Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-4622/2022
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-7678/2021
УИД 16RS0051-01-2021-017143-64
Судья Ахметгараев А.А.
Учёт № 211г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2022 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гиниатуллиной Ф.И.,
судей Шайхиева И.Ш., Мелихова А.В.,
при секретаре судебного заседания Арутюняне Ш.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхиева И.Ш. апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Советского районного суда г. Казани от 10 декабря 2021 года, которым постановлено:
заявление прокурора Советского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Гимназия № 174» Советского района города Казани, исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным бездействия, обеспечить финансирование мероприятий по устранению допущенных нарушений, устранить допущенные нарушения - удовлетворить частично;
обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани в срок в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия № 174» Советского района города Казани, а именно: по исключению бесконтрольного пребывания на территории объекта посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, путем установки системы контроля и управления доступом и ограждения, препятствующего доступу посторонних лиц, оснащению объекта охранной сигнализацией, установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 174» Советского района города Казани в срок в течение двух месяцев с даты финансирования осуществить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на территории объекта посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, путем установки системы контроля и управления доступом и ограждения, препятствующего доступу посторонних лиц, оснащению объекта охранной сигнализацией, установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
в удовлетворении остальной части заявления отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы исполкома МО г. Казани, судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района города Казани обратился к МБОУ «Гимназия № 174» Советского района г. Казани и исполкому МО г. Казани с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г. Казани проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ «Гимназия № 174» Советского района г. Казани, по результатам которой установлены нарушения, а именно: не целостность ограждения; бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта; отсутствие охранной сигнализации и системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта.
По уставу МБОУ «Гимназия № 174», его учредителем является исполком МО г. Казани. Таким образом, обеспечение технической укрепленности и антитеррористической защищенности этого образовательного учреждения является обязанностью, в том числе и органа местного самоуправления.
По этим основаниям прокурор Советского района г. Казани, уточнив требования, просит:
признать бездействие МБОУ «Гимназия № 174» Советского района города Казани, исполнительного комитета МО города Казани незаконным;
обязать исполнительный комитет МО города Казани в срок до 31 декабря 2021 года предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно: по исключению бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, оснащению объекта охранной сигнализацией, установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
обязать МБОУ «Гимназия № 174» в срок до 31 декабря 2021 года устранить выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно: исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта; оснастить объект охранной сигнализацией; установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта.
Определением Советского районного суда г. Казани от 10 декабря 2021 года производство по делу в части требований об обязании исполнительного комитета муниципального образования города Казани предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению целостности ограждения, об обязании МБОУ «Гимназия № 174» восстановить целостность ограждения прекращено в связи с отказом прокурора от иска в этой части.
Суд первой инстанции заявление прокурора Советского района г. Казани удовлетворил частично в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель исполкома МО г. Казани просит решение суда первой инстанции изменить в части определения сроков устранения нарушений и требования обязать исполком МО г. Казани обеспечить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности. В обоснование указывается, что согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета, его утверждение и исполнение, осуществление контроля за его исполнением и отчета об его исполнении; согласно ст. 18 этого закона исполкомом г. Казани финансовые обязательства исполняются за счет средств бюджета; по уставу г. Казани, его бюджет формируется в соответствии с расходными обязательствами местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ на очередной финансовый год; согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности определены комиссией по категорированию объекта в паспорте безопасности с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом; паспорт безопасности МБОУ «Гимназия № 174» принят в 2020 году; срок для оборудования проведения мероприятий антитеррористической защищенности определен в этом паспорте в два финансовых года; однако это судом не учтено, поэтому решение суда первой инстанции не отвечает требованию, что оно должно быть исполнимым; возложение на исполком МО г. Казани обязанности предусмотреть в бюджете расходные статьи не законно; срок для осуществления мероприятий антитеррористической защищенности не истек.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района г. Казани просит отказать в её удовлетворении, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
МБОУ «Гимназия № 174» Советского района города Казани, МБУ «Департамент по содержанию и обслуживанию учреждений социальной сферы города Казани», МБУ «Департамент телекоммуникационных технологий города Казани» о дне судебного заседания извещены, в суд апелляционной инстанции не явились.
В судебном заседании представитель исполкома МО города Казани ФИО1 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Дело в апелляционном порядке согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе исполкома г. Казани, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Согласно ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела, помощником прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму МБОУ «Гимназия № 174» Советского района г. Казани.
Согласно паспорту безопасности объекта, данное образовательное учреждение относится к объектам 2 категории опасности.
Из актов проверки образовательного учреждения, следует, что на объекте не исключено бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе непосредственной близости от объекта, объект не оснащен охранной сигнализацией, отсутствует система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта.
Судом установлено, что в МБОУ «Гимназия № 174» отсутствует система контроля и управления доступом и это создает условия для бесконтрольного пребывания на территории объекта посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, отсутствует охранная сигнализация, отсутствует система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; и что бездействие ответчиков, выразившееся в необеспечении в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствие неправомерному проникновению на объект (территорию), на пресечение попыток совершения террористических актов на объекте, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся МБОУ «Гимназия № 174», на образование в безопасных условиях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора Советского района г. Казани частично, исходил из выводов, что МБОУ «Гимназия № 174» и исполкомом МО г. Казани не представлены доказательства об устранении в полном объеме указанных прокурором района нарушений.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что в МБОУ «Гимназия № 174» не исключено бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, объект не оснащен охранной сигнализацией, отсутствует система видеонаблюдения, а также учитывая, что учредителем и собственником имущества МБОУ «Гимназия №174» является муниципальное образование г. Казани, и что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств, в том числе местного бюджета, а материалы дела свидетельствуют об их бездействие, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся МБОУ «Гимназия № 174» на образование в безопасных условиях, поэтому требования прокурора Советского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Гимназия № 174» и ИК МО г. Казани о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект, на пресечение попыток совершения террористических актов на объекте и возложении обязанности обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий по устранению допущенных нарушений, судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы представителя исполкома МО г. Казани о том, что в соответствии с п. 11 названного выше Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности определены комиссией по категорированию объекта в паспорте безопасности гимназии с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий в два финансовых года; паспорт безопасности МБОУ «Гимназия № 174» принят в 2020 году; срок для устранения нарушений определен в два года, и что этот срок ещё не истек, на законность решения суда не влияют, поскольку эти доводы основаны на неправильном толковании названного выше нормативно-правого акта, который подлежал исполнению. Так, предусмотренные указанным нормативно-правым актом меры подлежали исполнению в течение 2 финансовых года, следующих за текущим 2019 финансовым годом, то есть до 31 декабря 2021 года, поэтому включение в паспорт безопасности МБОУ «Гимназия № 174» в 2020 году срока для реализации антитеррористических мероприятий с указанием в 2 финансовых года, фактически ведет к увеличению 2 годичного срока, предусмотренного постановлением от 2019 года, что не позволяет суду апелляционной инстанции изменить срок исполнения мер, как просит исполком МО г. Казани.
Суд апелляционной инстанции исходя из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций, соответственно исполком МО г. Казани был обязан предусмотреть и обеспечить финансирование в течение двух финансовых года - в 2020 и 2021, а образовательное учреждение МБОУ «Гимназия № 174» - осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности.
В связи с этим доводы исполкома МО г. Казани о том, что требование об обязании предусмотреть в бюджете расходные статьи на устранение указанных мероприятий, как неправовые подлежат отклонению.
При таких данных обжалуемое решение суда как отвечающее требованиям норм материального и процессуального права подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба исполкома МО г. Казани – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 10 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи