Решение по делу № 2-А-6/2024 (2-А-121/2023;) от 18.05.2023

Дело № 2-А-6/2024

УИД 21RS0009-02-2023-000122-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2024 года                                                                                                       с. Аликово

Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Толстовой Л.В., при секретаре судебного заседания Никифоровой Н.В., с участием представителя истца – помощника прокурора Аликовского района Чувашской Республики Пшеничникова К.В., представителя ответчика – администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики Лазаревой Ф.Ю., представившей доверенность от 03.06.2024г., представителя ООО «СЗ «СК «Старатель» - Маркушева В.С., представившего доверенность от 09.01.2024г., представителя РУ МЧС РФ по ЧР Иванова Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарного законодательства,

установил:

Прокурор Аликовского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:1) направить извещение об окончании строительства по объекту: «Строительство дошкольного образовательного учреждения на 240 мест» вс. Аликово Аликовского района Чувашской Республики» в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; 2) заменить использованные при строительстве объекта горючие провода электропроводки систем противопожарной защиты исполнения «LSLTx» на огнестойкие провода исполнения «FRLSLTx»;3) перенести приборы приемно-контрольных и приборов управления в помещении персонала, ведущего круглосуточное дежурство на второй этаж в пост охраны в соответствии с п. 13.14.5 СП 5.13130.2009; 4) переустроить проезд для пожарной техники таким образом, чтобы расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен здания соответствовало требования п.8.8 СП 4.13130.2013; 5) переустроить радиусы поворотов на территории учреждения для обеспечения беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к зданию в соответствии с п.п.8.6, 8.7, 8.9 СП 4.13130.2013; 6) исключить использование противопожарных расстояний между зданием детского сада и складскими зданиями, расположенными за территорией учреждения, для размещения временных сооружений в виде летних веранд в соответствии с п.65 ППР в РФ;7) оснастить ворота оборудованием для автоматического разблокирования и открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в соответствии с п.71 ППР в РФ; 8) переустроить лестничные площадки на 3-х лестничных клетках: в лестничной клетке, расположенной со стороны бассейна (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке, расположенной со стороны пищеблока (на 1-см этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке главного входа (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже), предусмотрев, что ширина лестничной площадки должна составлять не менее ширины марша в соответствии с п.4.4.3 СП 1.13130.2009; 9) установить ограждения недостающей кровли здания, приведя часть кровли здания в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53254 п.7.16 СП 4.13130.2013; 10) обшить острые углы пожарных шкафов в соответствии с требованиями п.4.3.7 СП 1.13130.2020; 11) обеспечить предел огнестойкости элементов креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности) в соответствии с требованиями п.6.13 СП 7.13130.2013; 12) привести в рабочее состояние ближайший пожарный гидрант, предназначенный для наружного пожаротушения, который располагается на территории районного дворца культуры на расстоянии 111 м от здания детского сада (по дорогам с твердым покрытием) в соответствии с п.п.8.6, 9.11 СП 8.13130.2009, обосновав тем, что прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики в ходе осуществления проверки информации ГУ МЧС России по ЧувашскойРеспублике о выявленных нарушениях норм противопожарного законодательства в МБДОУ «Аликовский детский сад №1» Аликовского района, установлено, что администрация Аликовского района, не направив в Минстрой Чувашии извещение об окончании строительства объекта капитального строительства, в отсутствие заключения Минстроя Чувашии о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации,обратившись с заявлением в администрацию Аликовского сельского поселения, 31 марта 2022 года получила разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №КГ 21-50-2301-9-2022, введя объект в эксплуатацию с многочисленными и грубыми нарушениями, указанными в предостережении ОНД и Пр по Аликовскому району ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 06.12.2022, направленной в адрес МБДОУ «Аликовский детский сад №1» Аликовского района. Выявленные нарушения угрожают жизни и здоровью детей и работников дошкольного Учреждения. Нарушения законодательства о противопожарной безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям. В адрес администрации Аликовского района 16 января 2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений противопожарного законодательства. Согласно ответу администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики, выявленные нарушения не устранены.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Пшеничников К.В. поддержал требования прокурора в части по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить, указав, что в виду того, что МАДОУ «Аликовский детский сад №1 «Салкус» устранило ряд нарушений, что подтверждается сообщением ГУ МЧС РФ по ЧР, иск прокурора в части устраненных нарушений не поддерживают.

Представитель ответчика - администрации Аликовского муниципального округа Чувашской Республики Лазарева Ф.Ю. в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, просила оставить его без удовлетворения, указав, что строительство здания под детское дошкольное учреждения велось в соответствии с проектно-сметной документацией в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным между администрацией Аликовского района и ООО «СЗ «СК «Старатель», проектная документация прошла государственную экспертизу, в результате которого получено положительное заключение, что является подтверждением соответствия проектно-сметной документации требованиям существующих Сводов правил, здание введено в эксплуатацию, выдано разрешение на эксплуатацию.

Представитель, привлеченного судом в качестве соответчика ООО «Специализированный застройщик «Строительная компания «Старатель» Маркушев В.С., с иском прокурора не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просило отказать в иске прокурора к ответчику ООО «Специализированный застройщик «Строительная компания «Старатель».

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Иванов Д.Б. в судебном заседании с доводами иска прокурора согласился, указав, что ряд нарушений, выявленные при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании детского дошкольного учреждения, связаны с выполнением работ в нарушение проектно-сметной документации, а ряд нарушений имело место и на стадии ввода в эксплуатацию. В настоящее время нарушения связанные с установкой приборов приемно-контрольных и управления в помещении персонала, ведущего круглосуточное дежурство на второй этаж в пост охраны в соответствии с п. 13.14.5 СП 5.13130.2009, автоматическим разблокированием и открыванием ворот, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в соответствии; переустройством лестничных площадок х лестничных клетках; с пожарными шкафами, устранены, а за не устранение иных нарушений, выявленных в ходе контрольных проверок как руководитель детского дошкольного учреждения, так и должностное лицо муниципального образования привлечены к ответственности. Испытания работоспособности систем автоматической противопожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте защиты МБДОУ «Аликовский детский сад №1 проводились в рамках действующего законодательства с использованием приборов, прошедших госповерки.

Привлеченные судом третьи лица: КУ Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии, АУ Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя Чувашии, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Аликовский детский сад №1 «Салкус» Аликовского района Чувашской Республики надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, не известив о причинах неявки, не просили об отложении дела, не представив возражений относительно требований прокурора, при этом представитель МАДОУ Соколова Л.А. представила письменный отзыв, где возражала против удовлетворения требований прокурора.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч.ч.1 и 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту–«ГК РФ») собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пункт 2 статьи 125 ГК РФ предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Закону Чувашской Республики №15 от 29.03.2022г. «О преобразовании муниципальных образований Аликовского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального округа и городского округа», решениям Собрания депутатов Чувашской Республики №83 от 21.12.2022г. «О прекращении полномочий администрации Аликовского района Чувашской Республики и администраций сельских поселений Аликовского района Чувашской Республики» №85 от 21.12.2022г. «О правопреемстве органов местного самоуправления Аликовского муниципального округа Чувашской Республики» полномочия администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики и администрации Аликовского района Чувашской Республики прекращены, их правопреемниками является администрация Аликовского муниципального округа Чувашской Республики.

Согласно разрешениям на строительство №21-502301-09-2020 от 09.11.2020 и ввод объекта в эксплуатацию №RU №21-50-2301-9-2022 от 31.03.2022г, выданного администрацией Аликовского сельского поселения, 09 ноября 2020 года администрацией Аликовского района Чувашской Республики получено разрешение на строительство и 31 марта 2022 года принято в эксплуатацию объект капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест» в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики (л.д.61-62,28).

Как следует из материалов дела, в частности выписки из ЕГРН от 05.06.2024г. Муниципальное образование Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики является собственником нежилого здания «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест» в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики, общей площадью 6121,5 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с/пос Аликовское, с. Аликово, ул. Парковая, д.11а, переданного в оперативное управление Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению «Аликовский детский сад №1 «Салкус» Аликовского района Чувашской Республики.

Согласно п.п.3,5,7 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества,.

Как следует из п.8 ч.1 ст.41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Поводом для обращения прокурора Аликовского района в суд с иском к собственнику здания детского дошкольного образовательного учреждения – администрации Аликовского района Чувашской Республики (правопреемником которого является Аликовский муниципальный округ) явилось, поступившее в адрес прокурора Чувашской Республики письмо Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 27.12.2021 №ИВ-173-3401, согласно которому обследованием введенного в эксплуатацию после завершения строительства объекта МБДОУ «Аликовский детский сад №1» установлено, что здание эксплуатируется с невыполненными в полном объеме противопожарными мероприятиями. При проектировании, строительстве и вводе объекта в эксплуатацию допущены нарушения, которые влияют на безопасность людей. Системы противопожарной защиты здания находятся в неисправном состоянии, часть из которых не обслуживается специализированными лицензионными организациями. Линии связи автоматических установок противопожарной защиты здания выполнены из кабельных линий и электропроводок, не имеющих соответствующего исполнения (по огнестойкости). Здание не обеспечено соответствующими источниками наружного противопожарного водоснабжения. Проезды и подъезды к зданию, радиусы поворотов на территории учреждения не позволяют обеспечить беспрепятственное движение по ним пожарных автомобилей. Геометрические параметры эвакуационных путей не соответствуют установленным требованиям и не обеспечивают безопасную эвакуацию людей при пожаре. Администрация Аликовского района, как застройщик данного объекта, не направляла соответствующее извещение об окончании строительства, итоговая проверка завершенного строительством здания органами государственного строительного надзора не проводилась, заключение о соответствии построенного объекта установленным требованиям не выдавалось. Таким образом, указанный объект введен в эксплуатацию с грубыми нарушениями в области пожарной безопасности (л.д.12-13,30).

Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тесту – «Федеральный закон N 69»), определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Далее - Федеральный закон N 123), устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции). В развитие данных законов разработаны подзаконные правовые акты, носящие нормативный (общеобязательный) характер.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – «Федеральный закон N 123-ФЗ») пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 123 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

Согласно табл.2 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» (далее - ГОСТ 31565-2012) кабельные изделия исполнения «FRLSLTx» преимущественно применяются для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также в других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Согласно п.8.8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 14.02.2020), действовавшего на период начала строительства (далее - СП 4.13130.2013) расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть: для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров; для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.

Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно; 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно; 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров (п.8.6 СП 4.13130.2013).

В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду (п. 8.7 СП 4.13130.2013).

Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей (п.п. 8.9 СП 4.13130.2013).

В соответствии с п.65 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту – «ППР в РФ») запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных.

В соответствии с п.7.16 СП 4.13130.2013 в зданиях и сооружениях с уклоном кровли не более 12 процентов включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 метров, а также в зданиях и сооружениях с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 метров следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с требованиями настоящего свода правил. Независимо от высоты здания указанные ограждения следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.

В силу ч. 6 ст.85 Федерального закона № 123 конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.

В соответствии с п.6.13 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов должны иметь пределы огнестойкости не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности) в пределах обслуживаемого пожарного отсека и не менее нормируемых для строительных конструкций, к которым крепятся воздуховоды, за пределами обслуживаемого пожарного отсека.

В силу ч.4 ст.68 Федерального закона № 123 допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, $2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода.

Согласно п.п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.13130.2009). действовавшего в период строительства, пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11, по дорогам с твердым покрытием.

Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

В соответствии п.п. 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

Как следует из Протокола №162-2022/3-29 индивидуального испытания (опробования) отдельной системы автоматической противопожарной защиты здания, сооружения, помещения от 18.11.2022, специалистами ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Чувашской Республике в присутствии представителей объекта и сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике 18 ноября 2022 года проведены испытания работоспособности системы автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте защиты МБДОУ «Аликовский детский сад №1», расположенного по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с. Аликово, ул. Парковая, д.11 «а». По результатам опробования отдельной системы автоматической противопожарной защиты в здании установлено, что система автоматической пожарной сигнализации объекта выполнила свои функции не в полнм объеме и не соответствует требованиям документов в области пожарной безопасности; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании не обеспечивает однозначное информирование (оповещение) людей о пожаре в каждой точке защищаемого объекта (л.д.16-18).

Из письма Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 30.11.2022 №ИВ-173-3109, направленного в адрес АУ «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя Чувашии, Управления строительства и государственного строительного надзора Минстроя Чувашии, администрации Аликовского района Чувашской Республики, прокуратуры Чувашской Республики усматривается, что в ходе проведения в составе межведомственной комиссии работы по категорированию объекта МБДОУ «Аликовский детский сад №1» выявлены нарушения в области пожарной безопасности, часть которых допущена при проектирования, экспертизе проектной документации, строительстве и вводе объекта защиты в эксплуатацию. Проектная документация нуждается в корректировке в части учета всех противопожарных требований, предусмотренных нормами проектирования. Так в подразделе №5 «Кабельные сети» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты предусмотрены не огнестойкие «LSLTx» вместо требуемого «FRLSLTx». В подразделе №5 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» не предусмотрена соответствующая огнезащита элементов креплений (подвесок) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции. Несмотря на указанные нарушения ООО «Архитектурное бюро «ГрафиТ» выдало положительное заключение. В процессе строительства здания допущены следующие нарушения пожарной безопасности. Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен здания менее 5 м и на локальных участках составляет 2,35 м и 2,75 м, при этом в разделе №9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» указанное расстояние предусмотрено 5-8м. Радиусы поворотов на территории учреждения не обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей к зданию. В проектной документации не предусмотрено использование противопожарных расстояний для указанных целей. В ряде лестничных клеток здания ширина лестничных площадок мене ширины марша, от 1,12м до 1,15м вместо требуемого 1,35м. Часть кровли здания не имеет ограждений. В коридорах шкафы пожарных кранов не встроены в стены здания. Опознавательная окраска и цифровое обозначение трубопроводов внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требованиям ГОСТа. Не разработан план эвакуации людей при пожаре. По завершению строительно-монтажных работ и перед началом эксплуатации объекта не осуществлена соответствующая приемка систем противопожарной защиты в виде их инструментального контроля специализированными организациями. Несмотря на указанные обстоятельства, разрешением администрации Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 31.03.2022 № RU 21-50-2301-9-2022 объект защиты введен в эксплуатацию (л.д.10-11).

Согласно письму Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 23.12.2022 №ИВ-173-33-50, направленному в адрес Ассоциации СРО «ОсноваПроект» и ООО «Архитектурное бюро», в проектной документации и при строительстве не предусмотрено подключение в сеть централизованного (неценторализованного) кольцевого водопровода емкостей (резервуаров), относящихся к пожарным резервуарам как отдельный вид источников наружного противопожарного водоснабжения, заполнение которых производится методом подвоза. Крепления (подвески) конструкций воздуховодов системы протиодымной вентиляции не подвергнуты огнезащитной обработке. Воздуховоды и крепления к ним не могут быть единым изделием, поскольку не сертифицированы как единая конструкция. Кабельные линии и электропроводы систем противопожарной защиты выполнены проводами исполнения «LSLTx», вместо требуемого исполнения «FRLSLTx». Таким образом, здание Аликовского детского сада эксплуатируется с перечисленными грубейшими нарушениями требований пожарной безопасности. (л.д.29-30).

Согласно предостережению о недопустимости нарушения обязательных требований от 06.12.2022, Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Аликовскому району, выявив в ходе проверки в составе межведомственной комиссии нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», МБДОУ «Детски сад №1 «Салкус» Аликовского района Чувашской Республики 06 декабря 2022 года объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 06.12.2022 №8 и предложено принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности (л.д.23-25).

По результатам проверки информации ГУ МЧС России по Чувашской Республике о выявленных нарушениях норм противопожарного законодательства в МБДОУ «Аликовский детский сад №1» Аликовского района прокуратурой Чувашской Республики 16.01.2023 внесены представления: в адрес главы Аликовского муниципального округа Чувашской Республики, о принятии мер по устранению выявленных нарушений, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, об уведомлении прокурора о времени и месте рассмотрения представления, о сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д.33-34, 39-40, 43-44,51-52).

Согласно сообщениям администрации Аликовского муниципального округа от 28.02.2023, от 13.03.2023, претензии от 02.03.2023 следует, что представление об устранении нарушений противопожарного законодательства рассмотрено с участием и.о. прокурора Аликовского района, приняты определенные меры по устранению нарушений. Изложенный в представлении факт, что при повторном изменении проекта заложен кабель «FRLSLTx», является неверным. Проектной организацией ООО «ГрафиТ» при корректировке ПСД в части замены кабеля с «LSLTx» на «FRLSLTx» изменения не вносились. В проектной документации кабель «FRLSLTx» отражен лишь в ч.3 подраздела 5 раздела 5 «Сети связи», «Блочно-модульная котельная». В адрес подрядной организации подготовлено претензионное письмо с требованием установления недостающей части кровли, также указано на несоблюдение расстояний внутреннего края подъезда до наружных стен вместо положенных по нормативам 5 м., о несоответствии ширины лестничных площадок ширине марша на трех лестничных площадках. На весенне-летний период запланировано проведение мероприятий на территории учреждения для обеспечения беспрепятственного проезда пожарных автомобилей. За пределами отведенной территории учреждением складские помещения и другие вспомогательные объекты не размещены. Строительные работы велись в соответствии с проектно-сметной документацией, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные разделом 9 ПСД разработаны в 2020 году на основе Федерального закона «Технический регламент о требованиях о пожарной безопасности» №213-ФЗ от 22.07.2008. Правила противопожарного режима в Российской Федерации вступили в силу с 1 января 2021 года. Автоматическая разблокировка и открывание ворот проектной документацией не предусматривалась, в связи с этим ворота не были оснащены соответствующим оборудованием. В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации ручное открывание разрешено, если персонал круглосуточно дежурит у шлагбаума, ворот или имеется возможность видео- и аудиосвязи с диспетчером. В соответствии с п.4.3.3 СП 1.131330.2009 в коридорах на путях эвакуации разрешается размещать выступающие из плоскости стен в виде шкафа для пожарного крана. Специализированной организацией ООО «Техвент» осуществлены работы для обеспечения пределов огнестойкости элементов креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции. Проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению предусматривают использование пожарного гидранта, находящегося около здания районного Дома культуры. Пожарный гидрант и подъезд к пожарному резервуару отчищены от снега. Пожарный гидрант находится в исправном состоянии, установлен в рамках выполнения строительно-монтажных работ, расположен в непосредственной близости от учреждения у противопожарных емкостей в заездном кармане. В связи с тем, что объект капитального строительства введен в эксплуатацию, направление уведомления в Минстрой Чувашии не требуется. Вопрос об ответственности должностного лица не ставится ввиду увольнения начальника отдела строительства администрации района Терентьева А.Ю. Летние веранды размещены с соблюдением противопожарных расстояний в соответствии с проектно-сметной документацией. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утратил силу в связи с введением СП 1.13120 2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (л.д.35-36,37, 38).

Из сообщения Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Аликовскому муниципальному округу от 24.05.2024 следует, что во исполнение решения заместителя начальника управления от 13.04.2023 №2304/210-21/5-В проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении МБДОУ «Детски сад №1 «Салкус» Аликовского района Чувашской Республики, в ходе которого выявлено 16 нарушений, выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 18.05.2023 №2304/210-21/5-Впп со сроком исполнения 17.11.2023. При проведении 10.01.2024 внепланового инспекционного визита по контролю за соблюдением ранее выданного предписания установлен факт невыполнения в установленный срок пунктов 1,4,5,6,7,11,13,15,16, выдано предписание №2312/210-21/20-В/ПИВ со сроком устранения 10.07.2024.

Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами права, проанализировав установленные судом обстоятельства рассматриваемого спора, суд приходит к выводу, что принятое в эксплуатацию здание детского дошкольного образовательного учреждения, его собственником муниципальным образованием – Аликовский муниципальный округ эксплуатируется с многочисленными нарушениями законодательства о пожарной безопасности, что несет угрозу жизни и здоровью детей и иных граждан, посещающих данное дошкольное образовательное учреждения, обеспечение безопасности которых возложено на органы местного самоуправления и на собственников эксплуатируемых зданий, в силу чего суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

При этом, доводы представителя администрации Аликовского муниципального округа о том, что строительство здание велось в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей строительную экспертизу с положительным заключением в рамках заключенного между администрацией Аликовского района и ООО «СЗ «СК «Старатель», не опровергаю обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения спора о наличии нарушений законодательства о пожарной безопасности и не освобождают собственника муниципального имущества эксплуатировать данное здание с соблюдением законодательства, в том числе и о пожарной безопасности.

Также, суд приходит к выводу, что привлеченное судом определением от 09 июня 2023 года в качестве соответчика – застройщик по муниципальному контракту - ООО «СЗ «СК «Старатель», не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку иск прокурора предъявлен к собственнику, принятого в эксплуатацию объекта недвижимости, помимо прочего, правоотношения, возникшие между сторонами муниципального контракта разрешаются в ином порядке, в силу чего суд считает необходимым исключить данное Общество из числа ответчиков по рассматриваемому спору.

Определяя срок устранения выявленных в ходе проверок нарушений, суд с учетом позиции прокурора, а также отсутствием возражений от ответчика, исходит из следующего.

В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом(часть 2 данной статьи).

Исполнимость судебного решения - элемент судебной защиты, гарантированной ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если исполнение судебного акта невозможно, поскольку иное противоречило бы конституционному принципу исполнимости судебных решений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года N 14-О-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 8-П).

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, значимости нарушений, выявленных в области пожарной безопасности, длительного неустранения установленных нарушений, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд полагает, что с учетом времени, необходимого на выполнение процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний, а также значительного объема подлежащих выполнению работ, разумным для исполнения судебного решения будет являться срок шесть месяцев с даты вступления решения в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ

решил:

Требования прокурора удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Аликовского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2102001180) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:

-заменить использованные при строительстве объекта горючие провода электропроводки систем противопожарной защиты исполнения «LSLTx» на огнестойкие провода исполнения «FRLSLTx»;

- переустроить проезд для пожарной техники таким образом, чтобы расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен здания соответствовало требования п.8.8 СП 4.13130.2013;

- переустроить радиусы поворотов на территории учреждения для обеспечения беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к зданию в соответствии с п.п.8.6, 8.7, 8.9 СП 4.13130.2013;

- исключить использование противопожарных расстояний между зданием детского сада и складскими зданиями, расположенными за территорией учреждения, для размещения временных сооружений в виде летних веранд в соответствии с п.65 ППР в РФ;

- установить ограждения недостающей кровли здания, приведя часть кровли здания в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53254 п.7.16 СП 4.13130.2013;

- обеспечить предел огнестойкости элементов креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности) в соответствии с требованиями п.6.13 СП 7.13130.2013;

-привести в рабочее состояние ближайший пожарный гидрант, предназначенный для наружного пожаротушения, который располагается на территории районного дворца культуры на расстоянии 111 м от здания детского сада (по дорогам с твердым покрытием) в соответствии с п.п.8.6, 9.11 СП 8.13130.2009, отказав в удовлетворении треьовований прокурора в части возложения на ответчика – администрацию Аликовского муниципального округа Чувашской Республики:

направить извещение об окончании строительства по объекту: «Строительство дошкольного образовательного учреждения на 240 мест» вс. Аликово Аликовского района Чувашской Республики» в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

перенести приборы приемно-контрольных и приборов управления в помещении персонала, ведущего круглосуточное дежурство на второй этаж в пост охраны в соответствии с п. 13.14.5 СП 5.13130.2009;

оснастить ворота оборудованием для автоматического разблокирования и открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в соответствии с п.71 ППР в РФ;

- переустроить лестничные площадки на 3-х лестничных клетках: в лестничной клетке, расположенной со стороны бассейна (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке, расположенной со стороны пищеблока (на 1-см этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже); в лестничной клетке главного входа (на 1-ом этаже, на 2-ом этаже, на 3-ем этаже), предусмотрев, что ширина лестничной площадки должна составлять не менее ширины марша в соответствии с п.4.4.3 СП 1.13130.2009;

-обшить острые углы пожарных шкафов в соответствии с требованиями п.4.3.7 СП 1.13130.2020.

Исключить из числа ответчиков по данному гражданскому делу, привлеченное определением суда от 09 июня 2023 года Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Строительная компания «Старатель».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                                                         Л.В.Толстова

Мотивированное решение составлено 14 июня 2024 года

2-А-6/2024 (2-А-121/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Аликовского района ЧР
Ответчики
Администрация Аликовского муниципального округа ЧР
ООО "Специализированный застройщик "Строительная компания "Старатель"
Другие
АУ ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве ЧР" Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства ЧР
КУ ЧР "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства ЧР
Главное управление МЧС России по ЧР
Суд
Красноармейский районный суд Чувашии
Судья
Сядарова Надежда Ивановна
Дело на странице суда
krasnoarmeisky.chv.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
20.05.2024Производство по делу возобновлено
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024Дело оформлено
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее