№2-1262/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи И.В.Галкиной, при секретаре Григорьевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой М. В. к органу местного самоуправления, уполномоченному в сфере управления муниципальным имуществом «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск», МКУ «Служба единого заказчика» о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Потапова М.В. обратилась в суд с иском к ОМС уполномоченному в сфере управления муниципальным имуществом «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск», МКУ «Служба единого заказчика» о признании права собственности в порядке приватизации, указав, что она, Потапова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает совместно с детьми - В. и Н. в <адрес>. В 1995 году истец получила данную квартиру по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (ранее квартира относилась к жилому фонду НГЧ- 11 ГЖД). Истец с семьей заселились в эту квартиру и проживали в ней. На сегодняшний день Потапова М.В. и дети зарегистрированы по адресу <адрес>.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане России, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст.6 Закона РФ от 14.07.1991 года № 1541-1 (в ред. От 11.06.2008г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 8 указанного закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлению граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Потапова М.В. и её дети ранее право на приватизацию не использовали, занимали изолированное жилое помещение, являются гражданами РФ, так как дети истца являются совершеннолетними, они отказались от участия в приватизации данной квартиры.
Более двух месяцев назад Потапова М.В. обращалась к собственнику жилого помещения в Администрацию ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» с просьбой о предоставлении ей в собственность в порядке приватизации квартиры <адрес>.
Истцу пояснили, что в настоящее время приватизацией в г. Красноуфимске никто не занимается, нет уполномоченного лица. Данный вопрос вынесен на рассмотрение Думы. Срок бесплатной приватизации РФ скоро истечет, а у Потаповой М.В. нет времени ждать решения данного вопроса на местном уровне.
На основании изложенного, в соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец просит:
1.Признать за Потаповой М. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на приватизацию жилого помещения - <адрес>.
2.Признать за Потаповой М. В. право собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Потапов В. А. и Епифанова Н. А., проживающие по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Потапова М. В. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика - органа местного самоуправления, уполномоченному в сфере управления муниципальным имуществом «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений против иска в суд не представил.
Представитель ответчика – МКУ «СЕЗ» – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений против иска в суд не представил.
Третье лицо - Потапов В. А. требования истца поддержал и пояснил, что в спорном жилом помещении проживает его семья, однако они не намерены реализовать свое право на приватизацию жилья. По соглашению между членами семьи приватизировать жилье будет его мать - Потапова М. В..
Третье лицо - Епифанова Н. А. требования истца поддержала и пояснила, что в спорном жилом помещении проживает её семья, однако они не намерены реализовать свое право на приватизацию жилья. По соглашению между членами семьи приватизировать жилье будет её мать - Потапова М. В..
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, находит требования истца подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.
На основании ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
На основании ч.2 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к одному из способов защиты гражданских прав отнесено признание права.
Из положений ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
В соответствии с положениями ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
Из преамбулы к Федеральному закону от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что закон определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из ст. 11 Закона следует, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" судам разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Как указывается в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12), если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
На основании ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из положений ч.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что одним из снований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Судом установлено, что 29.05.1995 года Советом народных депутатов г.Красноуфимска Потаповой М. В. выдан ордер № на право занятия квартиры <адрес> жилой площадью 31,3 кв.м. Ордер выдан на основании решения исполнительного городского совета народных депутатов. Семья Потаповой М.В. состоит из 4-х человек: она, муж – Потапов С.А., сын – Потапов В.А., дочь – Епифанова Н.А.
Согласно справке МУП «ЖКУ» № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают: глава семьи – Епифанова Н. А.., сын – Потапов В.А., дочь – Епифанова Н.А.
Выписка из реестра муниципального имущества ГО Красноуфимск свидетельствует о том, что спорная квартира общей площадью 44,7 кв.м. является муниципальной собственностью.
Технический паспорт жилого дома, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что квартира истца имеет общую площадь 44,7 кв.м.
Из справки Филиала «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в филиале «Красноуфимское «БТИиРН» регистрация сведений об использовании гражданкой Потаповой М.В. права на однократную приватизацию жилых помещений в период с ДД.ММ.ГГГГ не проводилась.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом Потаповой М.В. исковых требований к органу местного самоуправления, уполномоченному в сфере управления муниципальным имуществом «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» о признании права собственности в порядке приватизации и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Одновременно суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к МКУ «Служба единого заказчика», поскольку последний является ненадлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Потаповой М. В. к Органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» удовлетворить.
Признать право собственности Потаповой М. В. на квартиру <адрес> общей площадью 44,7 кв.м в связи с реализацией ею права на приватизацию жилой площади.
В удовлетворении исковых требований Потаповой М. В. к МКУ «Служба единого заказчика» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд непосредственно или через Красноуфимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина