Дело № 2а-1242/2019
№ 88а-3054/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 15 апреля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Свободного, поданную 5 марта 2020 года, на решение Свободненского городского суда Амурской области от 6 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора к администрации города Свободного, заинтересованные лица: Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного, Управление по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного о возложении обязанности заключить договор управления в отношении многоквартирных домов № 96 по переулку Кирпичный и № 18 по улице Кручинина в городе Свободном Амурской области.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свободненский городской прокурор обратился в Свободненский городской суд Амурской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением и просил обязать администрацию города Свободного заключить договор управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов № 96 по переулку Кирпичный и № 18 по улице Кручинина в городе Свободном Амурской области.
В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Свободного жилищного законодательства по вопросу наличия управляющей компании в отношении многоквартирных домов № 18 по улице Кручинина, № 96 по переулку Кирпичный города Свободного. Согласно информации, предоставленной администрацией города Свободного, непосредственный способ управления собственниками помещений многоквартирных домов по адресу: город Свободный, улица Кручинина, дом 18, переулок Кирпичный, дом 96, не реализуется. В соответствии с протоколами заседания конкурсной комиссии по отбору управляющей компании в отношении многоквартирных домов от 12 сентября 2018 года, 12 ноября 2018 года и 15 мая 2019 года конкурсы признаны несостоявшимися, конкурсная документация аннулирована. До настоящего времени собственниками помещений многоквартирных домов № 18 по улице Кручинина, № 96 по переулку Кирпичный города Свободного договоры управления с управляющей компанией не заключены. Отсутствие способа управления многоквартирных домов, препятствует подготовке указанных многоквартирных домов к отопительному сезону и ставит под угрозу надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Определением Свободненского городского суда Амурской области от 26 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечь Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного, Управление по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 6 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 года, административные исковые требования Свободненского городского прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной администрацией города Свободного в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Свободненского городского суда Амурской области 5 марта 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судом обстоятельствам дела. Так, суды необоснованно сослались на часть 8 статьи 161 ЖК РФ, поскольку в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75, заключение договора на управление многоквартирным домом не по результатам конкурса не предусмотрено. Тем более, когда для участия в конкурсе не подано ни одной заявки (конкурс не может быть признан несостоявшимся). Действия (бездействие) органа местного самоуправления по непроведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в установленном законодательством порядке и случаях содержит в себе нарушение статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2020 года кассационная жалоба Администрации города Свободного передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились Свободненкий городской прокурор, представители администрации города Свободного, Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного, Управления по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
На основании частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены Порядком проведения конкурса по отбору управляющей организации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – Правила № 75).
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно части 8 статьи 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Как следует из материалов дела, Свободненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Свободного жилищного законодательства по вопросу наличия управляющей компании в отношении многоквартирных домов № 96 по переулку Кирпичный и № 18 по улице Кручинина в городе Свободном Амурской области.
Из представленной администрацией города Свободного информации, непосредственный способ управления собственниками помещений многоквартирных домов № 96 по переулку Кирпичный и № 18 по улице Кручинина в городе Свободном Амурской области, не реализуется.
Согласно протоколам заседания конкурсной комиссии по отбору управляющей компании в отношении спорных многоквартирных домов от 12 сентября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 15 мая 2019 года, конкурсы признаны несостоявшимися, конкурсная документация аннулирована.
До настоящего времени собственниками помещений многоквартирных домов № 96 по переулку Кирпичный и № 18 по улице Кручинина в городе Свободном Амурской области договоры с управляющими организациями не заключены.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что именно на администрации города Свободного лежит обязанность по заключению договоров управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации, поскольку указанные конкурсы признаны несостоявшимися.
Довод кассационной жалобы о том, что поскольку для участия в конкурсе не подано ни одной заявки, в связи с чем, конкурс не может быть признан несостоявшимся, и в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75 заключение договора на управление многоквартирным домом не по результатам конкурса не предусмотрено, основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
На основании пункта 59 Правил № 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Согласно пункту 71 Правил № 75, в случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.
Вместе с тем, ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила № 75 не содержат определение несостоявшегося конкурса, а также условий, при которых конкурс по отбору управляющей организации может быть признан несостоявшимся.
На участие в конкурсах по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов № 96 по переулку Кирпичный и № 18 по улице Кручинина в городе Свободном Амурской области, которые проводились Администрацией города Свободного 12 сентября 2018 года, 12 ноября 2018 года и 15 мая 2019 года, не было подано ни одной заявки управляющими организациями, то есть данные конкурсы не состоялись и были признаны организаторами несостоявшимся.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 6 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Свободного – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи