57RS0026-01-2020-001540-15
Дело № 2а-1468/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» октября 2020 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мелкозеровой Ю.И.,
при секретаре Мещериной О.А.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области Рыданской О.Г.,
административного ответчика Серикова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к Серикову Р. М. о взыскании недоимки по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области (далее - МРИФНС России №8 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Серикову Р.М. о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2018 году Сериков Р.М. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 57:25:0040103:15; иного строения, помещения, сооружения, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 57:25:0040103:82; иного строения, помещения, сооружения, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 57:25:0040103:88.
А также, согласно сведениям, представленным МРЭО ГИБДД по Орловской области, за Сериковым Р.М. значится транспортное средство: легковой автомобиль, марки ХЕНДЭ STAREX, государственный регистрационный знак №, 2007 года выпуска.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление:
- № от 10 июля 2019 года об уплате имущественных налогов за 2018 год со сроком оплаты до Дата, на общую сумму 32262 рубля 96 копеек.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика было направлено требование № от Дата об уплате налога и пени, начисленных на указанную недоимку, со сроком оплаты до Дата, которое в установленный срок административным ответчиком не исполнено.
Налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Секрикова Р.М. задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Орловского района Орловской области от Дата судебный приказ № 2а-725/2020 от Дата отменен.
С учетом того, что задолженность по транспортному налогу, земельному налогу и имущественному налогу Сериковым Р.М. не погашена, имея право на взыскание задолженности по налогам в порядке искового производства, МРИФНС России №8 по Орловской области заявлены требования о взыскании с Серикова Р.М. задолженности в общей сумме 32262 рубля 96 коп., из которых:
5075 рублей - транспортный налог за 2018 год;
- пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, за период с Дата по Дата в размере 25,92 руб.;
5398 рублей - налог на имущество за 2018 год;
пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2018 год, за период с Дата по Дата в размере 27,57 руб.;
- земельный налог за 2018 год в размере 21626 руб.;
- пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2018 год, за период с Дата по Дата в размере 110,47 руб.
Просит взыскать с Серикова Р.М. указанную выше задолженность по налогу и пени.
Определением суда от Дата рассмотрение настоящего административного дела было назначено в порядке упрощенного производства.
Признав необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, касающиеся существа разрешаемого спора, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного искового производства.
В судебном заседании представитель административного истца - МРИФНС России №8 по Орловскому району Рыданская О.Г. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Сериков Р.М. заявленные административные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что признан банкротом, в связи с чем, по мнению административного ответчика, спорная задолженность взысканию не подлежит.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, учитывая обстоятельства, на которых основаны заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Орловской области от 26.11.2002 №289-ОЗ «О транспортном налоге» регулирует уплату транспортного налога на территории Орловской области, а также предусматриваются налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.
В соответствии со ст.359 НК Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 ст.359 Кодекса) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 399)
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения является жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризованной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).
В соответствии со ст.405 НК РФ, налоговым периодом признаётся календарный год.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Судом установлено, что за Сериковым Р.М. в 2018г. Было зарегистрировано транспортное средство автомобиль марки ХЕНДЭ STAREX, государственный регистрационный знак №, 2007 года выпуска.
А также Серикову Р.М. в 2018 году принадлежали следующие объекты налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: г. Орёл, ул. Северная, д.13, с кадастровым номером 57:25:0040103:15; иное строение, помещение, сооружение, по адресу: г. Орёл, ул. Северная, д.13, с кадастровым номером 57:25:0040103:82; иное строение, помещение, сооружение, по адресу: г. Орёл, ул. Северная, д.13, с кадастровым номером 57:25:0040103:88.
Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком.
Серикову Р.М., как владельцу вышеуказанных объектов налогообложения, налоговым органом направлено налоговое уведомление № от Дата об уплате: транспортного налога за 2018 год в сумме 5075 рублей; налога на имущество за 2018 год в сумме 5398 рублей; земельного налога за 2018 год в размере 21626 руб.
Указанное уведомление было направлено Серикову Р.М. заказным письмом по адресу его регистрации, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для отправки.
Поскольку административный ответчик в установленный срок налоги не оплатил, МРИФНС России №8 по Орловской области в адрес Серикова Р.М. было направлено требование № об уплате налога, сбора пени, по состоянию на Дата со сроком исполнения до Дата.
В связи с тем, что требование исполнено не было, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Серикова Р.М. задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Орловского района Орловской области от Дата судебный приказ № 2а-725/2020 от Дата отменен.
Таким образом, административный ответчик, являясь собственником вышеуказанного имущества, имеет задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени, которая не погашена до настоящего времени.
Расчет задолженности проверен судом и признается правильным, основанным на не опровергнутых объективными данными сведениях компетентных органов.
Поскольку доказательств обратного в силу ст. ст. 62, 63 КАС РФ Сериковым Р.М. не представлено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц и пени, в размере 32262,96 руб. подлежат удовлетворению.
Доводы Серикова Р.М. о необоснованности взыскания с него задолженности по налогам и пеней по причине признания его банкротом, являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, Дата Арбитражным судом Орловской области возбуждено дело о банкротстве в отношении Серикова Р.М.
Дата вынесено решение о признании Серикова Р.М. несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реструктуризации долгов гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Решением Арбитражного суда Орловской области от Дата Сериков Р.М. признан банкротом и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая обязанность для физического лица прекращается с уплатой налогов и сборов налогоплательщиком либо со смертью физического лица - налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таких оснований прекращения обязанности по уплате налогов как объявление физического лица банкротом не предусмотрено.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от Дата N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от Дата № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Дата, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от Дата N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Таким образом, для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к транспортному, земельному и имущественному налогам за 2018 год таким днем является Дата.
Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) Серикова Р.М. возбуждено арбитражным судом Дата, следовательно, недоимка по транспортному, земельному и имущественному налогу за 2018 год и пени за несвоевременную их уплату относятся к текущей задолженности по обязательным платежам.
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от Дата № «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» разъяснено, что после завершения конкурсного производства гражданин считается свободным от исполнения всех оставшихся неудовлетворенными обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также обязательных платежей, основанием для возникновения которых послужила предпринимательская деятельность должника, независимо от того, заявлялись ли указанные требования или обязательные платежи в деле о банкротстве. Должник освобождается от исполнения не связанных с предпринимательской деятельностью и оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве в соответствии с пунктом 2 статьи 215 Федерального закона от Дата N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве». В то же время неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, независимо от того, связаны ли они с предпринимательской деятельностью должника, сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (пункт 2 статьи 212 Федерального закона от Дата № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Сохраняется также обязанность должника погасить судебные расходы по делу о банкротстве, если их за должника понес арбитражный управляющий или иное лицо, а также оставшиеся непогашенными текущие платежи.
Пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от Дата № «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» также указывает на то, что после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют силу.
Требование налогового органа об уплате налогов и пени за недоимку по налогам не связано с предпринимательской деятельностью Серикова Р.М. и не было заявлено в рамках дела о банкротстве, указанные налоги и пени являются текущим платежом, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Серикова Р.М. от обязанности по их уплате.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 1162 рубля 89 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Серикову Р. М. о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.
Взыскать с Серикова Р. М. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 задолженность в размере 32262 рубля 96 коп., из которых:
транспортный налог с физических лиц в размере 5075 (пять тысяч семьдесят пять) рублей; пени по транспортному налогу в размере 25 (двадцать пять) рублей 92 копейки; налог на имущество в размере 5398 (пять тысяч триста девяносто восемь) рублей; пени по налогу на имущество в размере 27 (двадцать семь) рублей 57 копеек; земельный налог в размере 21626 (двадцать одна тысяча шестьсот двадцать шесть) рублей; пени по земельному налогу в размере 110 (сто десять) рублей 47 копеек.
Взыскать с Серикова Р. М. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 1162 (одна тысяча сто шестьдесят два) рубля 89 копеек.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 5 ноября 2020 года.
Судья Ю.И. Мелкозерова