Решение по делу № 2-2262/2024 от 14.10.2024

Дело № 2-2262/2024

УИД № 23RS0001-01-2024-003661-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2024 года                                                                            город Абинск

Абинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего – судьи Сотникова Е.Д., протокол судебного заседания ведет секретарь Колесник С.П., с участием представителей истца – ГКУ КК управление социальной защиты населения в Абинском районе по доверенности Семендяевой Т.А., Котляровой Н.И., ответчика Шаповалова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ГКУ КК управление социальной защиты населения в Абинском районе к Шаповалову С.А. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ КК управление социальной защиты населения в Абинском районе обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с Шаповалова С.А. 200.000 рублей в качестве неосновательного обогащения.

В обоснование указано, что истцом в соответствии с порядком и условиями оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 25 декабря 2023 г. и на основании заявления ответчика – заключен социальный контракт от 5 апреля 2024 г. на ведение личного подсобного хозяйства. В соответствии с контрактом 03 мая 2024 г. на расчетный счет ответчика перечислены денежные средства в сумме 200.000 рублей. Согласно первому абзацу пункта 3.2.1 контракта ответчик обязан ежемесячно предоставлять отчеты о выполнении всех мероприятий программы социальной адаптации и использовании денежной выплаты на установленные цели с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы. Отчеты должны предоставляться ежемесячно с 01 мая 2024 года. Три отчета ответчик предоставил, четвертый отчет (к 01.08.2024 г.) и пятый (к 01.09.2024 г.) не предоставлял. Ответчик направил денежные средства в размере 124.000 рублей для покупки досок, бруса, остальные денежные средства, выделенные для осуществления мероприятий согласно программе социальной адаптации, не использовались по назначению, чем нарушил абзац 5 пункта 3.2.1. контракта (приобретение материалов для теплицы в течение 60 календарных дней с даты получения социальной выплаты, то есть до 03 июля 2024 г.) Также ответчик в течение 60 дней с даты получения социальной выплаты (то есть до 3 июля 2024 г.) в соответствии с программой социальной адаптации абзацем 5 пункта 3.2.1. контракта должен был приобрести оборудование и инвентарь, необходимый для теплицы (согласно смете затрат) на сумму 200.000 рублей социальной выплаты и 150.118 рублей собственных средств, о чем отчитаться в управление. Ответчик же направил денежные средства в размере 124.000 рублей для покупки досок, бруса, остальные денежные средства, выделенные для осуществления мероприятий по контракту и программе социальной адаптации, не использовались по назначению. Шаповалов С.А. не приобрел необходимые материалы, не сдал установленных отчетов. Таким образом, ответчиком не исполнены обязательства, указанные в пункте 3.2.1 контракта по предоставлению ежемесячных отчетов о расходовании денежных средств согласно смете затрат, расходовании выделенных средства согласно программе социальной адаптации, что говорит о том, что ответчик не выполнил условия контракта, программы социальной адаптации и в соответствии с абзацем 6 пункта 3.2.1 контракта ответчик обязан возместить управлению денежные средства, полученные неправомерно, то есть сумму в размере 200.000 рублей. 21 августа 2024 года комиссией управления осуществлен выезд на дом с составлением акта обследования семьи, заключившей социальный контракт, в котором указано, что приобретенные материалы не используются по назначению, пленка для теплицы не закуплена, приусадебный участок не используется для выращивания сельхозпродукции. В соответствии с абзацем 9 пункта 5.3. контракта, п. 30,31 порядка истец в одностороннем порядке расторгнул контракт с ответчиком с 01 сентября 2024 года в связи с неисполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптаций ответчиком по причинам, не являющимися уважительными, о чем уведомил ответчика уведомлением от 02.09.2024 г. В соответствии с подпунктом 7 пункта 52 порядка истец обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в течение 30 дней со дня прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) либо со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также в случае выявления управлением социальной защиты населения факта нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, или в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными. В адрес ответчика 03 сентября 2024 года истцом направлено досудебная претензия о необходимости добровольного возврата полученных денежных средств до 01 октября 2024 года, однако, до настоящего времени требуемые действия Шаповаловым С.А. не выполнены. Таким образом, ответчик не выполнил условия контракта, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел и сберег принадлежащее истцу имущество и, согласно ст.1102 и ст.1103 ГК РФ, обязан возвратить сумму неосновательного обогащения в размере 200.000 рублей.

Представители истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.

Ответчик Шаповалов С.А. возражал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, пояснив, что он не уложился в предусмотренные контрактом сроки, поскольку болел, а также ему были предоставлены ненадлежащего качества строительные материалы, исключающие постройку теплицы в срок, умысла на нецелевое расходование полученной социальной помощи у него не было, он является малоимущим гражданином, единственный его доход – пенсионные выплаты.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, с учетом позиций сторон, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании обращения Шаповалова С.А. в ГКУ КК управление социальной защиты населения в Абинском районе с ним заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи для проведения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

По условиям социального контракта от 05 апреля 2024 г. истец принял на себя обязательство оказать ответчику государственную социальную помощь в виде выплаты 200.000 руб., а заявитель обязан реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи по ведению личного подсобного хозяйства.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта отказана Шаповалову С.А. на ведение личного подсобного хозяйства в размере 200.000 руб. Указанные средства им получены 02 мая 2024 г.

В соответствии с программой социальной адаптации в отношении Шаповалова С.А. установлен перечень мероприятий программы.

Согласно первому абзацу пункта 3.2.1 контракта ответчик обязан ежемесячно предоставлять отчеты о выполнении всех мероприятий программы социальной адаптации и использовании денежной выплаты на установленные цели с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы. Отчеты должны предоставляться ежемесячно с 01 мая 2024 года.

Три отчета ответчик предоставил, четвертый отчет (к 01.08.2024 г.) и пятый (к 01.09.2024 г.) не предоставлял.

Ответчик направил денежные средства в размере 124.000 рублей для покупки досок, бруса, остальные денежные средства, выделенные для осуществления мероприятий согласно программе социальной адаптации, не использовались по назначению, чем нарушил абзац 5 пункта 3.2.1. контракта (приобретение материалов для теплицы в течение 60 календарных дней с даты получения социальной выплаты, то есть до 03 июля 2024 г.)

Также ответчик в течение 60 дней с даты получения социальной выплаты (то есть до 3 июля 2024 г.) в соответствии с программой социальной адаптации абзацем 5 пункта 3.2.1. контракта должен был приобрести оборудование и инвентарь, необходимый для теплицы (согласно смете затрат) на сумму 200.000 рублей социальной выплаты и 150.118 рублей собственных средств, о чем отчитаться в управление.

Ответчиком не исполнены обязательства, указанные в пункте 3.2.1 контракта по предоставлению ежемесячных отчетов о расходовании денежных средств согласно смете затрат, расходовании выделенных средства согласно программе социальной адаптации.

21 августа 2024 года комиссией управления осуществлен выезд на дом с составлением акта обследования семьи, заключившей социальный контракт, в котором указано, что приобретенные материалы не используются по назначению, пленка для теплицы не закуплена, приусадебный участок не используется для выращивания сельхозпродукции.

В соответствии с абзацем 9 пункта 5.3. контракта, п. 30,31 порядка истец в одностороннем порядке расторгнул контракт с ответчиком с 01 сентября 2024 года в связи с неисполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптаций ответчиком по причинам, не являющимися уважительными, о чем уведомил ответчика уведомлением от 02.09.2024 г.

Полученные денежные средства в размере 200.000 руб. в рамках государственной социальной помощи истец просит взыскать как неосновательное обогащение по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса РФ.

Разрешая спор, суд руководствуется статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, и не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом суд исходит из того, что сторона истца не доказала в судебном заседании, что в действиях ответчика имело место недобросовестность поведения по исполнению условий заключенного между сторонами условий социального контракта, денежные средства, полученные Шаповаловым С.А. в виде социальной помощи были предоставлены ему в качестве основного источника средств к существованию, вследствие того, что Шаповалов С.А. является малоимущим. Нецелевое использование денежных средств судом не установлено.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Из положений пункта 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий:

1) имело место приобретение или сбережение имущества;

2) приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат – лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из отсутствия недобросовестности или злоупотребления правом в действиях Шаповалова С.А.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности действий Шаповалова С.А. – в материалах дела не имеется.

Отклоняя доводы истца о том, что основанием для взыскания полученных денежных средств по социальному контракту является не предоставление отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, суд установил, что Шаповаловым С.А. денежные средства в виде социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства получены на законном основании, он является малоимущим гражданином, существует на социальные пособия и пенсию, утверждения истца о причинах неисполнения в полном объеме программы социальной адаптации – не опровергают выводы суда о недоказанности ее недобросовестного поведения. Полученные Шаповаловым С.А. денежные средства в виде социальной выплаты в большей части расходованы на покупку строительных материалов и реализации условий контракта.

Допущенные со стороны Шаповалова С.А. нарушения требований программы социальной адаптации в части не предоставления отчетов, а также не выполнения постройки теплицы в срок, с учетом объяснений Шаповалова С.А. – в условиях презумпции добросовестного поведения ответчика, не могут являться безусловным основанием для взыскания выделенных при заключении социального контракта денежных средств.

Таким образом, суд, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к Шаповалову С.А., поскольку доказательств его неосновательного обогащения не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления ГКУ КК управление социальной защиты населения в Абинском районе к Шаповалову С.А. о взыскании неосновательного обогащения в размере 200.000 рублей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

В окончательной форме вынесено 25 ноября 2024 г.

Председательствующий                                                     Е.Д. Сотников

2-2262/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное казенное учреждение Краснодарского края-управление социальной защиты населения в Абинском районе
Ответчики
Шаповалов Сергей Алексеевич
Суд
Абинский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
abinsk.krd.sudrf.ru
14.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2024Передача материалов судье
15.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2024Предварительное судебное заседание
21.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее