Решение по делу № 33а-1787/2020 от 27.04.2020

Судья Алабужева С.В.

дело № 2а-3456/2019 (суд первой инстанции)

дело № 33а-1787/2020 (суда апелляционной инстанции)

уникальный идентификатор дела № 18RS0002-01-2019-003975-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи     Захарчука О.В.,

судей:                         Багаутдиновой Г.Р., Сентяковой Н.Н.,

при секретаре                 Токаревой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 25 мая 2020 года дело по апелляционной жалобе Карлышева С. Ю. на решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 1 ноября 2019 года, которым:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Карлышеву С. Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени удовлетворено частично;

с Карлышева С. Ю. в доход бюджета взыскана задолженность по оплате недоимки по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей, недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей, а так же <данные изъяты> рублей государственной пошлины в доход МО "Город Ижевск";

в удовлетворении оставшейся части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., объяснения Карлышева С.Ю. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике – Белокрыловой М.А. полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованной, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карлышеву С.Ю. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени.

Требования мотивированы тем, что Карлышев С.Ю. с 26.05.2010 был зарегистрирован адвокатом, то есть является плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам с величиной дохода за расчетный период (2017 год) не превышающем 300 000 рублей, в связи с этим ему следовало уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС).

В связи с неисполнением данной обязанности начислены пени.

Требования от 27.01.2018 и 21.02.2018 об оплате задолженности Карлышевым С.Ю. не исполнены.

Неисполнение административным ответчиком указанных требований послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который 12.03.2019 был отменен.

Инспекция просила суд взыскать с Карлышева С.Ю. недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС (далее – ФФОМС) в размере <данные изъяты> рублей, по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС в общем размере <данные изъяты> рублей и пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ в размере <данные изъяты> рублей.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционных жалобах Карлышев С.Ю. просит решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать. В качестве основания для отмены решения суда ссылается на вынесение решения при неполном разбирательстве дела, без учета всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, что привело к неправильному применению норм материального права и вынесению незаконного решения. Указывает, что он приостановил свою деятельность как адвоката, поэтому был освобожден от уплаты страховых взносов за 2017 год.

До начала рассмотрения апелляционной жалобы Карлышева С.Ю. от Инспекции поступило заявление об отказе от административного искового заявления в части. Заявление мотивировано тем, что Карлышев С.Ю. приостановил статус адвоката с 23.11.2017, на основании чего были пересчитаны подлежащие к уплате взносы и пени. Исходя из изложенного, Инспекция отказывается от административного искового заявления в части требований о взыскании:

- страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей;

- страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей;

- пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей;

- пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно п.2 ч.46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Судебной коллегией установлено, что такой отказ не противоречит положениям КАС РФ, других федеральных законов и не нарушает права других лиц. Последствия отказа от административного искового заявления Инспекции понятны.

Исходя из изложенного, судебной коллегией отказ от административного искового заявления в части принимается. Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, а производство по административному делу прекращению в данной части.

Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения (ч.5 ст. 15 КАС РФ).

Учитывая положения Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в части их переходных положений судебная коллегия приходит к выводу, что названные изменения не связаны с отменой обязанности по уплате страховых взносов и пени, поэтому возникшие правоотношения в этой сфере не прекратились в связи с отменой названного закона.

Начиная с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.

Из материалов дела следует, что Карлышев С.Ю. с 26.05.2010 будучи адвокатом зарегистрирован в качестве страхователя - плательщика страховых взносов в ПФ РФ, при этом он не производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Карлышеву С.Ю. 29.01.2018 и 26.02.2018 направлены требования об уплате за 2017 отчетный год недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме <данные изъяты> рублей и пени в общей сумме <данные изъяты> со сроком уплаты по требованию до 10.05.2018.

Указанные требования административным ответчиком не исполнены.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По смыслу указанных законоположений следует, что законодателем установлен специальный порядок обращения в суд за взысканием страховых взносов, согласно которому требование о взыскании страховых взносов за счет имущества физического лица предъявляется в порядке приказного производства в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Инспекция за выдачей судебного приказа обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Первомайского района г.Ижевска 22.10.2018, то есть с соблюдением указанного срока.

В последующем названный судебный приказ был отменен 12.03.2019 в связи с поступившими возражениями.

Административный иск подан Инспекцией в суд 11.09.2019 (л.д. 4), то есть с соблюдением указанного ранее шестимесячного срока.

Таким образом, административным истцом не пропущен срок на обращение в суд, так как шестимесячный срок на обращение за выдачей судебного приказа и шестимесячный срок на обращение с административным исковым заявлением соблюден.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ).

Таким образом, лица, имевшие статус адвоката, обязаны уплачивать страховые взносы.

Указанная обязанность возникает в силу факта приобретения статуса адвоката.

Данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в ПФ РФ и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с п.1 ст. 430 НК РФ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции действовавшей в отношении 2017 года) предусмотрено, что указанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст. 425 настоящего Кодекса (26 процентов).

Кроме того, пп.2 п. 1 ст. 430 НК РФ(в редакции действовавшей в отношении 2017 года) предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленногопп.3 п.2 ст. 425 настоящего Кодекса (5,1 процента).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей в месяц.

Пунктом 2 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

При этом необходимо учитывать, что в силу п.7 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Учитывая, что Карлышев С.Ю. с 23.11.2017 статус адвоката приостановил, доход его за 2017 год не превысил 300 000 рублей, он обязан уплатить страховые взносы на ОПС не позднее 31.12.2017 в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, увеличенное в 12 раз (в размере <данные изъяты> рублей рассчитанных исходя из указанных положений НК РФ – (<данные изъяты>)).

Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которая выплачивается в случае уплаты причитающихся сумм, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).

Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов с 09.01.2018 на указанную сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ подлежат начислению пени. По состоянию на 21.02.2018, начиная с 09.01.2018, пени на сумму недоимки по страховым взносам на ОПС составили <данные изъяты> рублей.

Кроме того, Карлышеву С.Ю. надлежало уплатить страховые взносы на ОМС, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОМС, установленного пп. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ.

Учитывая, что Карлышев С.Ю. с 23.11.2017 статус адвоката приостановил, он обязан уплатить страховые взносы на ОМС в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов с 09.01.2018 на указанную сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ подлежат начислению пени. По состоянию на 21.02.2018, начиная с 09.01.2018, пени на сумму недоимки по страховым взносам на ОМС составили <данные изъяты> рублей.

Соответственно подлежит пересчету и взыскиваемая государственная пошлина.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, исходил из того, что Карлышев С.Ю., являлся адвокатом, соответственно, нёс обязанность по уплате страховых взносов и пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов, однако возложенную на него законом обязанность по уплате страховых взносов и пеней не исполнил.

Данный вывод суда основан на установленных обстоятельствах дела и правильном применении закона.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что данное административное дело суд в праве был рассмотреть в упрощенном порядке.

Статья 291 КАС РФ предусматривает, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Учитывая, что определением от 11.09.2019 административному истцу разъяснено право предоставить суду возражения относительно порядка рассмотрения административного дела, данное определение получено Карлышевым С.Ю. лично 12.10.2019, возражений им в суд не представлено, суд правомерно рассмотрел дело в упрощенном порядке.

Довод Карлышева С.Ю. о том, что в связи с прекращением статуса адвоката ему не нужно было уплачивать взносы, судебной коллегией отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в виду того, что в силу п.7 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Статус адвоката Карлышевым С.Ю. приостановлен с 23.11.2017, соответственно за период с 01.01.2017 по 22.11.2017 обязанность по уплате взносов у Карлышева С.Ю. имелась.

Иных доводов, свидетельствующих о необходимости отмены или изменения решения суда первой инстанции, в жалобах не приводится.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, что нашло свое отражение в решении суда, которое по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

принять отказ Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике от административного искового заявления к Карлышеву С. Ю. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование и пени за период с 23.11.2017 по 31.12.2017.

Производство по административному делу в данной части прекратить.

Резолютивную часть решения Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 1 ноября 2019 года изложить в следующей редакции:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Карлышеву С. Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени – удовлетворить частично.

Взыскать с Карлышева С. Ю. в доход бюджета на расчетный счет , получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России №9 по Удмуртской Республике), ИНН , КПП , БИК банка , задолженность по оплате:

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей (КБК , ОКТМО ),

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей (КБК , ОКТМО ),

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей (КБК , ОКТМО ),

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> рублей (КБК , ОКТМО ).

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Взыскать с Карлышева С. Ю. в доход бюджета муниципального образования «Город Ижевск» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья             О.В. Захарчук

Судьи:                             Г.Р. Багаутдинова

                                

Н.Н. Сентякова

33а-1787/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МРИ ФНС №9
Ответчики
Карлышев С.Ю.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
25.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2020Передано в экспедицию
25.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее