Песчаное» для дачного строительства в аренду сроком на 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ольхонского районного МО и ДНП «Песчаное» заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно сведениям ЕГРП права аренды на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрированы.
При совершении оспариваемой сделки нарушен порядок, установленный статьями 13, 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; спорный земельный участок частично находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал.
Как установлено в ходе проверки при формировании ДНП «Песчаное» нарушены положения Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закона № 66-ФЗ).
ДНП «Песчаное» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, учредителями являются три человека. Распоряжением главы Шара- Тоготского МО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список членов ДНП в количестве 7 граждан в соответствии с их личными заявлениями. При этом граждане ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 проживают на территории г. Иркутска, ФИО9 на территории Ольхонского района.
Вместе с тем, администрацией г. Иркутска учет граждан в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства до 2014 года не велся, ходатайства по месту нахождения земельного участка в Ольхонский район не направлялись.
Следовательно, создание и государственная регистрация партнерства в данном случае произведены без соблюдения последовательности и порядка, которые предусмотрены нормами указанного Закона.
Сам по себе факт регистрации ДНП «Песчаное» в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях в порядке, определенном Законом № 66-ФЗ.
Кроме того, спорный земельный участок не находился в фонде перераспределения земель.
На земельный участок с кадастровым № право собственности Ольхонского районного муниципального образования никогда не регистрировалось.
Соответственно спорный земельный участок не мог быть включен в состав фонда перераспределения земель Ольхонского района и в последующем предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.
Учитывая, что земельные участки для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан могли быть предоставлены только из фонда перераспределения земель, предоставление администрацией района ДНП «Песчаное» земельного участка с кадастровым № является также необоснованным.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым № расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
При указанных обстоятельствах, заключение администрацией Ольхонского районного муниципального образования с ДНП «Песчаное» договора аренды спорного земельного участка является необоснованным и незаконным.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, действиями администрации Ольхонского районного муниципального образования по незаконному предоставлению ДНП «Песчаное» земельного участка нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что не соблюдены требования федерального законодательства.
Кроме того, в результате нарушения администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ДНП «Песчаное» земельного законодательства при предоставлении и использовании земельного участка в м. Базарская губа, нарушены права неопределенного круга лиц обладающих конституционно закрепленным правом на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В., заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, по основаниям изложенным в нем.
Ответчики администрация Ольхонского районного муниципального образования, ДНП «Песчаное» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. Ранее в судебном заседании иск не признали.
3 лицо администрация Шара-Тоготского муниципального образования в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. Ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного судопроизводства, в порядке ст.233, 234 ГПК РФ.
Неявка ответчика в судебное заседание не может освобождать его от ответственности и нарушать права истца на защиту прав и законных интересов.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.
Ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, к таковым, в частности относится как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благопринятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба. причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
Обращение прокурора в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации,
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проведенной проверкой прокуратурой выявлены факты выделения земель для дачного строительства на земельных участках, строительство на которых запрещено, с нарушением установленного порядка.
Так, постановлением мэра Ольхонского района от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ДНП «Песчаное» для дачного строительства в аренду сроком на 49 лет, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29)
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ольхонского районного МО и ДНП «Песчаное» заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым №. (л.д. 30-36)
Согласно сведениям ЕГРП права аренды на земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1724 зарегистрированы. (л.д. 38-39)
Судом установлено, что при совершении оспариваемой сделки нарушен порядок, установленный статьями 13, 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; спорный земельный участок частично находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал.
Согласно статье 13 Федерального закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления но месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Из части 4 статьи 18 Закона № 66-ФЗ следует, что учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
ДНП «Песчаное» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, учредителями являются три человека. Распоряжением главы Шара- Тоготского МО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список членов ДНП в количестве 7 граждан в соответствии с их личными заявлениями. При этом граждане ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 проживают на территории г. Иркутска, ФИО9 на территории Ольхонского района. (л.д. 7, 78-79)
Администрацией г. Иркутска учет граждан в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства до 2014 года не велся, ходатайства по месту нахождения земельного участка в Ольхонский район не направлялись.
Факт регистрации ДНП «Песчаное» в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях в порядке, определенном Законом № 66-ФЗ.
Кроме того, спорный земельный участок не находился в фонде перераспределения земель.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Право собственности Ольхонского районного муниципального образования на земельный участок с кадастровым № никогда не регистрировалось.
Соответственно спорный земельный участок не мог быть включен в состав фонда перераспределения земель Ольхонского района и в последующем предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.
Учитывая, что земельные участки для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан могли быть предоставлены только из фонда перераспределения земель, предоставление администрацией района ДНП «Песчаное» земельного участка с кадастровым № является также необоснованным.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Решением двадцатой сессии Комитета мирового наследия ООН (ЮНЕСКО) по вопросам защиты мирового культурного и природного наследия, состоявшейся 2-7 декабря 1996 года в Мадриде, озеро Байкал было внесено в список объектов мирового природного наследия. Этот факт является документальным подтверждением признания уникальной экологической системы озера Байкал - природным объектом, требующим повышенной охраны со стороны Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Статьёй 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым № 38:13:060703:1724 расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
При этом, указанная норма не содержит исключений для строительства индивидуальных жилых и дачных домов, объектов социально-бытового назначения, садоводства, т.е. строительство новых объектов соответствующего назначения в центральной экологической зоне Байкальской природной территории не допускается. Предоставление земельных участков для размещения перечисленных объектов является незаконным.
Соответственно, спорный земельный участок не мог быть предоставлен для ведения дачного хозяйства.
При указанных обстоятельствах, заключение администрацией Ольхонского районного муниципального образования с ДНП «Песчаное» договора аренды спорного земельного участка является необоснованным и незаконным.
Согласно представленному заключению управления Росприроднадзора по Иркутской области, по результатам участия в проверке, проводимой прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании земельных участков предоставленных, в том числе ДНП «Песчаное» кадастровый №, установлено, что участки находятся на незатронутой природной территории, на которой отсутствуют промышленные, жилые и рекреационные объекты, сохранено естественное биоразнообразие (хозяйственная и иная деятельность не ведется, участки не освоены). (л.д. 69-77)
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что обследуемый земельный участок с кадастровым № находится в границах 200 - метровой прибрежной полосы озера Байкал, соответственно и в границах водоохраной зоны озера Байкал, а также в границах центральной экологической зоны.
Суд находит заключение управления Росреестра по Иркутской области, заключение управления Росприроднадзора по Иркутской области допустимыми доказательствами, поскольку каких-либо оснований сомневаться в некомпетентности специалистов, проводивших исследование, а также в их заинтересованности в исходе дела не установлено.
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр.
Отсутствие в настоящее время сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы в государственном кадастре не имеет в данном случае правового значения. Фактическое нахождение земельного участка в водоохранной зоне озера Байкал, в пределах его прибрежной защитной полосы подтверждается исследованными судом доказательствами и ответчиками не опровергнуто.
В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Как следует из ст. 168 ГK РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании п. 1 ч. 1, п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права па земельный участок, а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, действиями администрации Ольхонского районного муниципального образования по незаконному предоставлению ДНП «Песчаное» земельного участка нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что не соблюдены требования федерального законодательства.
В результате нарушения администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ДНП «Песчаное» земельного законодательства при предоставлении и использовании земельного участка в м. Базарская губа, нарушены права неопределенного круга лиц обладающих конституционно закрепленным правом на благоприятную окружающую среду.
Истцом избран надлежащий способ защиты права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300.00 руб., взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины, т.е. с ДНП «Песчаное».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора к ответчикам администрации Ольхонского районного муниципального образования, ДНП «Песчаное» о признании недействительным постановления администрации Ольхонского районного муниципального образования, договора аренды земельного участка, о применении последствий недействительности сделок, удовлетворить в полном объеме.
Признать постановление администрации Ольхонского районного муниципального образования «О предоставлении земельного участка в аренду» от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным.
Признать недействительным заключенный между ДНП «Песчаное» и администрацией Ольхонского районного муниципального образования договор аренды № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Применить последствия недействительности сделок, обязав ДНП «Песчаное» возвратить администрации Шара-Тоготского муниципального образования земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1724, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с ДНП «Песчаное» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300.00руб.
Ответчик, отсутствовавший в судебном заседании праве подать заявление об отмене заочного решения в течение 7 суток в Ольхонский районный суд Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение месяца дней со дня вынесения.
Судья Р.Р. Сыроватская