Решение по делу № 2а-248/2020 от 07.08.2020

Гр. дело № 2а-248/2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2020 г.     г.Белозерск Вологодской области

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи             Михеева Н.С.,

при секретаре      Войновой А.И.,

с участием административного истца старшего помощника прокурора Белозерского района Доброхотова В.В.,

представителя административного ответчика администрации Куностьского сельского поселения Белозерского района Вологодской области Чудиновой С.В.,

представителя заинтересованного лица ОНД и ПР Белозерского района Якунина П.Н.,

рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Куностьского сельского поселения Белозерского района, администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Пунктом 9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В ходе прокурорской проверки на территории <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Прокурор Белозерского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Куностьского сельского поселения Белозерского района, администрации Белозерского муниципального района о признании незаконным бездействия по факту неисполнения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что <адрес> с частным жилым фондом с количеством жителей более 50 человек не в полном объеме обеспечен пожарными водоисточниками; не организовано содержание в исправном состоянии сетей наружного противопожарного водопровода.

Прокуратурой района 28 апреля 2020 г. в адрес главы Куностьского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Из ответа администрации Куностьского сельского поселения от 21 мая 2020 г. следует, что водопроводные сети, включающие в себя водопроводные колодцы и пожарные гидранты, расположенные в <адрес>, находятся в собственности администрации Белозерского муниципального района. В настоящее время водопроводная сеть находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. Таким образом, привлечению к участию в деле подлежит администрация Белозерского муниципального района как собственник водопроводной сети.

В судебном заседании старший помощник прокурора Белозерского района Доброхотов В.В. административные исковые требования поддержал по указанным в административном исковом заявлении основаниям. Просил установить срок исполнения решения суда в течение одного года.

Представитель административного ответчика администрации Куностьского сельского поселения Белозерского района Чудинова С.В. административные исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что она не согласна с тем, что администрация поселения бездействует. Ими регулярно проводятся работы в области пожарной безопасности. В 2020 г. запланирован ремонт одного пожарного водоема и создание одного открытого пожарного водоема. На следующий год запланировано обустройство еще 6 открытых водоемов. Вместе с тем, организовать водоемы как положено, на расстоянии 200 метров, не представляется возможным ввиду отсутствия для этого свободного места. Кроме того, у администрации поселения недостаточно средств для выполнения всех требований законодательства в области пожарной безопасности. У них на водопроводных сетях имеется только один гидрант, расположенный у здания школы. В остальных местах имеются только колодцы, в которых гидранты отсутствуют. В случае пожара, в поселке отключают электроэнергию, без которой водозабор не работает.

Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился. Суду представил возражение на административный иск, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований прокурора к администрации Белозерского муниципального района отказать, как к ненадлежащему ответчику. Водопроводная сеть в <адрес> передана муниципальным районом администрации Куностьского сельского поселения для решения вопросов местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ по соглашению о передаче полномочий от 29 ноября 2019 г. , по договору безвозмездного пользования имуществом от 10 февраля 2017 г. . Согласно данному договору администрация поселения обязана осуществлять содержание, ремонт данного имущества. Кроме того, сведения о том, что в указанную водопроводную сеть включены пожарные гидранты, не соответствуют действительности, поскольку согласно техническому паспорту на внешние сети водоснабжения в <адрес>, в общих сведениях об объекте отсутствуют сведения о наличии в его составе пожарных гидрантов.

Представитель ОНД и ПР по Белозерскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области Якунин П.Н. заявленные прокурором административные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что перечисленные нарушения выявлены уже около 5 лет назад. <адрес> находится в реестре населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров, что представляет дополнительную опасность для его жителей. Для успешных ликвидаций стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций необходимо достаточное водоснабжение населенного пункта, чего в настоящий момент нет. Открытых пожарных водоемов недостаточно, часть из них в ненадлежащем состоянии находится. Требуется устранять эти нарушения в кратчайшие сроки.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Белозерского района по следующим основаниям.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В абзаце 2 преамбулы указанного Федерального закона закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

На основании ст.37 приведенного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

На основании п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст.ст.6, 63 и 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ): собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Судом установлено, что <адрес> входит в состав Куностьского сельского поселения Белозерского района.

Прокурором Белозерского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства администрацией Куностьского сельского поселения на территории указанного выше населенного пункта.

В ходе проверки выявлено нарушение положений ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», выразившееся в недостаточном обеспечении пожарными водоисточниками.

Данное нарушение требований пожарной безопасности в судебном заседании представителем администрации сельского поселения не оспаривалось. Из её пояснений следует, что работы по устранению данного нарушения запланированы, однако выполнить требования законодательства в полной мере, и разместить источники водоснабжения в пределах 200 метров не представляется возможным ввиду отсутствия для этих целей свободных земельных участков.

Вместе с тем, суд полагает, что администрацией сельского поселения должны быть приняты все возможные меры для соблюдения требований пожарной безопасности и изыскания возможности разместить источники водоснабжения на расстоянии максимально приближенном к установленному законодательством, так как <адрес> включен в перечень населенных пунктов с повышенной угрозой лесных пожаров, а следовательно имеется реальная угроза для жизни и здоровья граждан.

Учитывая изложенное, следует возложить на администрацию Куностьского сельского поселения обязанность устранить данное нарушение и обеспечить <адрес> пожарными водоисточниками в достаточном объеме.

Также прокурором в ходе проверки выявлено нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 55 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «Правила противопожарного режима»; пункта 8.6 СП 8.13130.2009, выразившееся в отсутствии организации содержания в исправном состоянии сетей наружного противопожарного водопровода.

Как следует из пояснений представителя администрации Куностьского сельского поселения, на водопроводных сетях имеется установленный противопожарный гидрант, также имеются колодцы, предназначенные для установления гидрантов. При этом проверка работоспособности пожарного водопровода не проводится, соответствующие акты проверки не составляются. Судом также установлено, что система водопровода зависима от электроснабжения, которое отключается при любом пожаре в поселке. При этом система бесперебойного электроснабжения не организована. Данное нарушение препятствует организации пожаротушения, что может повлечь угрозу для жизни и здоровья граждан, а также сохранности их имущества. В связи с этим требование прокурора об устранении данного нарушения подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что водопроводные сети в <адрес> находятся в муниципальной собственности Белозерского района, а также то, что данные сети переданы в безвозмездное пользование администрации Куностьского сельского поселения, суд полагает необходимым возложить обязанность по устранению данного нарушения на обоих административных ответчиков.

При определении срока исполнения судебного решения суд исходит из того, что для устранения выявленных нарушений потребуется значительное вложение материальных и временных затрат. В связи с этим суд полагает, что предложенный прокурором срок в один год является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Белозерского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Куностьского сельского поселения Белозерского района и администрации Белозерского муниципального района Вологодской области по факту неисполнения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории <адрес>, незаконным.

Возложить на администрацию Куностьского сельского поселения Белозерского района обязанность в срок до 1 октября 2021 г. обеспечить <адрес> в достаточном количестве пожарными водоисточниками в соответствии с требованиями законодательства.

Возложить на администрацию Куностьского сельского поселения Белозерского района и администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 1 октября 2021 г. организовать содержание в исправном состоянии сетей наружного противопожарного водопровода в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательно виде.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 1 сентября 2020 г.

Судья     Н.С. Михеев

2а-248/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Белозерского района
Ответчики
Администрация Белозерского муниципального района
администрация Куностьского сельского поселения
Другие
ОНД и ПР по Белозерскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области
Суд
Белозерский районный суд Вологодской области
Судья
Михеев Н.С.
Дело на странице суда
belozersky.vld.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация административного искового заявления
07.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
26.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее